АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ В РОССИИ

Новикова Н.С. 1, Прокопова Г.А. 1
1РЭУ им.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономическая преступность становится широко распространенным явлением. Преступления в сфере экономической деятельности на всех этапах и стадиях их совершения, как правило, хорошо подготовлены и организованы. Они охватывают широкую группу преступных деяний, имеющих сходство в особенностях предмета преступного посягательства, обстановки совершения преступления, способа и механизма преступных действий, типологических особенностей личности субъектов преступной деятельности. Такие деяния объединены гл. 22 УК РФ как преступления в сфере экономической деятельности.

Одними из наиболее распространенных среди экономических преступлений являются налоговые преступления, прежде всего уклонения от уплаты налогов. Они в последние годы приобрели массовый характер и наиболее изощренные формы. Уклонение от уплаты налогов в современной России достигает таких масштабов, которые наносят серьезный ущерб экономической безопасности государства. Внимание, уделяемое преступным уклонениям от уплаты налогов, обусловлено не только их масштабами, но и тесной связью с преступлениями в экономической сфере и организованными, в том числе международными. В условиях экономического кризиса отчетливо проявляется тенденция роста уклонений от налогообложения и усиление воздействия криминального фактора на экономические отношения.

Финансово-экономическая система России построена так, что большая часть ее бюджета формируется за счет налогов. Так, по официальным отчетам, содержащимся в Федеральном законе от 02.10.2012 N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год", распоряжении Правительства РФ от 08.07.2013 N 1153-р "О проекте Федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год" и других документах об исполнении федерального бюджета за соответствующие годы, в общей сумме доходов Российской Федерации налоговые доходы составляли 80-85% всего федерального бюджета страны. Это объясняет стремление государства и его органов к увеличению налоговых поступлений и обеспечению их максимальной собираемости.

Однако собрать налоги в полном объеме пока не удается. По оценкам различных специалистов в результате уклонения от уплаты налогов государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся к уплате налоговых платежей.

Рассмотрим состояние преступности за последние 5 лет в России.

Таблица 1.- Статистика преступлений за 2013-2017гг.

Год

Выявлено преступлений

Расследовано

Всего

Следственными органами следственного комитета РФ

Органами внутренних дел

Таможенными органами

Всего

Следственными органами следственного комитета РФ

Органами внутренних дел

2017

1001

7

947

27

233

169

58

2016

9283

97

8106

603

4001

2797

1030

2015

9041

125

7944

682

3846

2866

739

2014

6205

37

5470

480

3200

2322

706

2013

4719

120

4396

121

3109

1929

1147

2017-2013

30249

386

26863

1913

14389

10083

3680

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что за последние 5 лет количество выявленных преступлений в сфере налогообложения увеличивалось, хотя за последние 2 года темп роста замедлился, если с 2013 по 2014 количество преступлений выросло на 4,9%, а с 2014 по 2015 на 9,4%,то к 2016 всего на 0,8%. Расследовано за эти годы всего 47,6 %, и в основном расследование было совершено следственными органами следственного комитета РФ. Органы внутренних дел раскрыли более 25% преступлений в сфере налогообложения.

Преступления в сфере налогообложения выявляются не только органами внутренних дел, следственными органами и таможенными органами, но и самими налоговыми органами, как отдельно от МВД так и совместно с ними.

Большинство выездных налоговых проверок ИФМНС заканчивается для компаний требованием об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов. Чтобы восстановить справедливость, нередко организациям приходится обращаться в арбитражные суды. Но и на этом проблемы не всегда заканчиваются. Ведь налоговики могут передать материалы проверок правоохранительным структурам, и тогда возникает угроза уголовного преследования.

Итак, в компании прошла налоговая проверка, по результатам которой были доначислены налоги. Сначала из инспекции поступает требование об уплате доначисленных сумм, а также пеней и штрафов. Таким образом инспекция предлагает организации в добровольном порядке в течение установленного в требовании срока погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом. Срок требования истекает, а никаких поступлений от компании нет. Это еще не повод для инспекции обращаться в правоохранительные органы.

Вот если с момента истечения срока уплаты налогов, указанного в требовании, пройдет еще два месяца, а деньги в ИФМНС так и не поступят, тогда налоговики непременно направят материалы проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такая обязанность для инспекторов предусмотрена в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. При этом причина, по которой компания не погашает задолженность, роли играть не будет. Организация может не платить налоги из-за отсутствия денег, а может не платить из-за несогласия с решением инспекторов и подачи встречного иска в арбитражный суд. Причина неуплаты не важна, основанием будет являться пропуск двухмесячной давности со дня истечения срока в требовании об уплате.[4]

Еще одним немаловажным основанием для возбуждения уголовного дела является сумма выявленной в ходе проверки недоимки перед бюджетом. Если компания не погашает доначисленный ей инспекторами налог в размере 10 000 рублей в течение длительного периода, то возбуждать уголовное дело

никто не будет. Единственное, что грозит компании в такой ситуации, так это увеличение суммы пеней за просрочку платежа и приостановление действий по ее счетам до полного погашения задолженности.

