ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Щипунова Е.А. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Система современных норм, регулирующих защиту прав потребителей - это сложная комплексная правовая система с разнообразными технологическими звеньями по уровню правового регулирования (конституционное, законодательное и иное регулирование).

Гражданский кодекс РФ (ч.1 и 2) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующем сферу гражданско-правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения при продаже товаров. Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено российским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важных правоотношений.

Общим для всех видов защиты прав потребителей при продаже товаров источником является прежде всего Закон «О защите прав потребителей».

При решении вопросов, связанных с обнаружением недостатков в товаре, не оговоренных продавцом, следует руководствоваться статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и статьей 18 Закона «О защите прав потребителей». При этом статья 18 Закона применяется в части, не противоречащей ГК РФ.

В соответствии со ст. 503 ГК РФ и пунктом 1 ст. 18 Закона в случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были оговорены продавцом) покупатель по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (и проч.) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (и проч.) иные предусмотренные п.3 ст.18 Закона требования или возвратить товар изготовителю (и проч.) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Особенности замены товара ненадлежащего качества закреплены в ст. 21 и 24 Закона «О защите прав потребителей».

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), которые для осуществления своих уставных целей согласно законодательству вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров, информации о них, представленной продавцами (изготовителями, исполнителями);

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) и другое.

Предусмотренные Законом о защите прав потребителей права общественных объединений потребителей могут осуществляться ими, если они отражены в уставе организации.

Закрепление в Законе «О защите прав потребителей» нормы о судебной защите прав потребителей основано, прежде всего, на конституционном положении о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В пункте 1 статьи 17 Закона установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Под судом здесь следует понимать, во-первых, любой суд из системы общей юрисдикции, во-вторых, институт мировых судей.

Закон о защите прав потребителей закрепил некоторые особенности судебной защиты прав потребителей. Одну из ее особенностей отражает положение, закрепленное в статье 46 данного Закона. Речь идет о том, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (и проч.) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска наступают следующие последствия:

суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда;

вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (и проч.) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем ( и проч.);

одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей, органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей, органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

Однако самой главной особенностью судебной защиты прав потребителей является то, что согласно ст. 17 Закона потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами.

Существенное влияние на правоприменительную практику оказывает несовершенство нормативной базы. Некоторые вопросы до сих пор остаются нерешенными, возникают определенные сложности при реализации законодательства о защите прав потребителей:

1. В судебной практике встречаются случаи, когда необходимым условием для признания гражданина потребителем является заключение им договора купли-продажи, а в соответствии с законодательством потребителем также является лицо, имеющее намерение заключить договор или использующее товар;

2. Закон одним из критериев качества товара называет конкретные цели его приобретения. Проблема состоит в том, что в случае спора доказать несоответствие товара целям приобретения практически невозможно, так как они излагаются в устной форме;

3. В Законе установлен срок для обнаружения недостатков - разумный срок, но не раскрыто, как он должен определяться и последствия его нарушения. Представляется, что продолжительность этого срока зависит от характера недостатка, но в любом случае он не может быть более двух лет.

4. При продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

В связи с этим необходимо продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей, привести в соответствие с требованиями отдельные положения ФЗ «О рекламе».

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства РФ. 1994.№ 32. Ст. 3301.

2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. ст. 140.

3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета. 2006. № 51.

4. Гафарова, Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2010. 376 с.

5. Гришаев, С.П. Права потребителей. 2015. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

6. Кирилловых, А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012. 304 с.

Просмотров работы: 99