Многие специалисты в области онкологии воспринимают железодефицитную анемию как естественное продолжение основного диагноза, не придавая существенного значения снижению в организме гемоглобина. Если анализ крови показывает, что гемоглобин ниже 100 г/л, то порой такой показатель рассматривается как вариант нормы. Мало того, даже 80 г/л не вызывает у них обеспокоенности. Все это происходит от непонимания того, какие негативные последствия влечет за собой железодефицитная анемия.
Иммунная система, которая функционирует в активном режиме, заставляет организм ускоренно производить цитокины. Под их влиянием угнетается функция эритропоэза, одновременно с этим происходит:
— супрессия дифференцировки предшественников клеток эритроцитов,
— нарушение утилизации железа,
— беспорядочное продуцирование эритропоэтина.
Воспалительные процессы укорачивают время существования эритроцита с четырех месяцев до двух. Опухоли также провоцируют различные кровотечения и кровоизлияния, системная коагулопатия которых – это прямой путь к развитию анемии разной степени тяжести, особенно часто она проявляется при множественной прогрессирующей миеломе — частота доходит до 90%. Также анемия часто диагностируется у тех больных, кто страдает заболеваниями почек и шейки матки [6].
Одним из самых распространенных методов лечения онкологических заболеваний является химиотерапия и лучевая терапия, которые значительно снижают уровень гемоглобина крови.
Цель исследования: Провести количественное определение ионов железа (II) и гемоглобина в крови больных раком молочной железы и проанализировать полученные результаты.
Материал и методы. Нами было проведено количественное определение ионов железа (II) в сыворотке крови у онкологических больных (n=30) с диагнозом рак молочной железы с помощью набора реагентов («Вектор-Бест-Агидель»). Данный метод основывается на том, что связанное с трансферрином железо отщепляется в кислой среде в виде трёхвалентного железа, и затем восстанавливается до двухвалентного в присутствии аскорбиновой кислоты. Двухвалентное железо образует с феррозином окрашенный комплекс фиолетового цвета, интенсивность окраски которого прямо пропорциональна концентрации железа в пробе и измеряется фотометрически при длине волны 560 (540 – 600) нм.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования было показано, что у больных раком молочной железы анемия тяжелой и средней тяжести проявляется в 82%, а легкая – в 18%. У 24 больных с раком молочной железы содержание железа в сыворотке крови составляло 3,0-5,5 мкмоль/л., а у 6 больных – 5,9-7,8 мкмоль/л. В сыворотке здоровых доноров содержание железа составляет 9-31 мкмоль/л [2].
Показано также, что у всех больных раком молочной железы содержание гемоглобина было ниже нормы: у 26 больных от 43,0 до 65 г/л, а у четырех – 70-98 г/л. Нормальные величины содержания гемоглобина в крови составляют 120 -150 г/л.
Такие результаты связаны, по-видимому, с тем, что клетки коркового слоя почек блокируют продуцирование эритропоэтина. Высокую нефротоксичность проявляют производные платины, которые используются в химиотерапии и одновременно провоцируют развитие анемии. В качестве лечения для трети пациентов проводится гемотрансфузия.
В условиях протекания злокачественного заболевания анемия усугубляет работу всех органов и систем организма, она развивается как из-за самой болезни, так и вследствие назначенной лекарственной терапии. Установлена прямая связь между эффективностью химиотерапии и уровнем гемоглобина на начало ее курса. Согласно литературным данным [6], больные раком молочной железы с анемией к началу терапевтического курса, достигали лечебного эффекта в 57%. Те же, у которых анемии не было, получали 79%-ный эффект. Относительный риск смерти у онкологических больных при анемии увеличивается до 70% .
Причины анемии при раке могут быть различными: нарушение всасывания железа и его обмена, незначительная, но хроническая кровопотеря, нарушение всасывания меди, кобальта и витаминов, участвующих в кроветворении; угнетающее воздействие злокачественной опухоли на красный костный мозг, уменьшение содержания эритроцитов в крови онкологических больных и сокращение продолжительности их жизни, уменьшение концентрации гемоглобина в крови в результате нарушения его синтеза или ускорения распада, а так же использование эритроцитов крови в качестве питательного субстрата для опухоли [7].
В случае нормальной концентрации гемоглобина в крови, онкобольные страдают от недостатка кислорода из-за того, что способность гемоглобина связывать кислород и отдавать его тканям нарушается. Это является результатом изменения структуры гемоглобина при злокачественных новообразованиях.
