Проблема сохранения здоровья матери и ребёнка имеет высокую медико-социальную значимость и требует особого внимания к качеству оказываемой физиопсихопрофилактической помощи во время беременности для подготовки к родам. Психопрофилактическая подготовка к родам способствует мобилизации всех сил женщины для родовой деятельности.
Особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний принято рассматривать, как проявление адаптации организма и личности к наступившей беременности.
Вопрос о комплексной психопрофилактике и применении нефармакологических методов коррекции этого состояния встаёт особенно остро в связи с тем, что существенное ухудшение здоровья беременных и рожениц приводит к увеличению количества осложнений и патологий в родах.
Избыточное психоэмоциональное напряжение, чувство страха во время родов сопровождаются высоким мышечным напряжением, при котором родовые боли усиливаются. Таким образом, течение и безопасность родового акта, уровень болевых ощущений во многом определяется настроем женщины, степенью её психологической готовности к родам, к материнству и ее поведением, владением эффективными приёмами самообезболивания.
Профилактическую работу с беременными необходимо рассматривать с учётом всего сложнейшего многоуровневого комплекса происходящих процессов. Большое значение имеют все компоненты подготовки к родам: и формирование материнской доминанты, и позитивный эмоциональный настрой женщины на роды, и владение ею устойчивыми навыками саморегуляции.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на современные достижения в области медицины и психологии, повышение научного и технического уровня родовспоможения психологические проблемы в период беременности не уменьшаются.
Область исследования: психопрофилактическая подготовка во время беременности.
Объект исследования: деятельность акушерки в психопрофилактической подготовке беременных к родам.
Предмет исследования: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" с изменениями и дополнениями от:17 января 2014 г., 11 июня 2015 г., 12 января 2016 г., результаты анкетирования женщин, данные опроса акушерок.
Цель работы: исследование эффективности психопрофилактической подготовки беременных к родам.
Гипотеза: эффективность психопрофилактической подготовки беременных к родам помогает роженице активно участвовать в процессе родов, не мешать им, не тратить сил на бесполезный страх, а наоборот, своей целеустремлённой сознательной деятельностью способствовать их нормальному и безболезненному течению.
Задачи исследования:
Исследовать литературные источники, интернет-ресурсы по данной теме.
Дать характеристику базы исследования МБУЗ «Родильный дом».
Исследовать данные о количестве беременных, посещающих «Школу матерей» на примере МБУЗ «Роддом».
Провести анкетирование беременных женщин о необходимости проведения психопрофилактической подготовки к родам.
Провести опрос родильниц об эффективности психопрофилактической подготовке к родам.
Обработать и проанализировать полученные данные.
Исследовать работу акушерок «Школы матерей» на базе МБУЗ «Роддом» г. Краснодара.
Разработать памятку с общими рекомендациями «Важные запреты и ценные советы во время беременности»
Методы исследования:
Метод теоретического анализа.
2. Метод социологического опроса.
3. Метод теоретического анализа.
4. Метод математической статистики.
Практическая значимость: закреплены, расширены и углублены знания о роли акушерки в психопрофилактической подготовке беременных к родам.
Данное исследование может использоваться для проведения занятий в женской консультации с беременными, занятий по психопрофилактической подготовке беременных к родам. Возможно использование данного материала при изучении ПМ. 01. «Медицинская и медико - социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода», ПМ. 04. «Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода» в медицинском колледже.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ
1.1. Изучение нормативной документации об организации и деятельности кабинета психопрофилактической подготовки к родам
Нами был изучен ФЗ-323 от 21.11.2011: приказ 572н от 12.11.2012 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" с изменениями и дополнениями от:17 января 2014 г., 11 июня 2015 г., 12 января 2016 г. Мы выяснили, что женские консультации Краснодарского края осуществляют программу подготовки беременных к родам. Психопрофилактическая подготовка к родам проводится в специальных кабинетах для планирования семьи. В 9 пункте главы «Правила организации деятельности женской консультации» приводится структура оснащения кабинета психопрофилактической подготовки беременных к родам. Задачами данной программы является обучение женщин правильному поведению и приемам обезболивания в родах. Кабинет психопрофилактической подготовки беременных к родам оснащается:
Кукла-муляж;
Аудио- и видеоаппаратура;
Персональный компьютер с принтером;
Игровой инвентарь.
1.2. Анализ работы «Школы матерей» на примере МБУЗ «Роддом» г. Краснодараженская консультация № 1
Наше исследование проходило на базе Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом». Он образован в 2002 путем объединения роддома № 4 и роддома № 1 с женскими консультациями № 1,2,4,7 в единое консультативно - лечебное учреждение. МБУЗ «Роддом» оказывает населению специализированную квалифицированную поликлиническую и стационарную помощь. В каждой женской консультации организованна «Школа матерей».
«Школа матерей» организуется в женской консультации с целью проведения психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам.
Нами было проведено исследование о работе «Школы матерей» на примере МБУЗ «Роддом» г. Краснодара женская консультация № 1.
Рис 1. «Кабинет психопрофилактической подготовки беременных к родам»
В ходе исследования, мы выяснили, что подготовка к родам проводится в виде занятий 1 раз в неделю, курсом 1 месяц. В формировании 1 группы по 8-9 человек.
