ЭМОЦИИ КАК ИНДИКАТОР ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭМОЦИИ КАК ИНДИКАТОР ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

Родина Н.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для cиcтемы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. Здесь одной из важнейших задач учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на их адаптацию к новому учебному заведению, новому коллективу, новым требованиям и формам работы. Потребность адаптации у индивида возникает тогда, когда он попадает в новую для него среду с новыми незнакомыми для него требованиями и нормами. От успешности учебной адаптации на младших курсах ВУЗа во многом зависят успешность обучения на протяжении всего образовательного процесса в ВУЗе, дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Существует множество определений процесса адаптации. В обобщенном виде под термином «адаптация» понимают приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

В результате наблюдения и анкетирования было выявлено, что на успешность адаптации влияют мотивы и желание студентов-первокурсников учиться. Так, большинство опрошенных (60%), сказавших, что решили продолжить своё обучение в ВУЗе, потому что хотят получить образование для успешной реализации своей будущей профессиональной деятельности проявляют активность в студенческой жизни, регулярную посещаемость и высокий и средний уровни овладения учебными дисциплинами. Остальные 40% опрошенных, поступивших в ВУЗ ради угоды родственникам и получения диплома о высшем образовании (без обязательного успешного овладения ЗУН) демонстрируют низкий уровень активности, овладения учебными дисциплинами и редкую посещаемость. Из них 40% сказали, что им нравилось учиться в школе больше, чем в ВУЗе. Как же желание обучения в ВУЗе влияет на успешность адаптационного процесса? Дело в том, что желание или нежелания участия в какой-либо деятельности порождает соответствующие эмоции, которые могут различаться по многим параметрам: направленности, интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям и воздействию на организм. Отсюда следует, что эмоции студентов-первокурсников могут отражать протекание процесса адаптации и даже влиять на него. То есть показателями эффективности адаптационного процесса является не только высокий уровень активности, но и эмоциональная цена достижения результатов деятельности, то есть уровень и направленность эмоционально-чувственного состояния человека.

С позиций определения адаптации как процесса, приводящего к субъективно и объективно положительно оцениваемым результатам в широком классе аналогичных ситуаций, рассмотрим в качестве индикаторов адаптации некоторые функциональные эмоции, выделенные К. Изардом: удивление, интерес, радость, страдание гнев и отвращение.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного влияния эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, которое его вызвало. При этом оно выводит человека из состояния равновесия, приводя в действие механизмы, пытающиеся вывести человека в более определенное состояние. Присутствие этой эмоции свидетельствует о состоянии неопределенности, которое может перейти в радость, тревогу, интерес и другие эмоции, а значит предшествует первой фазе адаптации.

Интерес — (как эмоция) положительное эмоциональное состояние, часто сопутствующее удивлению и способствующее успешному формированию ЗУНов и мотивирующее обучение. После проведения опроса было получено подтверждение важности роли интереса в процессе адаптации к обучению в ВУЗе. Таким образом, интерес играет важную роль в психологических процессах самоорганизации, которые влияют на способность и стремлении личности к адаптации к новому учебному процессу.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Ею может быть отмечен завершающий этап адаптации, когда использование адаптационных схем начинает приносить свои плоды, когнитивный диссонанс разрешается, уходят фрустрация и тревога. В то же время, высокая субъективность переживания и широкий спектр индивидуальных различий переживания радости нередко приводит к неверному толкованию её причин, что в свою очередь затрудняет диагностику процесса адаптации. Так, например, можно наблюдать у первокурсников желание прийти на учебные занятия, потому что они рады, что поедут домой после учебного дня и на всех уроках студенты сидят в предвкушении дороги домой (касается иногородних студентов), или наступление другого долгожданного события, которое существенно повысило настроение человека, а следовательно и его активность и продуктивность. То есть можно с уверенностью сказать о том, что опыт переживаний радости — является ресурсом адаптационных возможностей личности, так как индивид, имеющий положительный опыт решения проблем в ситуациях неопределенности, менее склонен бояться ошибок, мотивирован на достижение успеха, и вследствие всего этого более активен.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, и чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции. Оно отражает негативную оценку субъектом происходящего и неэффективность адаптации.

Гнев — эмоциональное состояние, носящее отрицательный характер, как правило, возникающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер и может сыграть как адаптивную, так и дезадаптивную роль: с одной стороны, он вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил, с другой — разрушителен, так как блокирует когнитивные механизмы адаптации. В любом случае он отражает негативную оценку субъектом наличной ситуации.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, явлениями и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Для успешной адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе необходимо организовать психолого-педагогическую работу, которая должна представлять систематичный двусторонний поэтапный процесс, направленный не только на включение студентов в студенческую и учебную деятельность, но и на формирование у них положительных эмоций, которые будут благоприятно влиять на протекание процесса адаптации. Помимо этого следует изучать индивидуальные особенности каждого студента и формировать у него положительные мотивы и желание к обучению.

Литература

  1. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

  2. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24.

  3. http://slovar.world-psychology.ru/adaptaciya/ - Адаптация. Словарь психолога.

  4. http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html - Особенности адаптации студентов 1 курса к обучению в вузе.

Просмотров работы: 248