ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

Власова Е.И. 1
1Хакасский технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория – «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.

Оценка стоимости предприятия – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер.

Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.

Объектом исследования представленной курсовой работы является оценка стоимости современного предприятия (бизнеса). Предметом исследования работы – оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях.

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – исследовать основные теоретические и практические аспекты оценки стоимости предприятия (бизнеса).

В соответствии с определенной целью в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) с точки зрения практической реальной экономики;

▬ рассмотреть процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса)

▬ изучить подходы и методы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)

▬ раскрыть суть доходного подхода и его методов

▬ обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов познания: диалектический метод, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, системный метод, сравнительный метод, метод описания, статистический метод, количественный метод, балансовый метод, математические методы, метод обобщения полученных сведений и материалов в данной работе.

Оценка стоимости компании становиться все более актуальной проблемой, поскольку в деловой практике все чаще встречаются сделки по созданию, покупке или продаже бизнеса, а также по его ликвидации. Для осуществления этих мероприятий, необходимо определиться: по какой стоимости будет осуществляться данная операция.

Проблема оценки стоимости современного предприятия (бизнеса) имеет достаточно широкое освещение в источниках современной научной экономической литературы. Так, в качестве теоретической основы изучения в курсовой работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по таким экономическим наукам, как – «Экономика», «Финансовый и экономический анализ», «Основы бизнеса», «Оценка стоимости предприятия» и т.п. Это работы таких именитых авторов, как А.Д. Шеремет, В.И. Бусов, А.А. Гусев, В.С. Валдайцев, А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, В.В. Ковалев.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, и заключения, включает в себя библиографический список.

Глава 1 Теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия 1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Основными факторами, которые влияют на оценку стоимости предприятия (бизнеса) это время и риск. Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами или периодами. Интервал или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году. Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов необходима в условиях рыночной экономики.

Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск – вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют разные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно без риска.

Результатом произведенной оценки, как правило, является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость – это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки (предприятие) может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате. Расчет рыночной стоимости в современной экономике необходим в силу следующих причин:

▬ оценка (или определение) рыночной стоимости позволяет продавцу или покупателю «выставить» объект оценки по наиболее реальной цене, т.к. рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, но ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономические тенденции развития, оценку данного объекта со стороны рынка;

▬ знание величины рыночной стоимости позволяет собственнику объекта оптимизировать процесс производства, принимать меры, направленные на увеличение стоимости объекта, на сохранение разрыва между индивидуальной (внутренней) и рыночной стоимостью в случае превышения последней;

▬ периодическая рыночная оценка стоимости объектов позволяет повысить эффективность управления и предотвратить банкротство и разорение;

▬ покупателю, инвестору оценка стоимости предприятия (бизнеса) помогает принять верное эффективное инвестиционное (или иное) решение;

▬ оценку стоимости проводят специально обученные профессионалы - эксперты оценщики, а их профессиональная оценка позволяет получить обоснованные результаты, их транзакционные издержки существенно ниже;

▬ оценщик несет ответственность за качество выполненных работ, следовательно, риск неправильной оценки «ложится на плечи» именно эксперта;

▬ оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является рычагом регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

Таким образом, оценка стоимости предприятий (бизнеса) позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений.

Практически во всех странах, где проводится оценка стоимости, её осуществляют независимые профессионалы оценщики, которые в своей работе придерживаются установленных стандартов оценки. В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», «Стандартов оценки …» и иных нормативно-правовых актов независимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальную профподготовку.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оцениваемого субъекта. Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики. В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов, от граждан.

Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его владелец.

Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ, предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот и участвует в хозяйственных операциях – в результате этого возникает потребность в оценке его стоимости.

Большое значение имеет организационно правовая форма существования предприятия. При оценке необходимо конкретизировать состав имущества предприятия и его права: ведь структура многих промышленных предприятий очень сложна. В структуру предприятия могут входить цеха; участки, обслуживающие хозяйства; специальные подразделения; конторские строения; средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги и даже целые финансово-промышленные группы.

