ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Саволайнен А.А. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором определенного рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера. B ee основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Появление естественных монополий можно объяснить особым эффектом, связанным c масштабом производства - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Благодаря лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия, наблюдается рост производительности труда, a, следовательно, понижение издержек на единицу продукции. А это соответственно означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества и государства, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

Существует два типа естественных монополий:

a) Природные монополии. Появление монополий данного типа происходит, как правило, из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может быть фирма, которая обнаружила месторождение уникальных полезных ископаемых и соответственно купила права на участок, на котором располагается это месторождение. Так как закон защищает права собственника, никто другой это месторождение использовать не сможет. Тем не менее, это не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого предприятия.

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными c проявлением эффекта масштаба. Например, крайне нерационально создавать в одном городе две сети канализации, подвода газа или электроэнергии в квартире. He всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, ведь им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга в ситуации, когда абонент одной сети звонил бы абоненту другой.

Наиболее крупными по размеру монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению фирмы в целях снижения средних затрат на производство. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста нескольких фирм меньших размеров приводит к увеличению затрат на производство и в результате - не к снижению, a к росту цен. A в этом общество, разумеется, не заинтересовано.

В России понятие естественной монополии и перечень естественно-монопольных видов экономической деятельности определены федеральным законом «О естественных монополиях». Согласно данному закону:

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии» Гл.1, Ст.3 ФЗ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты. Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашаться на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену. В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Естественная монополия не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам: Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет. Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

Основные функции естественных монополий:

Предприятия, принадлежащие естественным монополиям, функционируют в наиболее значимых с точки зрения общества сферах, обеспечивающих жизнедеятельность современного общества. К числу наиболее распространенных социально значимых функций деятельности естественных монополий в мировой практике относятся: обеспечение общедоступности услуг (социальная политика); обеспечение повсеместности услуг (социальная и региональная политика); обеспечение единства территории с помощью инфраструктурной сети (геополитика и региональная политика); защита окружающей среды (природоохранная политика); стимулирование конкуренции (конкурентная политика); обеспечение необходимого уровня инфраструктурных услуг в случае войны, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации (политика в сфере безопасности).

Для российских естественных монополий характерна еще одна функция - обеспечение национальной безопасности.

Список литературы:

ФЗ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - №4/5. - С. 274-287

Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Гофрида /. - М.: «Терра». - 1997. - 736 с.

Просмотров работы: 127