Интерьер кабинета для проведения групповых занятий создает у беременных психологический комфорт. В кабинете имеется набор рисунков и таблиц, магнитофон, аудиокассеты со специальными музыкальными программами, муляж новорождённого, телевизор, видеодиски, литература с рекомендациями для будущих мам.
Рис 2. «Рекомендации для беременных в кабинете для подготовки к родам»
Беременных знакомят с комплексом гимнастических упражнений, после чего они продолжают гимнастику дома каждые 10-12 дней. Физические упражнения делят на 3 комплекса соответственно срокам: до 16 нед, от 17 до 32 нед и от 33 до 40 нед. Каждый комплекс упражнений предусматривает обучение определенным навыкам, необходимым для адаптации организма к соответствующему периоду беременности. (Приложение № 1) Противопоказана физкультура при острых или часто обостряющихся и декомпенсированных соматических заболеваниях, привычных выкидышах в анамнезе и угрозе прерывания данной беременности. По данным мировой статистики посещение «Школы матерей» по подготовке к родам приводит к существенному снижению количества болеутоляющих средств в родах, что положительным образом отражается на ребенке. Мы выяснили, что в 2014 году количество беременных, посещавших занятия по психопрофилактической подготовке беременных к родам, за год составило 80 человек, в 2015 году количество женщин, посещающих данные занятия, увеличилось до 95 человек, в 2016 году показатели увеличились до 115 человек.
Рис 3. «Анализ данных о количестве беременных, посещающих «Школу матерей» за последние три года»
1.3. Анкетирование беременных женщин о необходимости проведения психопрофилактической подготовки к родам
В процессе исследования на базе МБУЗ «Роддом» г. Краснодара, нами было проведено анкетирование среди беременных женщин «Эффективность психопрофилактической подготовки к родам». (Приложение № 2)
В анкетировании приняли участие 20 респондентов, в возрасте от 23 до 35 лет. Из них 11 женщин - повторнородящие (55%), 9 - первородящие (45%).
Рис 4. «Первородящие и повторнородящие женщины»
На заданный вопрос - «Знаете ли Вы о существовании психопрофилактической подготовки к родам?» из 20 респондентов (100%) - 5 женщин (25%) ответили «нет», 13 женщин (75%) ответили «да».
Рис 5. «Знание о существовании психопрофилактической подготовки к родам»
В следующем вопросе - «Из каких источников Вам известна информация о психопрофилактической подготовке?» из 20 респондентов (100%) - 9 женщин (45%) ответили «из Школы Матерей», 6 женщин (30%) выбрали ответ «от врача-гинеколога», 3 женщины (15%) ответили «от знакомых» и 2 женщины (10%) указали ответ «из книг».
Рис 6. «Информация беременных женщин о психопрофилактической подготовке к родам»
В вопросе - «Посещали ли Вы занятия физиопсихопрофилактической подготовки к родам?» было предложено 3 варианта ответа. Из 20 респондентов (100%) - 9 женщин (45%) выбрали ответ «не в полном объёме», 6 женщин (30%) ответили «нет», 5 женщин (25%) указали ответ «да».
Рис 7. «Занятия физиопсихопрофилактической подготовке к родам?
На вопрос - «Влияет ли психопрофилактическая подготовка на обезболивание родов и снижение отрицательных эмоций в родах?» из 20 респондентов (100%) - 8 женщин (40%) выбрали ответ «да», 5 женщин (25%) ответили «возможно», 4 женщины (20%) указали ответ «нет», 3 женщины (15%) выбрали ответ «не знаю».
Рис 8. «Влияние психопрофилактической подготовки на процесс родов»
1.4. Анкетирование родильниц об эффективности психопрофилактической подготовки к родам
В акушерском физиологическом отделении было проведено анкетирование среди родильниц «Эффективность психопрофилактической подготовки к родам». (Приложение № 3) В опросе участвовали 20 респондентов, в возрасте от 22 до 37 лет. Из них 13 - женщин повторнородящие (65%), 7 - первородящие (35%).
Рис 9. «Повторнородящие и первородящие женщины»
На заданный вопрос - «Из каких источников родильницам известна информация о психопрофилактической подготовке?» из 20 респондентов (100%) - 8 женщин (40%) ответили «из Школы Матерей», 6 женщин (30%), указали ответ «от врача ЖК», 4 женщины ответили «из интернета» (20%) и 2 женщины выбрали ответ «из книг» (10%).
Рис 10. «Информация родильниц о психопрофилактической подготовке к родам»
В следующем вопросе - «Помогает ли психопрофилактическая подготовка женщине облегчить течение родов и уменьшить болевые ощущения»? из 20 респондентов (100%) - 9 женщин (45%) указали ответ «не совсем», 6 женщин (30%) ответили «нет», 5 женщин (25%) выбрали ответ «да».
