Система управления транспортного средства соединяет в себе элементы, предназначенные для управления двигателем, изменения скорости движения или изменения направления движения. В механизмах управления неоднократно эксплуатируют все возможные системы автоматического действия. Если система управления содержит в себе автоматические устройства и немаловажную роль в ее функционировании играет человек, то данная система называется автоматизированная. Автоматизированными системами являются гидравлический усилитель руля, вакуумный усилитель тормозов и система АБС.
Большая скорость движения и огромное количество транспорта на автодорогах прослужили причиной тому, что даже высококлассные автовладельцы иногда не справляются с управлением транспортного средства. Выручают их автоматизированные системы управления, они мало того помогают облегчить труд водителя, но и ощутимо увеличивают надежность движения.
В момент движения водителю требуется работать с большим количеством механизмов и элементами транспортного средства: двигателем, коробкой передач, системой рулевого управления, тормозной системой, электронным оборудованием. Большая часть управляется не постоянно, в отличие от рулевого управления которое требует постоянного внимания. [2]
Особое внимание требует к себе тормозная система автомобиля. Эксплуатация транспортного средства с поврежденными тормозами не дозволена. Следовательно, любой водитель обязан помнить об основных поломках системы торможения и уметь их определять по косвенным признакам.
Дисковый тормозной механизм может иметь следующие неисправности: искажение суппорта; неравномерный износ поверхностей тормозных дисков; выламывание тормозных цилиндров; также изнашивание тормозных дисков и накладок.
Тормозной привод может включать в себя такие проблемы как заклинивание поршней рабочего и главного цилиндров, потеря герметичности и образование засоров и течей, попадание воздуха вследствие потери герметичности.
Вакуумный усилитель тормозов может иметь следующие неисправности:
недостаточное разряжение во впускном коллекторе;
повреждение вакуумного шланга;
дефект следящего клапана усилителя.
Выше описанные дефекты тормозной системы при любых обстоятельствах снижают действенность торможения транспортного средства, а следовательно являются риском для всех участников движения.
Основные причины появления дефектов тормозной системы:
несоблюдение эксплуатационных норм системы торможения;
некачественные запчасти;
воздействие окружающей среды.
Внешними признаками неисправности являются:
во время торможения автомобиль отклоняется от заданного курса;
увеличенный ход тормозной педали;
посторонние звуки при торможении;
чрезмерно низкое или высокое усилие на педали;
вибрирование педали тормоза;
пониженный уровень тормозной жидкости.
Для контроля состояния тормозов в автомобиле применяются различные датчики. Данные с датчиков передаются в ЭБУ автомобиля и в случае выявления неисправности на панели приборов загораются следующие сигнальные огни:
низкого уровня тормозной жидкости;
неисправности системы ABS и ESP ; [4]
Наиболее опасными поломками транспортного средства являются неисправности рулевого управления и тормозной системы. Основными неисправностями являются: изнашивание пары шестерня-рейка, износ рулевых наконечников, а также выход из строя усилителей руля.
Возможные дефекты гидроусилителя руля:
изнашивание подшипников;
проскальзывание ременного привода;
критический уровень рабочей жидкости в расширительном бачке гидроусилителя;
разгерметизация и подсос воздуха в систему.
Причины возникновения неисправностей:
низкое качество дорог;
несоблюдение правил эксплуатации;
некачественное проведение техобслуживания и ремонта.
На поломку рулевого управления указывают такие внешние признаки:
стук в рулевой рейке;
появившаяся вибрация на руле;
повышенное нулевое положение;
тугое вращение рулевого колеса;
вой насоса гидроусилителя;
утечки рабочей жидкости. [3]
Список литературы
Михневич Е.В., Бялт-Лычковская Т.Н. Устройство автотранспотных средств. Практикум: учебное пособие. Минск: РИПО, 2016. 192 с.
Диагностика тормозной системы, рулевого управления и подвески // МОЙМЕХАНИК.РФ URL: https://mymechanic.ru/services/check-brakes-steering-and-suspension-inspection/ (дата обращения: 08.12.17).
Неисправности рулевого управления // SYSTEMSAUTO.RU URL: http://systemsauto.ru/disrepair/disrepair_wheel.html (дата обращения: 08.12.17).
Неисправности тормозной системы // SYSTEMSAUTO.RU URL: http://systemsauto.ru/disrepair/disrepair_brake.html (дата обращения: 08.12.17).