В этом случае в рамках одного бизнеса объединяют несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направления их движения, а также права и роль каждого из этих подразделений. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально культурной сферы.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому его стоимость должна учитывать кроме всего прочего, наличие определенных юридических прав – именно это является одной из особенностей бизнеса, как объекта оценки. Другой немаловажной особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость бизнеса, определяют стоимость собственного капитала предприятия (организации) – потому как основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур предприятий. Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного капитала с учетом его организационно правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill (деловая репутация).

Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно- ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы, частные владельцы бизнеса, инвесторы.

Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях: повышения эффективности текущего управления предприятием; принятия обоснованного инвестиционного решения; купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров; реструктуризации предприятия; разработки плана развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования; налогообложения; принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) осуществляется в соответствии с определенными принципами. Таких принципов выделяется три группы:

  1. Принципы, основанные на представлениях собственника (полезности, ожидания);

  2. Принципы, связанные с эксплуатацией собственности (доходности, вклада, предельной производительности, сбалансированности, пропорциональности);

  3. Принципы, обусловленные действием рыночной среды (соотношение спроса и предложения, соответствия, регрессии, прогрессии, конкуренции, зависимости от внешней среды, изменения стоимости, экономического разделения, наилучшего и наиболее эффективного использования).

Принципы оценки должны отражать основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики – в данном случае предприятий. Но в реальной жизни они отражают тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного поведения.

Для определения стоимости предприятия (бизнеса) оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов (подходов) оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, и все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

1.2. Процесс оценки стоимости бизнеса (предприятия): подходы и методы

Процесс оценки бизнеса представляет собой последовательность этапов, выполняемых специалистом оценщиком для определения стоимости бизнеса (предприятия). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1декабря 2007г. N 60 «О порядке опубликования федеральных стандартов оценки» оценка проводится в несколько этапов:

1) заключение договора об оценке с заказчиком;

2) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

3) анализ рынка, на котором представлен объект оценки;

4) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;

5) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

6) составление и передача заказчику отчета об оценке.

Рассмотрим перечисленные этапы процесса с учетом особенностей оценки бизнеса.

На этапе «Определение объекта» осуществляется постановка задачи:

— описывается объект оценки на основе соответствующих юридических документов, подтверждающих прав на имущество, учитывается состав имущества, его местоположение, особенности бизнеса;

— устанавливаются связанные с объектом имущественные права, отношения собственности;

— определяется дата проведения оценки

— календарная дата, по состоянию на которую следует выяснить стоимость объекта оценки;

— указывается цель оценки объекта, которая заключается в определении оценочной стоимости, необходимой заказчику для принятия им обоснованных решений относительно инвестирования, переоценки, продажи, взятии кредита под залог и т.д.;

— устанавливается вид стоимости, который необходимо определить в соответствии с поставленной целью;

— формулируются ограничивающие условия

— заявления в отчете, описывающие препятствия или обстоятельства, которые влияют на оценку стоимости имущества. Стоимость бизнеса и любого другого имущества меняется со временем, поэтому важным является установление даты оценки. Возможно проведение оценки на уже прошедшую дату, а вот дата составления отчета об оценке в соответствии с законодательством должна быть только текущей.

Фактором, определяющим дату оценки, может быть дата проведения инвентаризации имущества предприятия, так как именно данные о составе и состоянии имущества, определяемые актом инвентаризации, являются основной информационной базой для оценки. Учитывается также дата осмотра объекта оценки экспертом-оценщиком. Если к предприятию применена процедура банкротства, дата оценки может устанавливаться на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Применительно к отдельным этапам банкротства при определении состава и размера обязательств должника Федеральный закон от 8 января 1998г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» придает юридическое значение не дате подачи в суд заявления, а моменту принятия судом решения или определения о введении соответствующей процедуры.

На этапе «Заключение договора об оценке» проводится предварительный осмотр объекта; определяются необходимые и достаточные данные для оценки предприятия, устанавливаются источники их получения; подбирается персонал, специализирующийся на оценке заданного класса объекта; проводится осмотр объекта; составляется план выполнения работ по оценке и заключается договор между оценщиком и заказчиком в письменной форме. Требования к договору содержатся в ст. 10 Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

—основания заключения договора;

—вид объекта оценки;

—вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

—денежное вознаграждение за проведение оценки объекта;

—сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор обязательно включаются сведения о наличии у оценщика лицензии, точное указание объекта оценки (группы объектов оценки), а также его (их) описание. Оценка объекта может проводиться оценщиком только при соблюдении требования независимости оценщика, предусмотренного законодательством РФ. Если это требование не соблюдается, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

При заключении договора оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности: о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, стандартах оценки, требованиях к договору об оценке. Факт предоставления такой информации должен быть зафиксирован в договоре об оценке.

