К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Антонова И.С. 1
1ГАОУ ВО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению многих ученых (Ананьев Б.Г., Платонов К.К. и др.) процесс профессионального самоопределения захватывает очень длительный период человеческой жизни - от профессиональных интересов и склонностей в детстве до окончательного утверждения в сфере профессиональной деятельности в зрелые годы. Несомненно, основным условием успешного профессионального самоопределения является полное умственное и личностное развитие ребенка, правильность его мотивационно-потребностной сферы, развитые интересы, склонности и способности, достаточный уровень самосознания. Поэтому подготовка к выбору профессии учеников должна стать органичной частью всего образовательного процесса и начинаться уже в младших классах.

Шадриков В.Д. в книге «От индивида к индивидуальности. Введение в психологию» считал, что на протяжении этого времени происходит не только профессиональное, но и социальное, а также и жизненное самоопределение личности.

Для каждого вида деятельности профессионально важные качества могут быть весьма конкретными. Повышенное внимание к конкретному качеству личности позволяет сформулировать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства.

Концепция самоопределения подчеркнула важный момент в понимании личностного развития, связанного с его независимым выбором профессионального и жизненного пути. На личность влияет очень широкий круг различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного развития и отражения всех этих факторов влияет на выбор профессионального и жизненного пути. В настоящее время исследователи подчеркивают многомерность и автоматизацию процессов, в которых подчеркивается несколько аспектов:

  1. с целями общества, которыми оно сталкивается перед формирующейся личностью;

  2. с процессом формирования индивидуального стиля жизни,

частью которого является профессиональная деятельность;

  1. с принятием решений, которые должны быть установлены для баланса личных предпочтений, склонностей и потребностей существующей системы разделения труда.

Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути. История вопроса подробно освещена в современных энциклопедиях, например как в национальной психологической энциклопедии.

Изучение жизненных перспектив молодежи на разных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности для реализации междисциплинарного подхода, поскольку содержание жизненных перспектив концентрируется на ценностях и нормах социальной среды, которая формирует личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии:

  • формирование профессиональных намерений;

  • профессиональное обучение;

  • профессиональная адаптация;

  • частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Важная роль самооценки в профессиональной деятельности подтверждена в ряде работ Цагарелли Ю.А. и Корнеева С.А.

Общая успешность деятельности отрицательно взаимодействует с неадекватностью самооценки (как с ее завышением, так и занижением) и с ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки, а также в группах с невысоким уровнем профессионального мастерства. Для начинающих на успешность деятельности сильнее влияет эмоциональная ценность компонента самооценки. По мере роста профессионализма на первый план выходит интеллектуальная составляющая самооценки, роль же эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях.

В профессиональной информации не принято говорить о трудностях и проблемах, которые могут ожидать человека, избравшего ту или иную профессию. По-видимому, здесь срабатывает принцип рекламы, который накладывает запрет на недостатки и целиком сосредоточен на достоинствах того, что необходимо сбыть в данный момент. Однако профессия - не совсем тот «предмет», с которым, как правило, имеет дело реклама. Даже если на какое-то время привлечь человека к профессии, акцентируя его внимание только на достоинствах ее выбора, то в дальнейшем его неподготовленность к возможным трудностям может только усугубить ситуацию. «Ответственность играет роль локомотива, тянущего за собой все остальные необходимые качества» - она тесно связана с самоконтролем, добросовестностью и бдительностью (Круг В.Г.).

Молодежь должна ясно осознавать и преимущества и трудности, связанные с выбором профессии, и на основе объективной информации, принимать взвешенное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, противоречивая сфера самореализации личности. Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников в реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование - самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда следующие жизненные планы, даже если они и реализуются, то будут неизбежным противоречием с долгосрочными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование.

Расширение круга интересов в сфере жизни соответственно влияет на долю профессиональных интересов. Чтобы он не уменьшался, необходимо постоянно расширять горизонты профессиональных перспектив, тесно связывая его компоненты с жизненно важной перспективой личности в целом. Разумеется, выбор профессии в значительной степени определяется социальными факторами, в которых формируется личность. Поэтому влияние этих факторов на профессиональное самоопределение молодежи отмечалось во многих социологических исследованиях. Обращаясь к анализу внешних факторов, не следует упускать из виду, что это, в конечном счете, связано с самоопределением - процессом, в котором человек сам определяет свою профессию и образ жизни, потому что профессиональное самоопределение неразрывно связано с личным самоопределением. Роль личности в их профессиональной деятельности особенно подчеркивают такие известные исследователи, как Л. Тайлер и Д. Сьюпер - сторонники «теории личности в психологии».

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. Издательство Ленинградского университета 1968http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev_chelovek-kak-predmet_1968&bookhl

  1. Платонов К.К. О системе психологии, 1972http://log-in.ru/books/o-sisteme-psikhologii-platonov-k-k-obshaya-psikhologiya/#read

  1. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию, Институт психологии РАН; М.; 2009http://www.koob.pro/shadrikov_v_d/individual_individual

  1. Национальная психологическая энциклопедия. Самоопределение личности.https://vocabulary.ru/termin/samoopredelenie-lichnosti.html

  1. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста.https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/01/07/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie

  1. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. 2-е изд., испр., доп. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2017. — 360 с.http://druzhilov.ru/category/books/

Просмотров работы: 84