ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО. АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ – КОНЕЦ 19 – НАЧАЛО 20 ВВ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО. АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ – КОНЕЦ 19 – НАЧАЛО 20 ВВ.

Саликова Е.С. 1
1Филиал ВГТУ в городе Борисоглебске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Что же такое промышленное искусство? Это заводы и фабрики или большое количественное производство? Совсем нет! Искусство – это образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Понятие искусства крайне широко – оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определенной области.

1. Промышленное искусство

Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности цель, которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды.

Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design — замысел, проект) — творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.

Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Границы между этими двумя сферами условны и зыбки. Уникальные изделия могут быть образцами для массового производства, промышленные изделия могут стать выставочными и музейными экспонатами. Соотношение между ними является при этом сложной и нерешенной проблемой.

1.1 Промышленное искусство в жизни человека.

В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование и средства связи. Т.е. в сферу промышленного искусства входят самые разнообразные предметы — от игрушек и украшений до гигантских самолетов и теплоходов, — в отличие от уникальных произведений декоративно-прикладного искусства, создающихся для выставок, музеев и сугубо индивидуального потребления.

1.2 Проблемы промышленного искусства .

Проблема промышленного искусства возникла в середине XIX в.. В связи с резким падением эстетического качества массовых промышленных изделий , в условиях машинного массового производства и разгула рыночной стихии. В кон. XIX — 1-й трети XX в. усилиями движения искусств и ремесел, художественно-промышленных объединений — веркбундов, учебно-творческих центров (Баухауз в Германии, Вхутемас в России), а также в результате развития с 1920-х гг. методов дизайна современное промышленное искусство было создано во многих странах мира. Художественная промышленность и внедрение индустриального дизайна в различные отрасли материального производства сделали промышленное искусство частью повседневного быта Западной Европы, Америки, ряда других стран, где существенно изменили облик предметного мира. В России, бывшей одним из пионеров современного промышленного искусства, развитие его в 1930-1950-х гг. тормозилось, а в 1960-1980-х гг. основные усилия декоративного искусства были направлены на создание уникальных изделий и выражение индивидуальных эстетических интересов.

2. Промышленное искусство Англии. Конец 19 – начало 20 в.

2.1 История промышленного искусства в Англии

Говоря об особенностях английской культуры и искусства, в рассматриваемый период, нужно сразу же напомнить о том, что в Англии буржуазная революция была уже далеко позади, что в этой стране, в отличие от Франции конца 18 в., буржуазия пошла на компромисс и уступки дворянству. Но в Англии раньше, чем в других странах, завершился промышленный переворот. Промышленный переворот (начавшийся с 60-х гг. 18 в.) не только превратил Англию в «мировую фабрику», не только обеспечил английской буржуазии экономическое господство у себя дома и первенство на внешних рынках, но, принеся жесточайшие испытания народным массам этой страны, привел к формированию английского рабочего класса.

Английское искусство второй половины 19 века развивалось в особых общественных условиях, отличных от того, что происходило в это время на континент. В Англии раньше, чем в других странах Европы, складывается капиталистический уклад, и сказываются черты буржуазного мировоззрения, влияющие на формирование эстетических взглядов. Отражением этого явления было усиление национального своеобразия изобразительного искусства. Искусство и архитектура Англии, как и вся ее духовная жизнь в целом, отличаются в 19 веке двойственным, противоречивым характером. С одной стороны, здесь намного раньше, чем в других странах Европы, наметились некоторые новые явления и веяния в изобразительном творчестве, выдвинулось много новаторских решений в архитектуре и строительстве. Англия в основном лишь ставила и выдвигала художественные проблемы, разрешать же и делать их всеобщим достоянием доводилось уже другим странам, чаще всего Франции.

Конец 19 — начало 20 века в английском искусстве — узловой период. В это время здесь зарождается, возникает, набирает силу множество новых тенденций и явлений, получивших дальнейшее развитие в последующем. И романтизм, и реализм нового времени берут свои истоки или демонстрируют свои первые признаки именно в эту пору.

2.1 Пейзажная живопись.