Рис 11. «Эффективность психопрофилактической подготовки»
На вопрос - «Оказала ли психопрофилактическая подготовка положительное влияние на течение родов в Вашем случае?» из 20 респондентов (100%) - 8 женщин (40%) указали ответ «пожалуй так», 7 женщин (35%) ответили «нет, это не так» и 5 женщин (25%) выбрали ответ «верно»
Рис 12. «Положительное влияние психопрофилактической подготовки на течение родов»
Проведение тестирования для определения уровня тревожности беременной женщины по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л.Ханину
В процессе практического исследования нами было проведено тестирование, для определения уровня тревожности. (Приложение № 4) Участие приняли 25 респондентов. Среди них 10 женщин - первородящие, 15 - повторнородящие, в возрасте от 22 до 37 лет. Тестирование проводилось на базе МБУЗ «Роддом» г. Краснодара, в отделении патологии беременных. Этот тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности, как устойчивой характеристики человека. Выявлено, что повышение ситуативной тревожности существенно сказывается на отношении к беременности, на уровне ожидаемой боли в родах. Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями - беспокойство, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Из 10 первородящих женщин (100%) - высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 5 человек (50%) , умеренный уровень - 3 человека (30%), низкий уровень - 2 человека (20 %).
Рис 13. «Ситуативная тревожность у первородящих женщин»
Высокий уровень личностной тревожности из 10 первородящих женщин (100%) - наблюдается у 7 человек (70%), умеренный уровень - 2 человека (20%), низкий уровень - 1 человек (10%).
Рис 14. «Личностная тревожность у первородящих женщин»
Из 15 повторнородящих женщин (100%) - высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 7 человек (47%), умеренный уровень - 6 человека (40%), низкий уровень - 2 человека (13%).
Рис 15. «Ситуативная тревожность у повторнородящих женщин»
Высокий уровень личностной тревожности из 15 повторнородящих (100%) - наблюдается у 8 человек (53%), умеренный уровень - 5 человек (34%), низкий уровень - 2 человека (13%).
Рис 16. «Личностная тревожность у повторнородящих женщин»
Оценка стилей переживания при помощи рисуночного теста «Моя беременность»
В психологии беременности особую важность имеют стили переживания беременной женщины. В этих целях разрабатываются способы выявления отношения женщины к беременности. Стиль переживания беременности включает в себя физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности; переживание симптоматики беременности; преимущественный фон настроения в этот период. Нами было проведено исследование на примере рисуночного теста, среди 20 беременных на третьем триместре. Женщинам было предложено нарисовать свое физическое, душевное состояние на данный момент и её окружение. (Приложение № 5) Целью методики рисуночного теста является выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка. А так же для определения отношения женщины к беременности. В рисуночном тесте учитывалось наличие на рисунке фигур матери, ребенка, мужа; а также характеристика общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка). Учитывались формальные признаки рисунка и поведенческое проявление во время рисования (качество линии, расположение на листе, детали рисунка, проявлявшиеся эмоции, высказывания, паузы и т.д.). Интерпретация данных проводилась по стилям переживания Г.Г. Филипповой, принятых для рисуночных тестов. (Приложение № 6). При обработке результатов в исследуемой группе было выявлено, что в основном преобладает адекватный тип переживания 55% (11 женщин - из них 6 первородящих, 5 повторнородящих), тревожный тип - 30% (6 женщин - из них 4 первородящих, 2 повторнородящих), 15% (3 женщины - из них 1 первородящая, 2 повторнородящих) - игнорирующий тип переживания беременности.
Рис 17. «Определение стилей переживания по результатам рисуночного теста «Моя беременность»»
1.7. Опрос акушерок «Школы матерей» о необходимости проведения психопрофилактической подготовки беременных к родам
В ходе исследования мы провели опрос среди 8 акушерок в женской консультации № 1 о необходимости проведения физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам. (Приложение № 7)
На заданный вопрос - «Как Вы считаете меняется ли у беременных настрой на роды после прохождения «Школы матерей»?» из 8 акушерок (100%) - 7 (90%) выбрали ответ «да, пожалуй так», 1 (10%) ответила «не совсем»
Рис 18. «Изменение настроя на роды, после прохождения «Школы матерей»»
В следующем вопросе - «Помогает ли психопрофилактическая подготовка к родам развить и укрепить чувства материнства у будущих мам?» все единогласно ответили «да, помогает»
Рис 19. «Помощь физиопсихопрофилактической подготовки в развитии и укреплении чувства материнства»
На вопрос - «Регулярно ли беременные посещают «Школу матерей»?» из 8 акушерок (100%) - 5 (60%) указали ответ «да», 3 (40%) ответили «нет, не совсем»
Рис 20. «Регулярность посещения «Школы матерей»»
На заданный вопрос - «Проявляют ли беременные активное участие на занятиях по подготовке к родам?» из 8 акушерок (100%) - 5 (60%) ответили «да», 3 (40%) указали ответ «в зависимости от настроения и срока беременности»
Рис 21. «Проявление активности беременных женщин на занятиях по подготовке к родам»
В следующем вопросе - «Как Вы считаете на каком триместре лучше проводить психопрофилактическую подготовку к родам?» из 8 акушерок (100%) - 6 (75%) выбрали ответ «На третьем триместре», 2 (25%) ответили «На втором триместре»
Рис 22. «Подходящий триместр для психопрофилактической подготовки к родам»
Акушерки обратили наше внимание на то, что физиопсихопрофилактическая подготовка к родам у беременных с наличием у них сердечно-сосудистой патологии позволила в 2 раза снизить частоту возникновения у них нефропатии, в 3 раза - частоту преждевременных родов, в 2 раза - частоту кровотечения в родах и в 3 раза -перинатальную смертность. Значительно повысилась эффективность болеутоления в родах.