Передать материалы в полицию инспекция может только в том случае, если размер недоимки в организации, выявленный в результате проверки, больше 500 000 рублей. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, сумма недоимки должна быть более 100 000 рублей. При меньших суммах у правоохранительных органов просто не будет оснований для возбуждения уголовных дел.[3]

Речь идет не о задолженностях перед бюджетом, которые возникают с временными финансовыми трудностями в организации. То есть когда компания ведет верный учет, все отражает в декларациях, в сроки сдает отчетность, но по тем или иным причинам имеет задолженность по налогам. Речь идет именно о недоимках, выявленных налоговиками в ходе проверок. Например, инспекция посчитала, что компания скрыла часть доходов, и доначислила ей налог на прибыль. Или, например, инспекция сняла часть вычетов по НДС, посчитав документы от поставщика фиктивными, в результате чего у компании образовалась недоплата по НДС.

В настоящее время налоговики нередко в ходе проверок выявляют недоимки перед бюджетом в «критичных» для налогоплательщиков размерах, то есть свыше 500 000 рублей. Сумма не столь значительная для предприятий среднего и крупного бизнеса, поэтому вероятность передачи материалов в правоохранительные органы высока. Но причин для паники быть не должно. Далеко не каждое возбужденное уголовное дело будет означать, что в организации действительно совершено преступление. Дело в том, что подходы налоговиков к правонарушениям и подходы правоохранительных органов к преступлениям сильно отличаются. Поэтому не каждое налоговое нарушение может перерасти в уголовное преступление.

В Налоговом кодексе РФ только три статьи предусматривают наказание за неуплату налогов, в том числе и за нарушения в учете, которые

также могут привести к образованию недоимок перед бюджетом. Речь идет о статье 120 Налогового кодекса РФ, в которой установлены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. В статье 122 Налогового кодекса РФ указаны санкции за неуплату налогов в результате занижения базы или иного ее неправильного расчета. И статья 123 Налогового кодекса РФ касается налоговых агентов, которые не исполняют свои обязанности по удержанию и перечислению налогов в бюджет.[1]

Теперь обратимся к Уголовному кодексу РФ. В нем предусмотрено четыре «налоговые» статьи. Если от уплаты налогов уклоняется физическое лицо, то это статья 198 Уголовного кодекса РФ. Если налоги не платятся в рамках организации, то это статья 199. Статья 199.1 Уголовного кодекса РФ адресована налоговым агентам, не исполняющим свои обязанности. Статья 199.2 предусматривает наказание за сокрытие денежных средств, за счет которых могли бы быть взысканы недоимки по налогам и сборам.[2]

Обратите внимание: все перечисленные статьи как Налогового, так и Уголовного кодексов РФ связаны с фактическим не поступлением сумм налогов и сборов в бюджет. Однако наличие недоимок перед бюджетом достаточно для привлечения компании к налоговой ответственности. А вот для наступления уголовной ответственности недоимка перед бюджетом только повод начать расследование, но далеко не всегда основание для ее наступления.

Если компания не сдает декларации, но еще до проведения проверки решит уплатить все налоги, в том числе и по несданным декларациям, то за налоговое правонарушение фирму к ответственности привлекут, а вот состава налогового преступления уже не будет. Поскольку фактической неуплаты в бюджет не произошло. Рассмотрим статистику доначисления налогов и сборов в бюджет в динамике за последние 4 года (табл.2).

Таблица 2. - Доначисление налогов по результатам проверок

Год

Количество проверок налоговыми органами

Доначисления по результатам проверок налоговыми органами,млн,руб

Количество проверок налоговыми органами совместно с органами внутренних дел

Доначисления по результатам проверок налоговыми органами совместно с органами внутренних дел,млн.руб

2016

30223

9,1

6328

20,8

2015

30663

8,9

6460

19,1

2014

35758

8,2

7123

20,6

2013

41331

6,9

6531

21,6

Как видно, цифры говорят сами за себя: при среднем доначислении на одну проверку, проводимую налоговым органом, на совместную с органами внутренних дел приходится практически в три раза больше. Так же из таблицы 2 видно, что с каждым годом сумма доначисленных налогов растет. Это может говорить, как о повышении количества случаев уклонения от уплаты налогов, так и о улучшении работы налоговых органов и органов внутренних дел в сфере контроля финансовой деятельности налогоплательщиков.

Список литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС «Гарант».

2.Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

3 Волженкин Б.В. преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). - СПб.: Юридический центр Пресс, 2014 г.

4 Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова. - М.: Статус-Кво. 2015 г.

5 Карякин В.В., Махов В.Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. - М.: Юрлитинформ, 2014 г.

6 Крупин М.Л. Налоговое преступление: уголовно-правовая характеристика. // Налоги и налогообложение. №4. 2016г.

Просмотров работы: 600