Весьма существенным фактором особого развития пейзажной живописи именно в Англии было то, что здесь ранее, чем в других странах, создается капиталистический город. Особенно яркой становится противоположность между городом и деревней, обостряющая восприятие художником сельской природы по контрасту с пыльными, лишенными зелени, каменными улицами промышленных городов.

Крупнейшим мастером английской реалистической пейзажной живописи был Джон Констебль (1776—1837). Констебль в юности, как и его отец, занимался ремеслом мельника. В 1800 году он поступил в Академию художеств. Академические круги не придавали большого значения его прекрасным реалистическим картинам, и только громкий успех пейзажей Констебля за рубежом — в 1824 году в Париже и в 1825 году в Лилле — привел к избранию его в 1829 году в академики.

В своих законченных картинах Констебль подробно разрабатывает детали, пользуется гораздо более сдержанной живописной манерой, но сохраняет, несмотря на это, свежесть и правдивость передачи состояния природы.

Рисунок 1Джон Констебль(1776—1837).

Рисунок 2Джон Констебль(1776—1837).

2.2 Графика.

Среди относительно немногочисленных художников, представлявших в английском искусстве романтические тенденции, наиболее значительное место занимает талантливый поэт, гравер и рисовальщик Уильям Блейк (1757— 1827). В его библейских гравюрах, рисунках к «Аду» Данте и к собственным поэтическим произведениям проявляются необузданная фантазия, бурное и тревожное состояние души. В причудливых символических и аллегорических образах Блейк высказывает сложные философские суждения о мире и судьбах человечества, стремится выразить свои мечты о свободе человека, к которым зачастую примешиваются сильные мистические элементы.

Рисунок 3 Уильям Блейк (1757— 1827)

Рисунок 4 Уильям Блейк (1757— 1827)

2.3 Архитектура.

Промышленный переворот, начавшийся в Англии еще в 1760-х годах и вызвавший рост городов, сказался в первую очередь на развитии строительного дела и архитектуры. Открытия в области металлургии привели к началу широкого применения металла в строительстве. Металлические конструкции применяются и при возведении фабрик и заводов. Эстетическое осмысление возможностей металлической конструкции в сочетании с утилитарными задачами промышленной архитектуры заметно в 16 творчестве Т. Телфорда (1757—1834).

Английские строители применяли металл и в интерьере в качестве несущих конструкций, иногда в обнаженном виде, иногда используя привычные стилистические формы, иногда же пользуясь возможностями нового материала.

В отличие от других европейских стран английская архитектура конца 18 — начала 19 века демонстрирует множественность стилевых направлений.

3. Промышленное искусство Германии . Конец 19 – начало 20 в.

3.1 История промышленного искусства в Германии

Конец 19 в. и первая половина 20 в. были в истории Германии эпохой глубокого кризиса и величайших потрясений. Уже в 1888 г. Фридрих Энгельс видел зловещие перспективы господства прусской армии и за четверть века вперед указывал на бездну грозящей войны, к которой вели страну и народ торжествующие повелители «божьей милостью». С 1933 по 1945 г. Германия пережила один из самых трагичных и мрачных периодов своей истории. Немецкий фашизм, назвавший себя национал-социализмом, методами крайнего насилия захватил в свои руки все стороны жизни Германии, осуществляя идеи воинствующей реакции, оголтелого расизма, человеконенавистничества, подавления всех проявлений общественной и индивидуальной свободы; были потрясены и подорваны самые основы вековой немецкой культуры. Вовлеченная в гибельные военные авантюры, приведшие ко второй мировой войне, Германия в результате социальной, политической и военной катастрофы потерпела беспримерное в ее истории поражение и пережила глубокое моральное потрясение.

Быстрое экономическое развитие Германии во второй половине 19 в., превратившее ее к началу 20 в. в одну из крупнейших индустриальных стран мира, вызвало значительный размах строительства промышленных, инженерных и транспортных сооружений, интенсивный рост городов. В области

градостроительства наибольший интерес представляет строительство заводских поселков, создававшихся с целью обеспечить жильем рабочих промышленных предприятий и сооружавшихся вдали от существовавших городов. В этих новых типах населенных мест, состоявших в основном из малоэтажных домов, зарождалось новое отношение к жилым комплексам. Возводимые в большом количестве, эти поселки были той лабораторией, где архитекторы, которых в начале 20 в. стали привлекать к проектированию поселков, могли экспериментировать в области характера планировки, зонирования, размещения общественных зданий и т. д. Среди наиболее интересных заводских поселков этого периода можно назвать Альтенхоф в Эссене (1892), Вильдау под Берлином (1895), Маргаретенхэе в Эссене (1908, архитектор Г. Метцендорф) и др.

