Далее представлен анализ показателей прибыли и рентабельности за 2014 - 2016 года, проведенный на примере торговой организации ООО «Орион», расположенной в городе Иваново. Исходные данные и динамика показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1 –Динамика показателей прибыли ООО «Орион»
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменения, тыс. руб. |
Темп роста (уменьшения), % |
|||
Сумма тыс. руб. |
Сумма тыс. руб. |
Сумма тыс. руб. |
2015г к 2014г |
2016г. к 2015г. |
2015г к 2014г |
2016г к 2015г |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Валовая прибыль |
87890 |
82889 |
-5001 |
94,3 |
|||
2.Прибыль от продаж |
4736 |
6874 |
2138 |
145,1 |
|||
3.Фин. результат от прочей деятельности |
-13 |
-1037 |
-3863 |
-1024 |
-2826 |
7976,9 |
372,5 |
4.Прибыль до налогообложения |
3699 |
3011 |
-688 |
81,4 |
|||
5.Чистая прибыль |
84 |
2954 |
2407 |
2870 |
-547 |
3516,7 |
81,5 |
Подводя итог к таблице 1, мы видим, что на протяжении трех лет можно констатировать увеличение лишь прибыли от продаж, тогда как остальные показатели, существенно снизились, а расходы заметно возросли. Именно под воздействием данных факторов и складывался итоговый показатель деятельности организации, величина которого на протяжении трех лет была достаточно нестабильна. Так, величина чистой прибыли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросла на 2870 тыс. руб. (3516,7%) за счет полноценной деятельности компании, открывшейся в октябре 2014 года, а также за счет малого количества дополнительных видов деятельности. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. показатель сократился на 547 тыс. руб. (18,5%) за счет сокращения прибыли до налогообложения на 688 тыс. руб. (18,6%). Таким образом, величина рассматриваемого показателя свидетельствует об ухудшении финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.
Более полную характеристику экономического положения предприятия позволит дать анализ показателя рентабельности продаж, который характеризует эффективность рыночной и операционной деятельности, поскольку зависит от ценовой политики и эффективности контроля за расходами. То есть путем расчета определяется норма прибыли на текущий момент, которая сравнивается со значениями прошлых лет, однако, за неимением таковых мы будем сравнивать величину данного показателя в рассматриваемой фирме за 2015-2016 года. Таблица 2 – Анализ рентабельности продаж
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка, тыс. руб. |
852925 |
631364 |
-221561 |
2.Себестоимость продаж, тыс. руб. |
765035 |
548475 |
-216560 |
3.Коммерческие расходы, тыс. руб. |
83154 |
76015 |
-7139 |
3.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4736 |
6874 |
2138 |
4.Рентабельность продаж, % |
0,56 |
1,09 |
0,53 |
Основными факторами, влияющими на величину рентабельности продаж, являются себестоимость и выручка. Исходя из данных таблицы 2, мы видим, что увеличение рентабельности продаж произошло за счет уменьшения себестоимости продаж на 216560 тыс. рублей. Второй фактор, выручка от продаж, повлияла отрицательно на изменение исследуемого объекта, за счет уменьшения объема продаж на 221561 тыс. рублей.
Рассчитав рентабельность продаж на исследуемом предприятии, считаю уместным сравнить полученную величину с величиной рентабельности торговых предприятий Ивановской области за исследуемый период. Это позволит определить уровень, на котором находится ООО «Орион» по сравнению с другими предприятиями региона.
Рисунок 1 – Сравнительная характеристика рентабельности ООО «Орион» и прочих торговых предприятий Ивановской области. [4]
Исходя из данных, представленных в диаграмме 1 можно сказать, что уровень рентабельности рассматриваемой фирмы, составивший всего 1,09%, является результатом низкой конкурентоспособности организации, а также невостребованностью товаров, реализуемых ею. Однако рост рентабельности продаж в целом на 0,53% оценивается положительно, так как указанный факт свидетельствует о наличии благоприятных тенденций в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продаж.