1.8. Разработка памятки с общими рекомендациями «Важные запреты и ценные советы во время беременности»
В целях повышения информативности беременных о запретах и советах во время беременности, в процессе исследования нами были созданы памятки «Важные запреты и ценные советы во время беременности», которые презентовались беременным. (Приложение № 8)
Их содержание включало в себя: правила занятия спортом, личная гигиена беременной, правильное питание во время беременности, режим труда и отдыха, а так же запреты для будущих мам, которых следует придерживаться на протяжении всего периода беременности.
1.9. Роль акушерки в проведении эффективности психопрофилактической подготовки беременной к предстоящим родам
Основным лицом, которое предпочитает видеть в родах женщина, является акушерка, а затем уже муж. Именно от акушерки зависит сохранение женщиной психоэмоциональной стабильности, мобилизация физических сил, успешное родоразрешение. Акушерка проводит психопрофилактическую подготовку беременных к родам, пройдя предварительно специальное обучение.
При первом контакте с беременной необходимо выяснить отношение ее к беременности, характер взаимоотношений в семье, образование, профессию, наличие психических травм, установить представление беременной о родах, особенность страха перед ними, боязнь боли. Важно выяснить характерологические особенности беременной, ее эмоциональные и волевые качества. Целесообразно выделить группу беременных с психологическими проблемами, при наличии которых пациентка может быть направлена на консультацию к медицинскому психологу или психотерапевту. [16]
С акушерками проводится тренинг по основам психологии общения и саморегуляции, так как акушеркам необходимы качества хороших коммуникаторов. Задача акушерки информировать беременных по основам психогигиены и физиопсихопрофилактики, но иногда акушерке, работающей с беременными, может выполнять роль семейного консультанта.
Например, часто возникает такая ситуация, что мужчина тяжело переживает, что его «вторая половинка» больше сосредоточена на будущем ребенке, и поэтому в семье могут возникать конфликты на почве неизбежных ограничений, налагаемых беременностью. Так, беременная женщина уже не может вести такой активный образ жизни, как раньше. Если мужчина проявляет солидарность и все время проводит дома, то у него может накапливаться раздражение. А если муж все же уходит, например, в гости один, то отрицательные эмоции, обиды зачастую возникают у женщины. Подобные проблемы чаще встречаются в молодых семьях, где, зачастую, рождение ребенка происходит незапланированно. Когда этот шаг осознан обоими партнерами, подобных ситуаций, как правило, не возникает.
Акушерка проводит занятия для подготовки к родам на которых обсуждается выбор позы женщины в родах, присутствие партнера, возможность альтернативных родов в воду. На занятиях могут присутствовать и мать и отец, в зависимости от планов семьи. Занятия могут проводиться как во время беременности, так и до зачатия, максимальный курс 9 месяцев, минимальный - 3 месяца перед родами.
Акушерка, объяснив женщине, что с ней происходит, как в ней живет ребенок, как он рождается, а также научив ее расслаблять мышцы, избавит будущую роженицу от нервного напряжения, делая необходимые физические и дыхательные упражнения, которые подготовят ее к родам. Одним словом, информирует ее обо всем. Соответствующая дородовая подготовка способна снять или уменьшить все отрицательные факторы, беспокоящие беременную.
Наряду с индивидуальной психопрофилактической работой, которую акушер-гинеколог проводит при каждом посещении беременной, рекомендуется проведение групповых занятий по психопрофилактической подготовке к родам. [18]
Интерьер кабинета для групповых занятий должен создавать у пациентки психологический комфорт. Необходимо иметь кушетку или удобные кресла, набор рисунков и таблиц, демонстрирующих анатомо-физиологическую характеристику родового акта, рекомендуется иметь магнитофон или установку для показа фильмов о процессе родов. [8]
Первое занятие состоит из вводной и основной частей. Во вводной части останавливаются на возможности обучения беременных управлять своей волей и активностью в родах. Укреплению воли и снятию психоэмоционального напряжения способствует также и самомассаж определенных биологически активных точек: область крестца, низ живота, внутренняя поверхность верхнего края подвздошной кости. Применение элементов пальцевого самомассажа в родах способствует уменьшению родовой боли, нормализации схваток.
Беременной женщине сообщаются краткие сведения об анатомическом строении женских половых органов, развитии плода, единой системе мать-плацента-плод, подчеркивается, что мать является окружающей средой для плода. Необходимо представить роды как естественный физиологический акт, дать характеристику всем периодам родов, остановить внимание беременных на умении распределять свои силы в родах, выполнять указания медицинского персонала. Для закрепления полученных навыков беременным рекомендуется повторять занятия дома, продолжительностью 7-10 мин. [8]
На втором занятии акушерка объясняет физиологию первого периода родов. Излагается механизм схваток, которые способствуют раскрытию шейки матки. Предлагаются приемы для уменьшения болезненности схваток, объясняется, как правильно дышать во время схваток и снимать мышечное напряжение между схватками. Роженица должна применять приемы релаксации и способы снятия боли: поглаживание нижних отделов живота движениями ладоней от средней линии в сторону; при положении на боку надавливанием большими пальцами на крестец; при положении на спине большие пальцы спереди заводятся за гребни большого таза.
