“Великий Шелковый Путь” - одно из самых древних и самых замечательных творений рук человеческих. Более чем две тысячи лет назад рука Азии была протянута далеко на запад, где встретила руку Европы. Рукопожатие затянулось во времени, и тому была очень веская причина. Встретились не только разноязыкие и даже внешне очень разные народы. Соперничество миров, удивительно не похожих друг на друга, включало в себя, прежде всего, смотр достижений, то есть сотрудничество – торговое, экономическое, культурное, духовное.
Глобализация, эгида мирового сообщества быстро превратили Великий шелковый путь в транснациональный продукт, важнейшими составными частями которого являются транспорт, информация, культура и туризм.
Караваны по Великому шелковому пути перестали ходить лишь в XV в.: военные походы Тамерлана в Средней Азии, развал Византийской империи под натиском осман - все это заставляло Европу и Китай искать более спокойные торговые пути .
О строительстве нового транзитного коридора было объявлено почти 10 лет назад. В стратегической важности нового транзитного пути сомневаться не приходится. Соглашение о создании коридора «Западная Европа - Западный Китай» было заключено в Пекине 16 апреля 2009 года, когда впечатляющие темпы роста торговли между Европой и Восточной Азией заставили Китай задуматься о глобальных планах по возрождению экономического пояса Великого шелкового пути.
Пройдет трасса по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньгань.
В мае 2015 года президент России В.В.Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве в рамках проекта экономического пояса. Для реализации китайских инвестиций по этому направлению для этого создан специальный Фонд развития Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd), инвесторами которого выступают Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития Китая и Суверенный фонд благосостояния Китая.
Теперь по древнему маршруту отправятся новые "караваны" - туристические. Тут и ассоциация с далеким прошлым: неспешная поступь караванов верблюдов и вьючных лошадей, шагающих по пескам, по горным ущельям, силуэты дивных городов, куда эти караваны приходят; тут и страницы истории заполненные подвигами воинов Александра Македонского, Амира Темура, заполненные учеными трактатами Авиценны, Аль Хорезми, Улугбека, походными записями Марко Поло и Афанасия Никитина; заполненные пламенными поэтическими строчками Навои, Фирдоуси, Хайяма, Руставели.
Так, в книгу рекордов Гинесса достойны войти и самая высокая в мире плотина Нурекского гидроузла на реке Вахш (ее высота 320 метров), и открытая, карьерная добыча урана и золота в песках Кызыл-Кумов, и Хорезмский оазис с очень высокими урожаями хлопка и реликтовые ореховые леса в урочище Арсланбоб. А о прелести и обаянии Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабса можно говорить часами. Не случайно их еще называют музеями под открытым небом, дивные города. Четыре тысячи памятников старины. Удивительна и природа Центральной Азии. Суровые и строгие хребты Тянь-Шаня и Памира непременно найдут своих почитателей, озера Иссык-Куль и Сары-Челек, пески Кызыл-Кумов и пляжи Каспия, охотничьи угодья амударьинских тугаев. Но самое интересное на просторах Центральной Азии – это народы, их населяющие. У узбеков, казахов, киргизов, таджиков, туркмен глубокие корни и уверенный, добрый взгляд в завтрашний день, самобытная культура с богатыми духовными традициями, с древними навыками в орошаемом земледелии и отгонном скотоводстве, в ремеслах и искусстве, в, торговле, кулинарии. Культ семьи, уважение к старшим, гостеприимство, осознанная тяга к новшествам во всех областях жизни – вот те качества в характере этих народов, которые не могут не вызвать симпатии. Если их обыденная жизнь, наполненная праведным трудом, скромна и непритязательна, то их праздники искрометны и оставляют сильнейшее впечатление. Именно в праздники душа этих народов открыта нараспашку, и видно, что в ней есть место человеку из любого уголка земного шара. Туристическая привлекательность Великого шелкового пути растет из года в год. Она подкрепляется соответствующим сервисом, грамотным и избирательно гибким, включающим в себя быстрое оформление виз, современное гостиничное, транспортное, гидовое обслуживание. Этот сервис ненавязчив и комфортен. Здесь нормой считается следование лучшим мировым образцам; турист, приехавший в Центральную Азию, должен увезти домой только положительные впечатления .
Туризм по Великому шелковому пути развивается не только в сторону стран Азии, но и в Европу. Так, достопримечательности семи регионов Северного Кавказа от Махачкалы до Пятигорска, осмотрели профессиональным взглядом китайские предприниматели - руководители крупных туристических компаний КНР.
Через Дагестан в древности проходила Прикаспийская трасса Шелкового пути. С тех времен в дагестанских аулах сохранились ремесленные традиции. У Дагестана есть все шансы стать "воротами для китайского туризма на Кавказе": стороны рассматривают авиасообщение с Махачкалой из Урумчи или Гуанчжоу - городов. Дербент, один из древнейших городов России, с начала VIII века был узлом на маршруте шелковой трассы, а в наши дни он и прилегающая к городу крепость Нарын-кала признаны ЮНЕСКО материальным свидетельством Великого шелкового пути.
Северная Осетия до сих пор хранит память о том, как караванщики из далеких стран пробирались по горным тропам в Грузию и в Причерноморье. Китайские туристы побывали в долине реки Фиагдон, где в Средневековье проходила одна из троп Великого шелкового пути. Здесь до сих пор можно найти пещеры, в которых укрывался целый караван, а также старинные храмы и селения, где останавливались караванщики. Один из маршрутов Великого шелкового пути в древности проходил высоко в горах Ингушетии и частично по трассе современной Военно-Грузинской дороги. Это была транзитная зона торговли между Китаем и Византией, а через нее и со всей Европой. Чтобы на Северном Кавказе появились китайские туристы, здесь должна появиться инфраструктура - гостиницы, компактные автобусы с хорошим обзором и, конечно, гиды с китайским языком.
Исходя из выше сказанного в ближайшие месяцы над данной проблемой будут работать китайские туроператоры - Минкавказ РФ прогнозирует, что первые группы туристов из КНР могут появиться здесь уже осенью 2017 г. Турпоток из Китая в 2017 г. увеличился на 50% и сохраняет тенденцию к росту.
Таким образом можно сказать, что: международный туризм – это мощный инструмент знакомства народов друг с другом. Великий шелковый путь, как мировой транспортный коридор - уникальное средство, сближающее народы, только гораздо более древнее. Турист, ступивший на Великой шелковый путь, останется доволен своим выбором и увезет домой самые яркие впечатления.