Оплата работ на начальном этапе процесса оценки, во-первых, способна защитить оценщика от возможного воздействия заказчика относительно желаемой им величины стоимости объекта оценки и, во-вторых, обеспечивает оценщика денежными средствами, необходимыми для проведения работ по оценке. Это могут быть затраты на покупку информации (например, в отделе статистики), привлечение сторонних специалистов (аудиторов для проверки финансовой отчетности, специалистов по технической экспертизе для определения физического износа, сметчиков для определения стоимости строительства объектов оценки и др.).

На этапе «Сбор и проверка данных» опрашивают владельцев, менеджеров и других специалистов, способных предоставить информацию о реальном состоянии оцениваемого бизнеса. Анализируемая информация делится на внешнюю (макро-экономические, отраслевые и региональные данные) и внутреннюю (об оцениваемом предприятии). При описании отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие, необходимо отразить состояние отрасли, рынки и особенности сбыта продукции, условия конкуренции в отрасли, основных конкурентов, производящих товары-заменители (их цены, качество обслуживания, каналы сбыта, объемы продаж, рекламу).

При установлении количественных и качественных характеристик оцениваемого предприятия необходимо исследовать направления его деятельности, ретроспективные данные об истории предприятия, характеристики поставщиков, сведения о производственных мощностях, рабочем и управленческом персонале, внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах и движении денежных средств за три-пять лет).

После сбора информации начинается этап «Финансовый анализ». Сначала проводится корректировка финансовой отчетности в целях оценки, затем на основе полученных данных подготавливается баланс и скорректированные отчеты о прибылях и убытках, реально отражающие ситуацию на предприятии. В зависимости от целей оценки анализ финансового положения предприятия может проводиться с различной степенью подробности: в форме экспресс-анализа финансового состояния предприятия или детализированного анализа.

Независимо от степени детализации финансовый анализ состояния предприятия проводятся в два этапа:

1)анализ финансовых отчетов;

2)анализ финансовых коэффициентов.

Рекомендуется проводить сравнительный анализ данных, полученных по результатам финансового анализа, с данными статистической отчетности, характеризующими состояние подобного бизнеса.

На этапе «Выбор и применение подходов к оценке» выбирается один или несколько подходов к оценке, применимых в конкретной ситуации. Отказ от использования какого-либо подхода необходимо обосновать. Традиционных подходов к оценке три:

1) сравнительный — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

2) затратный — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа;

3) доходный — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта и подразумевает свои методы и условия. Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.

Затратный подход позволяет отследить абсолютные изменения по статьям бухгалтерского баланса с его возможной корректировкой на дату оценки по мнению независимого эксперта-оценщика. При оценке с позиции доходного подхода основным фактором, определяющим величину стоимости объекта, считается доход. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом применяется оценочный принцип ожидания и учитываются продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для сравнительного подхода являются рыночные данные по аналогам объекта оценки; для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка. Для оценки бизнеса наиболее приемлем доходный подход, но в некоторых случаях затратный или сравнительный подходы являются наиболее точными и эффективными. Часто результаты каждого из подходов необходимы для проверки величины стоимости, полученной с помощью других подходов.

На этапе «Приведение результатов к итоговой оценке стоимости» обобщаются результаты, полученные в рамках каждого из подходов к оценке, и определяется итоговая величина стоимости объекта оценки. Как правило, один из подходов считается базовым, два других необходимы для корректировки получаемых результатов.

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное. На заключительном этапе выполняется составление и передача заказчику отчета об оценке. Оценку бизнеса осуществляют с применением трех вышеописанных подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта.

На практике подходы могут давать совершенно различные показатели стоимости. В чем причины? Во-первых, рынки являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии; во-вторых, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны и др.

Рассмотрим методы оценки, применяемые при различных подходах. Доходный подход. Основных методов доходного подхода два:

1. Метод капитализации доходов.