На третьем занятии беременные знакомятся с течением второго периода родов, узнают что такое потуги и как способствовать правильному рождению ребенка. Беременные получают информацию о последовом и раннем послеродовом периоде, о кровопотере в родах. Важно выполнять рекомендации акушерки в процессе родов, проводить тренировки с задержкой дыхания и, наоборот, с частым поверхностным дыханием. На четвертом занятии с беременными повторяют кратко весь курс предыдущих занятий и закрепляют приобретенные навыки и приемы, рекомендованные в родах.
Акушерка должна дать понять будущим мамам, что прошедшим психопрофилактическую подготовку к родам, требуется меньшая доза лекарственных средств для обезболивания родов. Объяснив женщине, что с ней происходит, как в ней живет ребенок, как он рождается, а также научив ее расслаблять мышцы, избавит будущую роженицу от нервного напряжения, делая необходимые физические и дыхательные упражнения, которые подготовят ее к родам. Соответствующая дородовая подготовка способна снять или уменьшить все отрицательные факторы, беспокоящие беременную.
Акушерка разъяснительной работой может оказать чрезвычайно большое влияние на создание у беременной благоприятного настроя на будущие роды.
Выводы
1. В основе психопрофилактической подготовки к родам, который был разработан в 50-е годы прошлого века советскими учеными Ильей Захаровичем Вельвовским и его коллегами, лежит научный факт, что боль во время родов возникает не только из-за раздражения нервных окончаний матки и других отделов родовых путей, но и как следствие страха и напряжения, которые испытывает роженица.
2. В психопрофилактическую подготовку входит комплекс различных мер: специальные занятия, в ходе которых происходит снятие психогенного компонента родовой боли, устранение представления о неизбежности родовой боли и создание нового взгляда на роды, как о благоприятно протекающем физиологическом процессе.
3. Страх и волнение, сопровождающие беременных женщин (особенно первородящих), угнетают деятельность ЦНС, которая не в состоянии тормозить сигналы, поступающие в сознание непосредственно из внутренних органов.
4. Психотерапевтические методы позволяют уменьшить невротические проявления, ориентируют адекватную реакцию организма в ответ на стрессовые раздражители, подготавливает тело и психику к будущим родам.
5. Психопрофилактическая подготовка должна включать три компонента воздействия: индивидуальные и групповые беседы, лекции, групповые занятия гимнастикой.
6. Акушерка выясняет страхи и опасения беременной, пытаясь при этом создать положительные эмоции у будущей мамы, вселяя в нее уверенность в благополучном и безболезненном течении беременности в целом и процесса родов в частности.
7. В течении последних 3-х лет наблюдается увеличение количества беременных, посещающих «Школу матерей» на примере женской консультации № 1.
8. Большинство женщин информированы о психопрофилактической подготовке беременных к родам из женской консультации, интернет-источников, а также от знакомых.
9. Обучение правильному поведению во время родов, выполнение дыхательных движений, а так же изучение возможных техник обезболивания и применение предназначенных физических упражнений облегчает течение родовой деятельности, влияет на обезболивание родов и помогает снизить отрицательные эмоции, связанные с родовым процессом.
10. Повышение ситуативной тревожности, как состояние беременной на данный момент характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями - беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и существенно сказывается на отношении к беременности, на уровне ожидаемой боли в родах.
11. В основном среди беременных женщин преобладает адекватный тип переживания во время беременности, тревожный и игнорирующий тип переживания беременности встречается реже.
12. Работа акушерки в «Школе матерей» способствует формированию у беременных двигательных навыков и волевых качеств, необходимых в родах, обучение активному участию в родах, предупреждение или снижение болевых ощущений при них и созданию у каждой их них благоприятного эмоционального фона, уверенности в благополучном исходе беременности.
13. Психопрофилактическая подготовка помогает беременным укрепить чувства материнства, а также выработать сознательное отношение к беременности и родам.
14. У женщин, прошедших «Школу матерей» отмечается уменьшение числа случаев асфиксии, родовых травм у новорожденных, матери которых выполняли все правила и приемы, усвоенные ими в процессе психопрофилактической подготовки.