У онкологических больных скрытый или явный дефицит железа обнаруживается постоянно, особенно, он выражен при метастазировании опухоли, причём тем в большей степени, чем дальше от основного очага метастазы локализуются.
Это можно объяснить тем, что у больных со злокачественными опухолями:
1 - затруднено всасывание железа, особенно если кислотность желудочного сока низкая;
2 - нарушен транспорт железа кровью и доставка его тканям, например, трансферрин меньше насыщен железом, особенно при раке молочной железы;
3 - затруднено выведение железа из мест депонирования (печень и селезёнка погибших от рака людей зачастую перегружены железом;
4 - железо поглощается опухолевыми клетками тем значительнее, чем больше масса самой опухоли, и чем более она злокачественна, так как тканевое дыхание - основной потребитель железа в клетке, в раковых клетках происходит слабее, а также потому, что злокачественные клетки с помощью трансферрина маскируются от иммунной системы.
Раковые клетки накапливают ферритин (белок, депонирующий железо), причём иногда в таких количествах, что он может играть роль маркёра. По его содержанию, например, можно отличать злокачественное поражение молочной железы от доброкачественного. Обнаруживаются и другие изменения, например, конформация белков иммунной системы, которые также можно использовать в качестве маркёров раннего развития онкозаболевания [3, 4].
Железодефицитная анемия предрасполагает к развитию рака, поэтому мы рассматривали методы лечения и помощь пациентам, столкнувшихся с данной проблемой.
Препараты на основе эритропоэтина, а также гемотрансфузия дают положительные результаты при лечении анемии, однако невозможность использовать эти методы постоянно существенно ограничивает их применение. К примеру, эритропоэтин можно использовать только один раз за весь цикл химиотерапии.
Если недостаток железа вызывает железодефицитную анемию, то его избыток - отравление организма, накапливается в печени и поджелудочной железе [5].
Свободное железо, не связанное с гемоглобином, ускоряет окислительные процессы, которые очень неблагоприятны для здоровья. Избыток свободного железа усугубляет повреждения, наносимые свободными радикалами. Исследование, проведенное на восьми тысячах человек, показало, что, чем выше содержание железа в крови, тем больше риск рака, в особенности мочевого пузыря и пишевода. Также было показало, что после климакса у людей с высоким уровнем железа в крови, подверженность предраковым полипам в толстой кишке в пять раз выше, чем у тех, у которых уровень железа ниже. Другое исследование опровергло гипотезу о том, что железо, поступая в организм, повреждает структуру ДНК [ 8], что указывает на необходимость дальнейших исследований в этом направлении.
Для избежания избытка железа в организме, необходимо употреблять такие пищевые продукты и напитки, как чай, пшеничная каша, бобы и др., которые тормозят поглощение организмом железа и ограничивают его способность стимулировать реакции свободно-радикального окисления. Кроме того, клетчатка обладает антиканцерогенным действием.
Таким образом, правильная диета в сочетании с приемом органических соединений железа в пределах суточной потребности, может помочь в профилактике онкологических заболеваний.
Список литературы:
Долгов В., Морозова В., Марцишевская Р. и др. Клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. – М.: Лабинформ, Центр, 1995.-С. 224
Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностике. - М. Изд. «МЕДпресс-информ», 2004.- С. 920
Князева О.А. Конформационные изменения С3 компонента комплемента при инкубации плазмы крови больных раком молочной железы и «группы онкологического риска // Вятский медицинский вестник. - 2007. - №4. – С. 54-56.
Князева О.А., Камилов Ф.Х. Комплемент и антитела при онкологических заболеваниях. Результаты исследований. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 284 c.
5. Саптарова Л.М., Камилов Ф.Х., Князева О.А., Когина Э.Н. Накопление тяжелых металлов в печени крыс в процессе хронической интоксикации медно-цинковой колчеданной рудой // Вестник Башкирского университета. -2017. - Т. 22, №1. -С. 90-91.
6. А.М. Гарина, Р.Ю. Насырова. Рак молочной железы ЭФ. Онкология, гематология и радиология. Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН. 2011 №2. -С. 28-31
7. «О чем говорит гемоглобин. Формула крови» (А.А. Nikolchenko)2011.-С.1-96
8. Thomas L ed. Clinical Laboratory Diagnostics. 1st ed. Frankfurt: TH-Books Verlagsgesellschaft, 1998.