2. Метод дисконтирования денежных потоков. Стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода. Если доходы предприятия существенно изменяются год от года, то для целей оценки бизнеса выбирается метод дисконтирования денежных потоков, для чего проводится прогнозирование денежных потоков в разные временные периоды.

Затратный подход. Основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. Методов затратного подхода тоже два.

  1. Метод стоимости чистых активов. Стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств.

  2. Метод ликвидационной стоимости. Стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учетом затрат на его ликвидацию.

Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий.

Сравнительный подход. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется посредством трех методов:

1. Метод рынка капитала. Стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий.

2. Метод сделок. Стоимость бизнеса определяется с учетом цен приобретения контрольных пакетов акций предприятий-аналогов.

3. Метод отраслевых коэффициентов. Ориентировочная стоимость бизнеса рассчитывается на основе отраслевой статистики.

Таким образом, процесс оценки стоимости бизнеса можно провести в следующей последовательности: заключить договор об оценке с заказчиком; установить количественные и качественные характеристики объекта оценки; провести анализ рынка, на котором представлен объект оценки; выбрать метод (методы) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществить необходимые расчеты; обобщить результаты, полученные в рамках каждого из подходов к оценке, и определить итоговую величину стоимости объекта оценки; составить и передать заказчику отчет об оценке. Оценку осуществить по трем подходам: затратному, доходному и сравнительном.

Глава 2 Доходный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)
  1.  
    1. Основные положения доходного подхода

Доходный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние.

С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции — деньги. Доходный подход-совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. Целесообразность применения доходного подхода определяется тем, что суммирование рыночных стоимостей активов предприятия не позволяет отразить реальную стоимость предприятия, так как не учитывает взаимодействие этих активов и экономическое окружение бизнеса.

При оценке методом капитализации дохода определяется уровень дохода за первый прогнозный год и предполагается, что доход будет таким же и в последующие прогнозные годы (в случае применения метода дисконтирования денежных потоков определяется уровень доходов за каждый год прогнозного периода).

Метод используется при оценке предприятий, успевших накопить активы, приносящих стабильный доход. Если предполагается, что будущие доходы будут изменяться по годам прогнозного периода, когда предприятия реализуют влияющий на денежные потоки инвестиционный проект или являются молодыми, применяется метод дисконтирования денежных потоков. Определение стоимости бизнеса этим методом основано на раздельном дисконтировании разновременных изменяющихся денежных потоков. Предполагается, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса, а собственник не продаст свой бизнес по цене, которая ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.

Денежные потоки - серия ожидаемых периодических поступлений денежных средств от деятельности предприятия, а не единовременное поступление всей суммы. Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от его перспектив. Именно перспективы позволяют учесть метод дисконтирования денежных потоков. Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов и может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат оценки рыночной стоимости предприятия.

Преимущества доходного подхода:

—учитывается доходность предприятия, что отражает основную цель его функционирования

—получение дохода собственником;

—применение подхода необходимо при принятии решений о финансировании, анализе целесообразности инвестирования, при обосновании решений о купле-продаже предприятия.

Результаты доходного подхода позволяют руководителям предприятий выявлять проблемы, тормозящие развитие бизнеса; принимать решения, направленные на рост дохода.

Основные недостатки доходного подхода:

—прогнозирование долговременного потока дохода затруднено сложившейся недостаточно устойчивой экономической ситуацией в России, из-за чего вероятность неточности прогноза увеличивается пропорционально долгосрочности прогнозного периода;

—сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования;

—в процессе прогнозирования денежных потоков или ставок дисконтирования устанавливаются различные предположения и ограничения, носящие условный характер;

—влияние факторов риска на прогнозируемый доход;

—многие предприятия не показывают в отчетности реальный доход, на анализе которого базируется доходный подход, или же показывают убытки.

При оценке прогнозируемых разновременных денежных потоков предприятия учитывается стоимость денег во времени.

Таким образом, в данной главе рассмотрены основные положения доходного подхода, где представлены его преимущества и недостатки. Рассмотрены обоснования применения метода капитализации и дисконтирования денежных потоков. Доходный подход реализуется двумя методами (капитализацией дохода и дисконтированием денежного потока), которые имеют ряд преимуществ и недостатков.

