СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ ВБМК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ ВБМК

Ткаченко М.М.1
1Владивостокский базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студентов и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, профессиональные черты характера и представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом зависят от личностных качеств и непосредственных источников информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.

К факторам второй группы можно отнести: организацию учебного процесса, мотивацию к обучению, уровень преподавания и удовлетворенность учебным процессом, взаимоотношения студентов между собой и с преподавателями.

Одной из основных проблем в практике набора студентов остается оценка психологического соответствия абитуриента профессиональным требованиям, ведь зачастую этот процесс основывается на средних баллах аттестата или баллах экзаменов, что ведет к неудовлетворительным факторам второй группы.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что:

  • В колледж приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями»;

  • произошли существенные изменения в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающие взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившие представления о характере труда, успехе, карьере;

  • на современном этапе развития учебного процесса определение социально-психологического портрета студенческой группы является одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность обучения студентов;

  • имеет место быть несоответствие типа профессиональной личности и требований образовательной программы ВБМК;

  • на сегодняшний день актуально сопоставление результатов профессиональной диагностики студентов с отношением самих студентов к будущей работе.

Цель исследования.

Получение данных о профессиональных типах личности студентов, их уровне приспособленности, мотивации и удовлетворенности; составление на основе полученных данных социально-психологического портрета студентов ВБМК.

Материалы и методы исследования.

В период с июня по ноябрь 2017 года был проведен опрос 55 студентов ВБМК. Из числа опрошенных 30 студентов  специальности «Лечебное дело» и 25 студентов  специальности «Сестринское дело». Опрос проводился с помощью электронной анкеты Google Forms.

Студентам предлагалось пройти тест, из 32 альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии, с необходимостью сделать предпочтительный выбор одной из них. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого.

Обработка результатов: в регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности, по Дж. Холланду.

На основе полученных данных анализируются ответы на анкету об удовлетворенности студентом обучением в колледже, в которой выясняется насколько комфортно студенту в учебной группе, интересно ли ему учиться, принимает ли он участие в мероприятиях, а также как он оценивает знания, получаемые в ВБМК.

Результаты исследования и их обсуждение.

Исходя из полученных результатов можно составить социально-психологический портрет каждой группы

Большинство студентов отделения «Лечебное дело» это яркие, творческие люди, они хорошо воспринимают информацию, особенно с помощью красочных иллюстраций и фильмов. Также в группе большое количество студентов, которые отличаются такими качествами как гуманность, чувствительность, активность; они оптимистичны и ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них важна речь преподавателя и в коллективе; они часто обмениваются мнениями и совещается, у них живая мимика; они готовы в трудный момент прийти на помощь, способны к переживанию. В группе также большое количество студентов «интеллектуалов», которые интересны задания, связанные сбором информации, они решают поставленные задачи через размышление, анализ гипотез и теорий; им удобней работать независимо, на самого себя; они уверенны в себе, оригинальны и любознательны, но также сдержанны и рациональны. Студенты «реалисты» эмоционально стабильны, надежны, практичны, скромны и целеустремлены. Они уверенны в себе, не любят длинных разговоров или обсуждений, работу выполняет без лишних разговоров, тщательно, аккуратно, систематично. Медленно воспринимают новые идеи, склонны к поддержке традиционных ценностей. Предпочитает четкую регламентацию работы. Из-за непонимания могут возникнуть противоречия с социальным типом. Наиболее близки к интеллектуальному типу. Студенты с офисным типом личности организованны, аккуратны и педантичны с большим удовольствием занимаются работой, требующая повышенного внимания к деталям и аккуратности, например, написанием, хранением и систематизацией записей, фактов, данных, подготовкой схем, таблиц, диаграмм; для работы им нужен четкий план, а также они предпочитают групповую работу.

