ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сахарова Ю.П. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Гиппократ считал, что «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Цель работы: выяснить влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить влияние ритмической гимнастики на развитие детского организма;

  2. Понять, как ритмическая гимнастика способствует формированию координации у детей;

  3. Определить, как занятия ритмической гимнастикой под музыку воздействуют на формирование характера движений у детей;

  4. Рассмотреть комплекс обязательных упражнений, входящих в программу занятий по ритмической гимнастике для детей дошкольного возраста.

Гимнастика, как вид спорта, получила обширное распространение во всем мире. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, некая совокупность упражнений, которая придает занимающимся бодрость, здоровье, мышечный тонус, повышает результативность работы нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный спектр упражнений, воздействующий на все участки тела, на развитие всех физических свойств, таких как: эластичность, гибкость, ловкость, работоспособность. Положительные эмоции вызывают желание выполнять упражнения более активно, что повышает их влияние на организм. Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня включает в себя систему физических упражнений с элементами художественной гимнастики, общеразвивающими упражнениями, свободной пластикой, суставной гимнастикой, элементами современного танца [4].

В процессе занятий ритмической гимнастикой решаются такие задачи как, развитие физических качеств, обучение технике основных и специфичных движений, воспитание определенных качеств характера личности. Также существуют и специальные задачи, влияющие на развитие детского организма:

  1. коррекция ориентировки в пространстве, техники выполнения движений, нарушений опорно-двигательного аппарата;

  2. профилактика нарушений сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорной систем;

  3. компенсация нарушенных функций за счет сохранных анализаторов.

Стоит отметить, что ритмическая гимнастика помогает быстро перевести организм от сна к бодрствованию, а также настраивает центральную нервную систему на рабочий темп и стимулирует организм ребенка к предстоящей интенсивной работе в течение всего дня [2].

В состав упражнений по ритмической гимнастике входят все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Это происходит в результате стимуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, при помощи целенаправленных повторяющихся движений – бега, прыжков, танцев. Кислород, как известно, – необходимый фактор для существования живого организма. При постоянном росте и развитии дети потребляют больше кислорода, чем взрослые. Физиологические особенности дошкольников являются прямым подтверждением данного утверждения. У детей цикличность окислительных процессов гораздо выше, чем у взрослых, а соответственно и необходимость в кислороде больше. Дыхательный аппарат шестилетнего ребенка еще не до конца сформирован, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Ритмическая гимнастика предназначена для тренировки органов дыхания и обеспечения организма ребенка необходимым количеством кислорода. Важно то, что ритмические упражнения не только благоприятно влияют на дыхательную систему детей, но и способствуют развитию физических данных, а также помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения [3].

Наиболее активный период в жизни ребенка – это дошкольный, так как является равномерным и то же время неравномерным этапом жизни, когда развитие координационных навыков только начинается, что обусловлено непосредственным ростом ребенка и надлежащим формированием систем и функций его организма. В возрасте 4-7 лет более стремительно начинают формироваться двигательно-координационные способности. Как известно, работа по выработке координационных движений сама по себе сложна, а также требует внимательности и сосредоточенности от педагогов и детей, именно поэтому очень важно начать формировать правильную координацию движений с ранних лет. Упражнения по ритмической гимнастике требуют большое количество энергии и сил, а потому дети выполняют их без особого желания. Именно поэтому очень важно, чтобы комплекс упражнений по ритмической гимнастике как благоприятно влиял на развитие всех систем организма, так и формировал у детей желание заниматься физической культурой в целом. А подкрепление занятий музыкой лишь способствует более правильному выполнению заданий с большим удовольствием [6].

Помимо координационных, ритмическая гимнастика требует освоение и других способностей, помогающих развиваться телосложению в нужном направлении:

  1. кинестетической способностью, способностью к дифференцированию, точности воспроизведения и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движения;

  2. способностью к сохранению равновесия - статического и динамического;

  3. способностью к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе ее реализации.

Основными задачами физического воспитания детей является как укрепление организма, так и развитие, и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для детей дошкольного возраста упражнения, выполненные под музыку, являются основными, базовыми при освоении двигательной культуры, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений, а также предотвращают искривление позвоночника. Объединяющей характеристикой ритмичных гимнастических упражнений и музыки является их структурное ритмо-темповое проявление [1].

Система общеразвивающих упражнений представляет собой обязательное постоянное повторение движений, как отдельных частей тела, так и их сочетаний.

В программу по ритмической гимнастике обязательно должны входить упражнения из художественной гимнастики, а также элементы хореографии (пружинные движения, волны, взмахи). В основном они используются как дополнение к общеразвивающим упражнения, но в то же время требуют многократного повторения. Вполне приемлемо вводить танцевальные элементы в занятия ритмической гимнастикой, так как это делает сами упражнения более насыщенными и интересными. Но не следует ставить в приоритет обучение танцам перед ритмической гимнастикой.

При наличии спортивного зала, упражнения в ходьбе лучше всего проводить по его периметру. Чаще применяется ходьба на месте или с небольшими передвижениями в различных направлениях, с дополнительными подключением рук, туловища и головы. Широко используются такие виды шагов как: перекатный шаг, пружинный шаг, острый шаг, приставной шаг и другие. В беговые упражнения включают бег с изменениями частоты шагов, с поворотами, с дополнительными движениями рук, плеча, головы, с хлопками, с высоким подниманием бедра, с «захлестом» голени назад и многие другие варианты.

Используются всевозможные сочетания прыжков на одной и двух ногах, в стойках ноги врозь, в выпадах, с поворотами, с продвижениями в различных направлениях. Прыжки сопровождают движения руками, туловищем и головой. В занятиях ритмической гимнастикой прыжки вполне сочетаются с танцевальными движениями, также допустимы простейшие элементы акробатики, выполняемые по типу общеразвивающих: перекаты, стойки на лопатках и другие [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия ритмической гимнастикой благоприятно влияют на развитие детского организма. Благодаря им, у детей с раннего возраста формируется правильная осанка, вследствие этого идет меньшая нагрузка на позвоночник и внутренние органы. Присутствие музыки в ритмической гимнастике дает положительный эффект на развитие координации и чувства ритма у детей дошкольного возраста. Стоит отметить, что ритмическая гимнастика также помогает развивать некоторые личностные качества с ранних лет, ведь не стоит забывать, что любые занятия спортом требуют выносливости, стойкости и терпеливости.

Список использованной литературы

  1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) [Текст]. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Виноградов, П. А.Основы физической культуры [Текст] / П. А. Виноградов, В. И. Жолдак. – Челябинск, 1997. – 80 с.

  3. Дети и здоровье [Текст] // Материалы научно-практической конференции по проблемам физического воспитания). – Омск, ОГИФК, 1993.

  4. Кузьменко, М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие [Текст] / М. В. Кузьменко; Моск. гос. акад. физ. культуры. – М., Книга и бизнес, 2007. – 116 с.

  5. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика [Текст] / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.

  6. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики [Текст]. – Москва, 2005. – 74 с.

Просмотров работы: 368