Определив величину рентабельности в нашем регионе, целесообразно обратить внимание на состояние данного показателя в соседних областях, для того чтобы выявить причины, в результате которых были достигнуты данные показатели.
Рисунок 2 – Сравнительная характеристика рентабельности проданных товаров (работ, услуг). [1, С. 114], [2, C. 252] [3, С. 220] [4]
По данным диаграммы 2, можно заключить, что наименьшей рентабельностью обладают торговые организации Ивановской области – 4,4%. Этот факт объясняется рядом причин, среди которых можно выделить то, что темпы инфляции в минувшем году существенно замедлились по сравнению с 2015 г., однако покупательная способность населения продолжила сокращаться. Уровень среднедушевых доходов населения и средней заработной платы демонстрируют отрицательную динамику. В Ивановском регионе в кризисные периоды обостряется проблема занятости населения, тогда как в Костромской и Ярославской областях данная проблема практически отсутствует. Помимо этого наблюдается «отток» специалистов на работу в соседние регионы с более высоким уровнем заработной платы. Кроме этого торговля является доминирующим видом деятельности Ивановской области, в связи, с чем конкуренция между организациями является существенной. Прямо противоположная ситуация складывается в соседних регионах, где основу составляет промышленное производство.
Таким образом, нашему региону есть к чему стремиться и над чем работать. Точно так же можно сказать и об исследуемом предприятии. Учитывая, что в ООО «Орион» наблюдается рост прибыли от продаж, который опережает рост издержек, можно рассчитать прогнозную рентабельность продаж организации за 2017 год. То есть предложим предприятию повысить уровень рентабельности за счет увеличения объема продаж. Основными направлениями будут выступать:
увеличение объема продаж существующим клиентам. Данное явление возможно благодаря нестабильной экономической ситуации, сложившейся в нашей области, приводящей к закрытию предприятий-конкурентов;
расширение рынков сбыта. А именно продажа производимой продукции не только в городе Иваново, но и таких городах как Пучеж и Наволоки;
использование интернет – ресурсов для продвижения товаров:
рассылка предложений потенциальным покупателям;
создание сайта для коммерческих продаж.
Благодаря внедрению и осуществлению вышеперечисленных способов увеличения продаж объемы реализации продукции в рассматриваемом году увеличились на 9%, следовательно, выручка также возросла, составив 688187 тыс. рублей. Также возросла и прибыль от продаж, равная 13970 тыс. рублей. Исходя из имеющихся данных, рассчитаем прогнозную рентабельность:
13970/688187*100% = 2,03%
Для наглядности сравним фактическую и прогнозную рентабельность ООО «Орион»:
Рисунок 3 – Соотношение фактической и прогнозной рентабельности ООО «Орион»
Исходя из данных, представленных на рисунке 3 можно сказать, что, не смотря на множество негативных факторов, оказывающих губительное влияние на эффективность деятельности предприятий Ивановской области, в рассматриваемой организации прогнозируется повышение уровня рентабельности на 0,94%.
Таким образом, при выполнении ряда необходимых мероприятий и принятия грамотных управленческих решений ООО «Орион» способно успешно развиваться и получать большую прибыль. Учитывая, что все это будет происходить на фоне неблагоприятного экономического развития Ивановской области, рентабельность которой по сравнению с соседними регионами была самой низкой, можно считать, что рассматриваемое предприятие при сохранении положительной тенденции будет конкурентоспособным и сможет занять достойное место среди прочих организаций, осуществляющих схожую деятельность.
Список литературы:
1.Владимирская область: Краткий статистический сборник. – Владимир: Владимирстат, 2016 г. – 114 с.
2.Костромская область: Статистический ежегодник. – Кострома: Костромастат, 2016 г. – 252 с.
3.Ярославская область: Статистический сборник-ежегодник. – Ярославль: Ярославльстат, 2016 г. – 220 с.
4.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области: [Электронный ресурс].URL: http://ivanovo.gks.ru. (Дата обращения 14.12.17)