У студентов отделения «Сестринское дело» наиболее высокие показатели были получены по шкале «Интеллектуальный тип профессиональной личности». Такие студенты отличаются аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Им нужна свобода для творчества, и бывает работа увлекает их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. 25% студентов ориентирована на социальную среду, то есть они общительны, жизнерадостны внимательны к людям, способны к переживанию и часто помогают людям. Следует отметить, что в вопросах, где была необходимость выбирать между ответами, которые отражали реалистичный(Р) и социальный(С) профессиональный тип личности, большинство студентов из обеих группы выбрало именно «социальные» ответы. Также в этой группе присутствуют студенты с предпринимательским типом личности, которые отличается находчивостью, практичностью, быстрой ориентацией и предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. В группе также присутствуют студенты с реалистичным взглядом на мир, которые больше любят ручной труд и следовать конкретным указаниям; они эмоционально стабильны, надежны и практичны, уверенны в себе, но между тем скромны и студенты, которые предпочитают четко регламентированную работу, связанную с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде текстов.

Выводы.

Проведение теста на профессиональный тип личности – важная предпосылка для составления социально-психологического портрета учебной группы.

Проведенная психологическая диагностика позволила составить социально-психологические портреты двух групп 2 курса ВБМК – «Лечебное дело» и «Сестринское дело».

Для продуктивной работы работник здравоохранения должен, в первую очередь, обладать способностями социального, а также исследовательского и артистического типа профессиональной личности

Студенты с преобладающим социальным типом личности дали положительный ответ на все предоставленные вопросы в анкете, а также они наиболее комфортно чувствуют себя в своей учебной группе.

Несмотря на различия между студентами по уровню мотивации и профессионально ориентированным типом личности, полученные данные свидетельствуют, о том, что большинство опрошенных считают себя и свою студенческую группу активной и работоспособной. Студенты серьёзно относятся к учёбе, принимают активное участие в общественной жизни группы; они симпатизируют друг другу и уверены в поддержке сокурсников, что способствует установлению дружеских отношений и поддержанию положительной атмосферы.

Заключение.

Социально-психологический портрет группы является важной характеристикой в структуре образовательного процесса, она помогает разобраться в проблемах, связанных трудностями в обучении или адаптации и принять правильное решение в той или иной ситуации.

Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.

Профориентацию можно по праву считать одним из эффективных и перспективных направлений в подготовке к получению профессионального образования, которое позволит в свою очередь не только оптимизировать подготовку специалиста, но и повысить ее эффективность. В результате исследования гипотеза о том, что выяснение профессионального типа личности позволяет выработать рекомендации для коррекции образовательного процесса была подтверждена

На данном этапе актуальна идея создания системы психологического сопровождения и становления специалистов среднего звена в ВБМК. Такие исследования могут быть полезны как источник информационного обеспечения коррекции и оптимизации учебного процесса.

Литература.

  1. Резапкина Г. В. Р34 Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8 — 9 классов : учеб. пособие / Г. В. Резапкина. — М. : Образовательно- издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. — 112 с

  2. Резапкина Г.В. «Холланд + Климов =…», журнал «Школьный психолог» ИД «Первое сентября», № 5, 2007.

  3. Посунько И.А. Социально-психологический портрет студента в высшем учебном заведении//Сб. мат. конф. «Молодежь в XXI века: Шаг в будущее», - Благовещенск, 2012

  4. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

  5. Егорова М.С, Терехина М.С. «Социально-психологический климат студенческой группы»//Сб. мат. конф. «Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных научно-образовательного медицинского кластера "Нижневолжский" «YSRP-2016», - Самара, 2016

  6. Удовлетворённость заинтересованных сторон как фактор повышения качества образовательной деятельности физкультурного вуза : монография / А. Г. Мастеров, А. П. Братчиков, А. С. Андреенко, С. Р. Сулейманова, В. М. Степанян .— Волгоград : ВГАФК, 2012 .— 225 с. — Библиогр.: с. 178-188 (128 назв.)

Просмотров работы: 351