15. Проведение психопрофилактической подготовки беременных к родам служит своего рода мерой профилактики ряда осложнений беременности и родов.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Нами были исследованы литературные источники, интернет-ресурсы по теме данной дипломной работы, исходя из этого мы выяснили исторические аспекты в оказании психопрофилактической помощи и физической подготовки беременной женщины к родам, влияние эмоционального состояния женщины на течение беременности, а также роль акушерки в проведении эффективности психологической подготовки беременной к предстоящим родам. 2. Исследовательская часть работы проводилась на базе МБУЗ «Родильный дом», который оказывает населению специализированную квалифицированную поликлиническую и стационарную помощь. 3. Число беременных, посещающих «Школу матерей» в женской консультации № 1 растёт: в 2014 году количество беременных, посещавших занятия по психопрофилактической подготовке к родам, за год составило 80 человек, в 2015 году количество женщин, посещающих данные занятия, увеличилось до 95 человек, в 2016 году показатели увеличились до 115 человек. 4. При проведении анализа анкетирования среди беременных женщин о необходимости психопрофилактической подготовки к родам, мы выяснили, что большинство беременных женщин возрастом от 23 до 30 лет посещают занятия в «Школе матерей», многие информированы о психопрофилактической подготовке из женской консультации и интернет - ресурсов, также практически все беременные женщины считают, что психопрофилактическая подготовка может воздействовать на обезболивание родов и снизить отрицательные эмоции во время родового процесса. 5. После проведения анализа опроса родильниц об эффективности психопрофилактической подготовки к родам для нас стало явным, что подготовка к родам помогает многим женщинам облегчить течение родов, уменьшить болевые ощущения во время родового акта, а так же позволяет роженице активно принимать участие в процессе родов, не препятствуя нормальному прохождению плода через родовые пути. 6. При проведении анализа опроса акушерок в женской консультации № 1 о необходимости проведения психопрофилактической подготовки к родам, мы можем отметить, что большинство беременных регулярно посещают «Школу матерей», наиболее подходящий период для прохождения психопрофилактической подготовки считается третий триместр, данные занятия способствуют развитию и укреплению чувства материнства, а также положительному настрою на роды у будущих мам. 7. В рамках санитарно-просветительской работы, которая является неотложной деятельностью акушерки, нами были разработаны памятки с общими рекомендациями «Важные запреты и ценные советы во время беременности», которые презентовались беременным, содержание которых заключалось в правилах занятия спортом, личной гигиене беременной, правильном питании во время беременности, режиме труда и отдыха, а так же о запретах для будущих мам, которых следует придерживаться на протяжении всего периода беременности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была исследована тема «Роль акушерки в психопрофилактической подготовке беременных к родам». В результате изучения и проведенного исследования, мы выполнили поставленную цель, раскрыли задачи и подтвердили гипотезу исследования. Результаты исследования могут быть использованы в санитарно-просветительной работе, а также в учебном процессе медицинского колледжа при изучении ПМ. 01. «Медицинская и медико - социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода», ПМ. 04. «Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" с изменениями и дополнениями от:17 января 2014 г., 11 июня 2015 г., 12 января 2016 г.
2. Абдурахманов Ф.М., Мухамадиев И.М., Рафиева З.Х., Надырова А. Влияние психоэмоционального стресса на течение и исходы беременности. // Научно-практический журнал, 2010 г.
3. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов, 2011 г.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект. // Психологический журнал, 2010 г.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. «Владос-пресс», 2009 г
6. Гуменюк Е. Г. Акушерство. Физиология беременности // Учеб.-пособие, 2009г.
7. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии // 2-е изд, 2012 г.
8. Жукова Е. Школа молодых родителей, 2012 г.
9. Знаменская С.И. Физические упражнения, как средство коррекции эмоциональных состояний беременных женщин // Научно-теоретический журнал "Ученые записки", 2009 г.
10. Карташова К.С., Шелехов И.Л., Кожевников В.Н., Мытникова М.Н. Психологическая характеристика женщина на поздних этапах беременности, 2010 г.
11. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Психологический журнал, № 001, 2011 г.
12. Качалина Т.С., Третьякова Е.В., Стельникова О.М., Каткова Н.Ю. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам // Учебно-методическое пособие. // 3-е изд, 2011 г.
13. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству, 2009 г.
14. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин, 2009 г.
15. Спиридонов Д.А. Подготовка к родам: руководство для будущей мамы. Аутофизиопсихопрофилактическая подготовка «Успешные роды» (СИ)», 2015г.
16. Оден М. Роды и эволюция Homo Sapiens, 2016 г.
17. Филатова М. Упражнения для беременных. Легкие роды, красивая фигура, 2010 г.
18. Шалимова М.А., Галкина О.В. Сборник материалов по «Психопрофилактической подготовке беременных к родам» «АНМИ», 2009 г.
19. http://moypsychiatr.ru/forums/topic/1226
20. http://www.dslib.net/med-psixologia/psihologicheskaja-gotovnost-k-rodam-i-metod-ee-formirovanija.html
21. http://www./soc-psixologia/socialno-psihologicheskie-faktory-podgotovki-
zhenwin-k-beremennosti-rodam-i.html
22. http://roddom-krd.ru/
23. http://www.psymama.ru/articles/f8.html
24. http://www.psihologu.info/biblioteka-psikhologa/73-profilaktika-detskoj-agressivnosti/1031-metodika-opredelenie-urovnya-trevozhnosti.html
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
«Физические упражнения в период беременности»
Первый триместр
Второй триместр
Третий триместр
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
«Анкетирование беременных женщин об эффективности
психопрофилактической подготовке к родам»
1. Укажите Ваш возраст?____
2. Какая беременность ___, роды___?
3. Знаете ли Вы, что такое психопрофилактическая подготовка к родам?
