На сегодняшний день Республика Хакасия является одной из загрязненных субъектов РФ. Экологическая ситуация остается тревожной. Состояние окружающей среды продолжает ухудшаться с каждым годом. Этому способствуют такие техногенные факторы как:
1)гибель и вырубка лесов:
Одна из причин гибели лесов - кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции. Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов. Ещё огромный вред почвам наносит хищническая вырубка лесов. Именно с ней, а также с крайне неэффективными методами ведения сельского хозяйства связано такое угрожающее явление как опустынивание. Также резко сокращается площадь лесного покрова из-за пожаров, промышленных выбросов и прочей антропогенной нагрузки, нашествий насекомых-вредителей. Губительному антропогенному воздействию подвержены леса практически по всей территории РХ.
2)загрязнение водоёмов, почвы и атмосферы отходами промышленного производства:
Загрязнение почвы происходит под действием различных источников антропогенного характера:
- кислотные осадки;
- мусор;
- промышленные выбросы и отходы;
- тяжелые металлы;
- пестициды;
- микотоксины;
- радиоактивные вещества.
Загрязнение водоёмов: стоки с промышленно-урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, выпадение с атмосферными осадками продуктов антропогенной деятельности, загрязнения поверхностных и подземных вод соединениями азота, органическими веществами, нефтепродуктами, снижение содержания кислорода в воде.
Загрязнение атмосферы за счет воздействия взвешенных веществ: бенз(а)пирен, диоксид азота, фтористый водород, сероуглерод, формальдегид и окись углерода, аммиака, стирола. бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана.
3)чрезмерное истощение природных ресурсов:
Угроза данной проблемы и ухудшения экологической ситуации в РХ находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для Хакасии эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической и рискологической культуры.
Одним из важнейших условий реализации экономического регулирования природопользования является обеспеченность природоохранной деятельности финансовыми, материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами. Традиционно природоохранное финансирование ведется за счет различных источников. Это средства бюджетов всех уровней, средства предприятий-природопользователей и внебюджетные источники. В настоящее время роль федерального бюджета в финансировании региональных природоохранных мероприятий явно недостаточна.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепил в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и определил виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления.
Все предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).
Функцию по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду (постановка на учет предприятий в качестве плательщиков платы, прием и проверка расчетов платы, сверка начисленной и поступившей платы) осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (далее - Управление).
Таблица 1 - Фактически перечисленная плата за негативное воздействие на окружающую среду Республики Хакасия за 2012-2016 год в разрезе муниципальных районов, городов, тыс. рублей
Муниципальный район, город |
2012 г |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Алтайский район |
2821,81 |
3170,11 |
777,57 |
11597,7 |
14653,00 |
Аскизский район |
29278,6 |
5450,2 |
4764,08 |
4660,59 |
602,55 |
Бейский район |
2017,92 |
1979,0 |
2733,56 |
2850,65 |
2472,76 |
Боградский район |
325,83 |
416,23 |
206,39 |
211,72 |
58,09 |
Орджоникидзевский район |
969,27 |
990,76 |
471,45 |
426,53 |
564,69 |
Таштыпский район |
236,3 |
209,98 |
107,98 |
1308,5 |
445,39 |
Усть-Абаканский район |
19557,49 |
11803,56 |
14322,9 |
24306,6 |
25921,44 |
Ширинский район |
1531,26 |
1415,50 |
4757,78 |
3759,25 |
3755,39 |
Абакан |
9378,63 |
6508,59 |
6358,1 |
7514,38 |
5065,98 |
Абаза |
1169,69 |
1317,2 |
1538,34 |
1621,08 |
957,08 |
Саяногорск |
14866,93 |
15311,53 |
24917,86 |
13685,07 |
12051,27 |
Сорск |
27740,25 |
27151,42 |
27226,68 |
31546,95 |
2820,43 |
Черногорск |
2583,95 |
4341,10 |
6926,26 |
6817,70 |
5530,00 |
Всего по Республике Хакасия |
112477,93 |
80065,2 |
95108,95 |
110306,72 |
74898,09 |
Снижение перечисленной платы в 2016 году по сравнению с предыдущими годами связано с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 01 января 2016 года. В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В 2016 году обязательными были платежи за 4 квартал 2015 года и авансовые платежи за 2016 год. От внесения авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства.
Источник
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Республики Хакасия в 2016 году» / О.С. Лушникова, А.А. Андреева, Д.В. Залутский. - Абакан: Правительство Республики Хакасия Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, 2017.