ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Дудка Д.В. 1
1ГАОУ ВО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проводимые реформы социально-экономического характера, весьма ощутимо повлияли на профессиональную структуру общественной питательной деятельности в России. Что в свою очередь привело к возникновению инновационных форматов предприятий питательного назначения, повышается планка качественного стандарта продукции, повсеместный переход на использование инновационных методов в процессе производства продукции на предприятиях общественного питания, изменяются требования к знаниям и умениям рабочих:

-характер труда;

-содержание;

-требования к качеству работы;

В следствии чего меняются требования работодателя к будущим технологам для формирования профессионального мышления у будущих технологов общественного питания еще в учреждениях профессионального образования, что должно отличать его повышенной профессиональной компетенцией и конкурентоспособностью на рынках труда пищевой промышленности. Формирование компетентности осуществляется в процессе деятельности при выполнении которой необходимы знание и понимание процессов, происходящих в процессе функционирования деятельности. Ее приобретение зависит от активности учащихся. Чтобы научиться выполнять функции работника необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки которые преобретаются только в процессе практической деятельности. Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить, что профессиональная компетентность является показателем качественного образования, подтверждающее единство теоретического знания, практического умения, качества личности, которые формируют готовность к началу выполнения профессиональной деятельности, связанной с внедрением, обеспечением, контролем технологических процессов, режима производства требуемого качества выпускаемой- пищевой продукции в необходимом ассортименте. Формирование профессионального мышления специалиста уровня технолога общественного питания влияет на положительное отношение к профессии и к людям, с которыми работает, что повышает его эффективность на порядок. Личностный рост и профессиональное совершенствование положительно влияют на выполнение задач, поставленных работодателем:

- социальные, определяющие его взаимодействие с другими людьми;

- информационные, связанные с получением и обработкой информации;

- расчетные, связанные с умением решать профессиональные задачи;

- управленческие, организационные;

- эксплуатационные;

-конструкторские;

- проектировочные;

- экономические, включающие поведение на рынке труда.

Профессионал на предприятиях производства продукции общественного питания умеет определять качество продуктов, рассчитывать необходимое их количество, составлять меню, разделять работу на части между рабочим, контролировать их работу, отвечать за исправность оборудования и качество готовых блюд. Кроме формирования профессионального мышления будущий технолог общественного питания должен уделять внимание индивидуальным физическим и психологическим особенностям - зрительная, обонятельная и вкусовая чувствительность; склонность к анализу и прогнозу; наглядно -действенное мышление; образная память; творческие способности; эстетический вкус; аккуратность; требовательность; коммуникабельность. Научно-исследовательская деятельность: состоящая трех взаимосвязанных форм деятельности: внеаудиторная, аудиторная, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя, и творческая, в том числе исследовательская, а также реализация творческого потенциала влияют на осознание непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования позволяют быть востребованным на рынке труда в современных условиях. Существуют и применяются два основных вида научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС): учебная научно-исследовательская деятельность, предусмотренная действующими учебными планами, и исследовательская деятельность сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. К первому виду НИДС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в вузе, а также выпускную квалификационную работу. В процессе выполнения курсовых работ студент постигает самостоятельно основы научного творчества. Учится работать с научной литературой (если необходимо, то и с иностранной), учится навыкам критического отбора и анализа необходимой информации. Требования для написания курсовых работ различаются, со временем требования становятся более строги. На первом курсе требования к курсовой работе незначительны и написание ее не представляет большого труда для учащегося, на следующий год требования ощутимо повышаются, и написание работы становится в творческим процессом. Таким образом, процесс обучения в вузе способствует развитию у студента исследовательский интерес, практически незаметно и ненавязчиво для него самого. Выпускная квалификационная работа имеет своей целью способствовать дальнейшему развитию творческой и познавательной способности студента и как конечный этап обучения студента в вузе направлено на лучшее усвоение, закрепленных знаний, расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по выбранной специальности, и при выборе темы для курсовой работы это чаще всего учитывается. В выпускную квалификационную работу могут быть включены как собственный практический опыт по данному вопросу, так и опыт более старших специалистов выбранного профессионального процесса, что только увеличивает научную ценность работы. К научно-исследовательской деятельности студентов, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести написание рефератов по темам практических занятий из предусмотренного учебного плана. Но реферат – это чаще всего переписанная статья, и назвать его научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков источников, абсолютно точно, можно назвать научными трудами, и включение их в список видов научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) полностью оправданно. Исследовательская деятельность сверх требований, которые предъявляются учебными планами, являются самыми эффективными для совершенствования исследовательского и научного путей развития профессионального мышления у будущих технологов общественного питания. Это легко объясняется: если студент за счет свободного времени желает заниматься вопросами какой-либо дисциплины, это снимает одну из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой, который не только интересуется основными моментами, но и следящим за новинками профессиональной литературы, старается проявлять усилия для того, чтобы быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а самое главное - процесс осмысления и анализа науки не прекращается за пределами образовательного учреждения, во время подготовки к практическим занятиям, семинарам и экзаменам. Научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) требует уделить больше внимания и терпения от научных руководителей, так как успех или неудача каждого студента по большей части является результатом их собственных верных и неверных действий. С результатами проделанной научно-исследовательской работы молодые исследователи могут выступить на конференции перед широкой аудиторией. Студент выступающий перед широкой аудиторией может сравнить, качество выполненной работы, как работа выглядит на общем фоне, и сделать соответствующие выводы. Во время прослушивания докладов других студентов, студент не может не заметить недостатки своей работы, если таковые имеются, а также выделить моменты, которые понял более глубоко, на основе чего можно понять, как способствовать более тщательной проработке будущего выступления, а также для развития ораторского искусства и понимания своих сильных сторон. Кроме того, если во время проведения конференции помимо зачитывания докладов проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, из вопросов и выступлений каждый студент может почерпнуть новые, необычные, оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Чаще всего научно-практические конференции проводятся вне стен учебного заведения. Например, конференция может проводиться по результатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись с определенными затруднениями, могут с помощью работников предприятия и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между вузом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию в практической плоскости. Научно-практической конференции отличаются сложностью ее слаженной организации так, чтобы участие в ней было в равной степени полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требуют от организаторов и участников большого внимания и терпения. Таким образом, при выполнении самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности следует понимать, что они являются формами учебного процесса, в которых наиболее сбалансированно сочетаются обучение и практика, что в свою очередь благотворно влияет на формирование и развитие профессионального мышления у будущих технологов общественного питания. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки в процессе выполнения исследовательской работы, и только после изучения, понимания и анализа основ начинает закреплять полученные знания в процессе использования приобретенных теоретических знаний в исследованиях, связанных с практикой, а в конце этого длительного и объемного процесса возможно участие в научных конференциях разного уровня, даже до международных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисов, А. С. Предпринимательская подготовка -путь к построению профессиональной карьеры / А. С. Борисов // Профессиональное образование. - 2007. - № 6.

2. Бухаров, И. О. Чтобы вырастить профессионалов, потребуются годы / И. О. Бухаров // РгоОтели. - 2007. -№ 5. - С. 4-17.

3. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 84 с.

4. Хаматгалеева, Г. А. Повышение качества профессиональной подготовки инженера-технолога в рыночных условиях / Г. А. Хаматгалеева // Актуальные проблемы развития профессионального образования: матер. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Рубцовск, 2011. - С. 51-55.

Просмотров работы: 147