- да; - нет;
4. Информация о психопрофилактической подготовке известна Вам из
следующих источников:
- знакомые
- книги
- врач-гинеколог
- «Школа матерей»
- другое
5. Посещаете ли Вы занятия по физиопсихопрофилактической подготовке к родам в «Школе матерей»??
- да; - нет; - не в полном объеме;
6. Считаете ли Вы, что психопрофилактическая подготовка влияет на обезболивание родов, отрицательных эмоций, связанных с болевыми ощущениями?
- да; - нет; - возможно; - не знаю;
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
«Анкетирование родильниц об эффективности психопрофилактической подготовке к родам»
1. Укажите Ваш возраст?___
2. Какая беременность___?, роды___?
3. Информацию о психопрофилактической подготовке Вы получили из следующих источников:
- книги
- интернет
- знакомые
- врач ЖК
- «Школа матерей»
- другое
4. Считаете ли Вы, что психопрофилактическая подготовка помогает женщине облегчить течение родов и уменьшить болевые ощущения?
- да; -нет; -не совсем;
5. Оказала ли положительное влияние психопрофилактическая подготовка в Вашем случае?
- нет, это не так; - пожалуй так; - верно;
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
«Проведение тестирования для определения уровня тревожности беременной женщины по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л.Ханину»
Ситуативная тревожность. Зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете на данный момент. Отвечайте первое, что пришло в голову.
№ Пп |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй так |
Верно |
Совершен-но верно |
1 |
Я спокойна |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скована |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроена |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожена |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверена в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчена |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я довольна |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочена |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я возбужденная |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Личностная тревожность. Зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Отвечайте первое, что пришло в голову.
№ Пп |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй так |
Верно |
Совер-шенно верно |
21 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я бываю раздражительна |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Я легко расстраиваюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я хотела бы быть такой же удачливой, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Я чувствую прилив сил |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я спокойна и собрана |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Я бываю вполне счастлива |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я все принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Я чувствую себя беззащитной |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я бываю довольна |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Бывает, что я чувствую себя неудачницей |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах |
1 |
2 |
3 |
4 |
При обработке показателей использовались следующие ориентировочные оценки ситуативной тревожности:
до 30 баллов - низкая,
до 44 балла - умеренная;
и более - высокая.
Личностной тревожности:
до 25 баллов - низкая,
до 40 баллов - умеренная,
и более - высокая.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
«Оценка стилей переживания при помощи рисуночного теста «Моя беременность»»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.
«Интерпретация данных по стилям переживания Г.Г. Филипповой, принятых для рисуночных тестов»
1. Адекватный стиль переживания беременности. Беременность изображается в виде беременной женщины, растения, символа. Фигура человека достаточно четко прорисована, занимает значительную часть листа, пропорции соразмерны, детально нарисованы лицо, руки, ноги. Ярко выделен живот, подчеркивается его объемность. Возможно рентгеновское изображение беременности - ребенок нарисован на фоне тела матери. Фигура изображена одна, без вспомогательных предметов. Реже могут появляться значимые близкие (муж) и изображения домов и деревьев, что объясняется как потребность беременной женщины в материнской и отцовской поддержке. 2. Тревожный стиль переживания беременности. Отсутствует тема беременности. Изображены дети различного возраста. Изображены разного рода способы изоляции детей - качели, окружности вокруг ребенка. Дети младенческого возраста изображены туго запеленатыми. Во время рисования у женщин возникают трудности с рисованием, выбором сюжета. Возможна ситуация, когда присутствует только тема тревоги (солнце и облака) и отсутствует тема беременности. Многие пытаются уйти от необходимости рисования, утверждая, что не умеют рисовать. Возникает потребность неоднократно перерисовывать рисунок, рисовать новый с иным, чем у предыдущего, сюжетом. 3. Амбивалентный стиль переживания беременности. Для рисунков характерна противоречивость изображения, например, изображение солнца с лучами в виде шипов, с улыбкой и пустыми, круглыми глазами. Рисунки пестрые, объекты могут быть раскрашены разноцветными чередующимися полосками. 4. Эйфорический стиль переживания беременности. Рисунки очень красочные, используется широкая гамма цветов. Присутствуют характерные элементы приукрашивания. Младенцы с очень сильно прорисованными глазами и ртом, плотно закручены в пеленку. Элементы страха отражаются в перекрещенных линиях черного цвета. 5. Игнорирующий стиль переживания беременности. Рисунки тематически разноплановые, их объединяет общая тема ухода от беременности. Так как рисунок «Моя беременность» отражает состояние беременности, то ее можно охарактеризовать по сюжету рисунка как спящую, очень удаленную, намеренно изолированную. Сюжетный рисунок может быть очень мелким.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.
«Опрос акушерок «Школы матерей» о необходимости проведения психопрофилактической подготовки беременных к родам»
1. «Как Вы считаете меняется ли у беременных настрой на роды после прохождения «Школы матерей»?»
а) да, пожалуй так б) не совсем
2. «Помогает ли психопрофилактическая подготовка к родам развить и укрепить чувства материнства у будущих мам?»
а) да, помогает б) нет
3. «Регулярно ли беременные посещают «Школу матерей»?»
