В докладе изложена информация о зависимости эквивалентных уровней звука (шума) в кабинах разного типа локомотивов от сроков их эксплуатации и времени выпуска.
По данным ОАО «РЖД» одним из наиболее вредных факторов с точки зрения условий труда на транспорте является шум. Его доля среди других «издержек» производства достигает 37% . Причем большую часть составляет шум, воздействующий на работников как при прохождении подвижного состава в непосредственной близости от зоны работ (внешний шум), так и в кабинах локомотивов. Фактические значения внешнего шума от подвижного состава колеблются в пределах от 85 до 99 дБА, в кабинах и машинных отделениях – от 81 до 96 дБА.
На железных дорогах Германии внешний шум от подвижного состава фиксируется в диапазоне от 88 до 94 дБА, в кабинах локомотивов семейства Prima (Франция) эквивалентный уровень звука при движении составляет 72 дБА, что ниже допустимого нижнего ежедневного значения, равного 80 дБА.
К категории основных профессий железнодорожного транспорта, связанных с круглосуточным обеспечением движения поездов в любых климатических условиях, относятся машинист и помощник машиниста локомотива. Исследованиями ВНИИЖГ Роспотребнадзора (Всероссийский научно – исследовательский институт железнодорожной гигиены) установлено, что именно шум оказывает наиболее вредное влияние на их здоровье, вызывая такое специфическое профессиональное заболевание, как тугоухость, которая достигает 66–75% от всех профессиональных заболеваний работников локомотивных бригад. Развитие тугоухости увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций, вероятность крушения поездов и появления целого ряда социальных проблем. По материалам аттестации рабочих мест по условиям труда были выявлены превышения значений эквивалентных уровней звука в кабинах локомотивов несмотря на то, что на стадии ввода в эксплуатацию локомотивы проходят сертификационные испытания, получают сертификат соответствия по заданным параметрам, в том числе по соответствию уровней звука. Возникает естественное желание предположить, что в процессе эксплуатации ухудшаются звукоизолирующие свойства кабин локомотивов, то есть величина эквивалентного уровня звука в них зависит от года выпуска и конструкционных особенностей подвижного состава. Соответственно была поставлена цель установить зависимости эквивалентных уровней звука в кабинах различных типов локомотивов с различными сроками эксплуатации и годами выпуска. Для достижения этой цели сделан анализ результатов аттестации рабочих мест машинистов и их помощников, проведенной в 2009–2013 годах Отраслевым центром промышленной безопасности на сети железных дорог России. Оценке подверглись 40 типов локомотивов различных видов движения (пассажирское, грузовое, маневровое) выпуска 1965–2013 годов. Эксперты пользовались методиками, изложенными в действующих нормативных актах. При проведении аттестации оценивались следующие рабочие зоны: кабина при движении, кабина на стоянке, машинное отделение, открытая территория (около локомотива при его осмотре). Измерения делались на стоянках при холостых оборотах двигателя и во время движения со скоростью, равной 2/3±10% от максимально разрешенной на данном участке эксплуатации и при реализации 2/3 номинальной мощности двигателя. Для каждой зоны была определена величина эквивалентного уровня звука с учетом времени его воздействия. Для каждого локомотива рассчитана величина эквивалентного уровня звука, воздействующего на машиниста и его помощника в течение смены. Расчетные значения эквивалентных уровней звука в кабинах всех типов локомотивов, принятых к аналитической обработке, составили от 80 до 93 дБА.Как видно из таб.1, средний эквивалентный уровень звука с вероятностью 0,80 составил 84,3±0,16 дБА, то есть превысил нормируемый уровень (80 дБА) на 4,3 дБА. На основе рассчитанных данных построена диаграмма зависимости эквивалентного уровня звука в зависимости от года выпуска локомотива (рис.1).
ВЫВОДЫ
Анализ результатов расчета, показанных на рис.1,свидетельствует о том, что отсутствует прямая зависимость значений эквивалентных уровней звука в кабинах локомотивов от года их выпуска.
Выборки по видам движения локомотивов – грузовым, маневровым и пассажирским, а также по типам – тепловоз, электровоз, выпущенным различными заводами, отечественными и иностранными, опять же подтвердили этот вывод.
Так, средние эквивалентные уровни звука в кабине электровозов серии ВЛ составили 84,6±0,21 дБА, тепловозов серии ТЭМ – 85,3±0,27 дБА, тепловоза серии ЧМЭ3– 82,5±0,03 дБА (таб.2–4). По рассчитанным данным были построены диаграммы зависимости эквивалентного уровня звука в кабинах различных типов локомотивов от года их выпуска (рис.2–4).
Используемые источники
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Приложение