Близорукость – это массовый дефект зрения населения, несущий потенциальную угрозу слепоты и инвалидности по зрению. В связи с этим близорукость на протяжении многих десятилетий занимает умы как специалистов-офтальмологов, так и лиц, далеких от медицины. Естественно, первый вопрос, который задают все – в чем причина близорукости?
На протяжении всей истории изучения миопии многие ученые выдвигали этиологические факторы, на их основе строили «теории» ее патогенеза, порой довольно экзотические, предлагали способы ее профилактики и лечения. Главную роль в развитии миопии чаще всего отводили зрительной работе на близком расстоянии на фоне каких-то функциональных сдвигов в аккомодации глаз, сопровождавшихся ее ослаблением [1].
В нашей работе мы проанализировали медицинские карты 23 пациентов офтальмологического отделения с диагнозом миопия низкой и средней степени, проходивших лечение в сентябре 2017 г.
Из анализа медицинских карт было установлено, что первые нарушение зрения у 3-х пациентов отмечалось в возрасте до 6 лет, у 20 пациентов в возрасте 7-17 лет. В нашей исследуемой группе у 87 % пациентов первые нарушения зрения произошли в школьном возрасте. По статистике, с диагнозом «близорукость» оканчивают школу около 50% российских выпускников, при этом в начальных классах таких детей — 8-10%. У офтальмологов даже появился специальный термин «школьная близорукость». Причина, по которой возникает близорукость у детей школьного возраста, вполне понятна. Это повышенная нагрузка, которую получают глаза ребенка, когда он начинает учиться. Причем зрительное напряжение возникает не только на школьных уроках, но еще и дома, во время подготовки домашних заданий. В столь юном возрасте повышенные учебные нагрузки являются настоящим стрессом для еще не окрепших зрительных органов.
Лечение близорукости - это длительный процесс. Все методы лечения направлены на остановку или замедление процесса развития близорукости, а также на недопущение развития различных осложнений, которые могут быть вызваны близорукостью. Основными методами лечения пациентов анализируемой группы со «школьной близорукостью» были медикаментозное (тиамина хлорид, пиридоксин, ирифрин, поливитамины) и физиотерапевтическое (электрофорез с рибофлавином). Так же данной группе пациентов было рекомендовано делать массаж шейного отдела позвоночника, гимнастику для глаз, соблюдать зрительный режим и ввести в рацион питания продукты с высоким содержанием бета каротина. По данным медицинских карт срок лечения составлял от 3 до 13 лет. По итогам лечения у 10 пациентов зрение оставалось на прежнем уровне, у 5 пациентов отмечалось улучшение зрения и у 5 – ухудшение.
При появлении первых признаков нарушения зрения необходимо обратиться в детские лечебно-профилактические учреждения и пройти комплексное обследование органов зрения. Для эффективности работы по профилактике и коррекции зрения необходимо создавать специальные условия, способствующие своевременному выявлению проблем, связанных с заболеваниями органов зрения и наиболее качественному лечению. На базе дошкольных образовательных учреждений должны быть созданы условия для сохранения здоровья и охрану зрения детей [2].
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к понятию "качество жизни" со стороны представителей различных областей медицины и увеличение числа публикаций по данной проблеме. Исследования качества жизни в медицине позволяют изучить влияние заболевания и лечения на показатели качества жизни больного человека, оценивая все составляющие здоровья - физическое, психологическое и социальное функционирование. ВОЗ определяет качество жизни как восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами [3].
Качество зрительного восприятия – это субъективная оценка пациентом состояния зрительных функций. На качество зрительного восприятия влияют острота зрения, в том числе на близком расстоянии, периферическое зрение, возможность бинокулярного зрения, цветовое ощущение, дискомфорт, вызванный необходимостью использования очковой или контактной коррекции. В нашей работе в качестве критерия качественности зрительного восприятия использовалась методика оценки качества жизни по русскоязычной версии опросника Visual Function Questionnaire (VFQ-25), содержащей 25 вопросов, направленных на определение зрительных функций. Надежность и валидность современной адаптированной русскоязычной версии опросника VFQ-25 доказана рядом исследований [4]. Согласно методологии оценки опросника, общий показатель качества зрительного восприятия складывается из вопросов, относящихся к физической, психической и социальной сфере жизни пациента. Числовой показатель в каждой из шкал имеет значение от 0 до 100 баллов и отражает процентное отношение к максимально возможному результату.
Опрос проводился среди добровольцев с нарушениями зрения в течении не менее 3 лет. Все добровольцы оценили свое общее состояние здоровья как хорошее (43%) и удовлетворительное (57%). Общая оценка зрения составила 74,3±11,4 %. Зрительные функции вблизи были снижены и составили 86,1±6,8 %, зрительные функции вдали составили 73,6±12,8%. Периферическое зрение обеспечивает восприятие окружающего пространства и ориентацию в этом пространстве, но без детального видения. Также периферическое зрение позволяет человеку видеть в сумерках. По результатам опросника состояние периферического зрения у добровольцев составляло 64,2±20,0%. Цветовое ощущение составляло 85,7±16,0%. Показатели психической составляющей нашего опроса показали, что у добровольцев имеется чувство беспокойства по поводу состояния своего зрения (данный показатель составил 57,1 %), однако дискомфорт из-за проблем со зрением и зависимость от окружающих испытывают только 20 % опрашиваемых. При анализе данных опросника была выявлена связь состояния остроты зрения с показателями качества жизни.
1. Поспелов В.И. Этиология, патогенез и принципы патогенетической терапии прогрессирования близорукости у детей // Материалы научно-практической конференции офтальмологов «Современные технологии медикаментозного лечения в офтальмологии»: Сборник докладов пленарного заседания «Близорукость». – Красноярск: ООО «Офсет Плюс». – 2007. – С. 3–23.
2. Щербакова А. В. Причины и признаки нарушений зрения // Молодой ученый. – 2017. – №41. – С. 176-178. – URL https://moluch.ru/archive/175/45959/ (дата обращения: 18.12.2017).
3. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание / под ред. Акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 320 с.
4. Mangione, C. M. Development of the 25-item National Eye Institute Visual Function Questionnaire / CM Mangione, PP Lee, PR Gutierrez [et al.] // Arch Ophthalmol. – 2001. – 119(7). – Р. 1050-1058.