а) да б) нет, не совсем
4. «Проявляют ли беременные активное участие на занятиях по подготовке к родам?»
а) да б) в зависимости от настроения и срока беременности
5. «Как Вы считаете на каком триместре лучше проводить психопрофилактическую подготовку к родам?»
а) На первом триместре б) На втором триместре
в) На третьем триместре
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8.
«Разработка памятки с общими рекомендациями «Важные запреты и ценные советы во время беременности»»
ЗАПРЕТ НА ТЯЖЕЛЫЕ НАГРУЗКИ Нельзя выполнять работу, во время которой приходится поднимать тяжести. Максимальный вес, разрешенный для поднятия беременной женщиной – 5 кг, только в исключительных случаях. Лучше вам милые будущие мамочки ограничится 2-3 килограммам ЖИЗНЬ БЕЗ КАБЛУКОВ Беременная женщина должна ходить ровно, расслабив плечи и, желательно, без каблуков. Оптимальная высота каблука беременной женщины должна составлять не больше 3-4 см. Если во время беременности носить высокие каблуки, в дальнейшем может развиться плоскостопие. Более того, сильно увеличивается нагрузка на сосуды и мышцы ног, что приводит к развитию варикозного расширения вен нижних конечностей. ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ АБСОЛЮТНО ЗАПРЕЩЕНО: 1.Качать пресс. В вашем животике теперь ребенок, такие упражнения явно не придут ему по вкусу. 2.Тренироваться на тренажерах с поднятием тяжестей. 3.Заниматься верховой ездой. 4.Прыгать в воду, возможно только не выматывающее плавание, и занятия для будущих мам. 5.Кататься на водных лыжах. Здесь тяжело обойтись без падений и ударов об воду. Займетесь этим снова после родов. 6.Кататься на горных лыжах. Если очень хочется, то катайтесь по ровной лыжне, и очень аккуратно, избегая резких спусков. 7.Заниматься дайвингом. Перепады давления, возможная задержка дыхания, нехватка кислорода, все это вредно для развивающегося маленького организма. 8.Кататься на спортивном велосипеде. На обычном тоже будьте осторожны – любое падение может негативно сказаться на беременности, особенно на раннем сроке. МОЖНО: |
ТАБУ НА ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ: -посещать солярий; -принимать ванну, температура воды в которой выше 37 градусов; -париться в сауне, если женщина раньше этого не практиковала; -делать прививки от кори, свинки, краснухи, туберкулеза; -употреблять лекарства, которые противопоказанные к приему беременными женщинами; -делать рентген и флюорографию; -менять кошачий туалет; -использовать спреи против насекомых. -спать на спине,при этом ухудшается кровоснабжение, но на ранних сроках вы еще можете себе это позволить. А вот когда вырастет большой живот, такая поза может вызывать головокружения и кошмары во сне. МЕНЯЕМ ОБРАЗ ЖИЗНИ ГЛАВНЫЕ ДВА ЗАПРЕТА СЕЙЧАС – АЛКОГОЛЬ И КУРЕНИЕ На раннем сроке беременности закладываются все органы вашего малыша. Алкоголь может нанести огромный вред. От курения лучше отказаться еще до начала беременности, чтобы у организма не было стресса. Но если не успели, то пора это сделать сейчас. Вы отвечаете за своего ребенка и его здоровье, поэтому не просто сможете потерпеть без курения, но и обязаны это сделать. Из-за курения, а также вдыхания дыма, у ребенка могут развиться раковые опухоли уже в животе, а у многих появляются проблемы с центральной нервной системой. Случаются и выкидыши. Огромный вред наносит здоровью вашего малыша применение наркотических препаратов!!! |
ВАЖНЫЕЗАПРЕТЫИЦЕННЫЕСОВЕТЫ ДЛЯБУДУЩИХМАМ Берегите себя и своего будущего малыша!!! ВЫБИРАЕМЕДУ Отказ от этих продуктов лишь временный, но он поможет вам избежать ненужных проблем, в виде лишнего веса или диатеза у малыша 1.Газированных напитков и фаст-фуда. Также чипсов и сухариков. Очень хочется? Сделайте дома сами, без ароматизаторов и любых других вредных добавок. 2.Майонеза и кетчупа. Вместо них возьмите сметану и подсолнечное масло. 3.Копченостей и консервов. В них содержатся синтетические вещества в большом количестве. 4.Большого количества кофе. Если раньше вы всегда пили много кофе, то одна чашечка в день не повредит. А вот начинать постоянно его пить во время беременности не стоит. 5.Орехов, меда, шоколада, апельсинов и морепродуктов. Все это – сильные аллергены. Конечно, беременность итак тяжелое время, и изредка порадовать себя кусочком шоколадки можно, но постоянное употребление этих продуктов в пищу может привести к диатезу у малыша сразу после родов. 6.Большого количества сахара. Он необходим для нормального функционирования вашего организма, но, если перебарщивать, то и мама и малыш наберут лишний вес, а также может развиться гестационный сахарный диабет. 7.Некоторых видов сыров – из непастеризованного молока и с плесенью. Они могут содержать бактерии и вызывать расстройство кишечника. Также как и сырое молоко и творог. |