3.2 Графика

Немецкое искусство конца 19 в. не ощущало грядущих грез. Тема «ужасов войны» если и звучала в произведениях некоторых художников-модернистов, то больше в виде символа, аллегории, извечной темы. Правда, один из талантливейших мастеров Томас Теодор Гейне (1867—1948) изобразил несущуюся в пропасть повозку с Германией и ее рейхсканцлером.

К концу 19 в. сложилась группа художников политически активных, социально противопоставлявших себя капиталистическим силам и феодально-юнкерской шовинистической демагогии. В основной своей части это политически и социально оппозиционное искусство, временно входившее в «Сецессион», проявило себя в области графики, как станковой, так и сатирической, журнальной.

Рисунок 5 Томас Теодор Гейне. Жертва искусства. Иллюстрации для сборника карикатур «Картинки из семейной жизни». 1898 г.

Рисунок 6 Кете Кольвиц. Прорыв. Из серии «Крестьянская война». Офорт. 1903— 1908 гг.

Творчество Кете Кольвиц в последующие десятилетия прошло еще длинный и многотрудный путь. Ее большое сердце глубоко переживало трагические этапы жизни ее родины, а также всего рабочего движения, в частности и освободительной борьбы Советской страны.Когда руки империалистических интервентов потянулись к рубежам страны социализма, рабочие многих стран — Англии, Франции, Германии — возносили свой голос протеста забастовками, демонстрациями, отказом в перевозке грузов препятствуя осуществлению замыслов задушить колыбель социалистической революции.

Наиболее громко стали заявлять о себе две группы художников — дрезденское объединение «Мост» (1905—1913) и мюнхенское южное — «Синий всадник» (1911—1914). Обе группы не были однородны по своим устремлениям, но при всех индивидуальных различиях в творчестве почти каждого из участников этих направлений можно проследить довольно быстрый и в известном смысле последовательный переход от относительно реалистической манеры исполнения ко все более откровенно формалистическому методу (например, «Мост» Э. Л. Кирхнера, или представляющая своеобразный переход от сезаннизма к экспрессионизму «Синяя лошадь» Ф. Марка).

Рисунок 8 Эрнст Людвиг Кирхнер. Мост. 1912—1914 гг. Берлин, Государственные музеи.

3.3 Архитектура

Несмотря на широкое строительство промышленных зданий и заводских поселков, влияние этого строительства на общую направленность архитектуры и градостроительства Германии стало ощутимым лишь в последние годы перед первой мировой войной..

Первым зданием, где новые архитектурные формы стали основой композиции фасада, был универмаг Вертгейма в Берлине, построенный в 1896 г. по проекту архитектора Альфреда Месселя (1853—1909). Вертикальное членение фасада контрфорсами и большие остекленные плоскости придали зданию необычный вид, резко выделявший его среди эклектичной застройки.

Рисунок 9 Альфред Мессель. Универмаг Вертгейма в Берлине. 1896 г.

Рисунок 10 Петер Беренс. Турбинный цех завода композиции АЭГ в Берлине. 1908— 1909 гг.

Вывод

Промышленное искусство достаточно быстро развивалось в Англии и Германии, но оно развивалось не в большом количестве сфер жизнедеятельности человека. Самое распространенное, конечно же, живопись и архитектура, далее идет легкая промышленность. В заключении хотелось бы сказать, что искусство это большой мир, в котором много направлений и течений, в которых обязательно должна быть «нотка прекрасного ».

Используемая литература.

  1. История искусств П.П. Гнедич .

  2. "История дизайна" Филл Ш., Филл П.

  3. http://www.bestreferat.ru/referat-312808.html

  4. https://studfiles.net/

  5. https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq151215135880314311

Просмотров работы: 497