2.2. Метод капитализации

Метод капитализации дохода применяется для оценки «зрелых» предприятий, которые имеют определенную прибыльную историю хозяйственной деятельности, успели накопить активы, стабильно функционируют. Если предполагается, что будущие доходы будут изменяться по годам прогнозного периода, то для оценки применяется метод дисконтирования денежных потоков.

Метод капитализации дохода -оценка имущества на основе капитализации дохода за первый прогнозный год при предположении, что величина дохода будет такой же и в последующие прогнозные годы. Капитализация дохода - процесс, определяющий взаимосвязь будущего дохода и текущей стоимости оцениваемого объекта.

Этапы метода капитализации дохода:

1) обоснование стабильности получения доходов;

2) выбор вида дохода, который будет капитализирован;

3) определение величины капитализируемого дохода;

4) расчет ставки капитализации;

5) капитализация дохода;

6) внесение итоговых поправок.

Этап 1. Обоснование стабильности (относительной стабильности) получения доходов проводится на основе анализа нормализованной и финансовой отчетности.

Этап 2. Выбор вида дохода, который будет капитализирован. В качестве капитализируемого дохода в оценке бизнеса могут вступать выручка или показатели, так или иначе учитывающие амортизационные отчисления: чистая прибыль после уплаты налогов, прибыль до уплаты налогов, величина денежного потока. Капитализация прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли.

Этап 3. Определение величины капитализируемого дохода. В качестве величины дохода, подлежащего капитализации, может быть выбрана:

—величина дохода, спрогнозированная на один год после даты оценки;

—средняя величина выбранного вида дохода, рассчитанная на основе ретроспективных и, возможно, прогнозных данных.

Важную роль играет нормализация дохода, т.е. устранение единовременных отклонений в потоках дохода. Определение размера прогнозируемого нормализованного дохода осуществляется с помощью статистических формул по расчету простой средней, средневзвешенной средней или метода экстраполяции.

Этап 4. Расчет ставки капитализации - коэффициента, преобразующего доход одного года в стоимость объекта. Ставка капитализации характеризуется соотношением годового дохода и стоимости имущества:

R= I/V, (2.1)

где R- ставка капитализации;

I- ожидаемый доход за один год после даты оценки;

V- стоимость.

Ставка капитализации может устанавливаться оценщиком на основе изучения отрасли.

Таблица 1 - Расчет ставки капитализации:

Показатель

Сведения о продажах аналогичных предприятий

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

Цена продажи тыс. руб.

2000

1900

2200

Усредненный нормализованный денежный поток за один год, тыс. руб.

250

210

320

Таблица 2 - Решение целесообразно представить в табличной форме:

Показатель

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

Ставка капитализации для анализируемых продаж, %

12,5

11

14,5

Весовой коэффициент (учитывает степень идентификации аналога объекту оценки и качество информации)

0,4

0,4

0,2

Взвешенное значение ставки капитализации, %

5,0

4,4

2,9

Общая ставка капитализации, %

12,3

Часто ставка капитализации выбирается на основе ставки дисконтирования. Для этого из ставки дисконтирования вычитается темп роста капитализируемого дохода (денежного потока или прибыли). Если темп роста дохода предполагается равным нулю, то ставка капитализации будет равна ставке дисконтирования.

Этап 5. Капитализация дохода, т.е. определение стоимости бизнеса по формуле: V= I/R, (2.2)

или Стоимость = Доход/Ставка капитализации

Таблица 3 - Расчет стоимости предприятия методом капитализации дохода:

Показатель

Значение

Ожидаемый годовой доход, руб.

650000

Ставка капитализации, %

12,3

Стоимость предприятия, руб.

5284552,8 (650000/0,123)

В оценке бизнеса метод капитализации дохода применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.

Таким образом, метод капитализации дохода хотя и проводится в несколько этапов, но наиболее прост в использовании, так как не требует составления средне и долгосрочных прогнозов доходов. Ограничение его применения составляют предприятия с относительно стабильными доходами.

2.3. Метод дисконтирования денежных потоков

Применение метода дисконтирования денежных потоков наиболее обосновано для оценки предприятий, денежные потоки которых нестабильны. Метод дисконтирования денежных потоков - определение стоимости имущества суммированием текущих стоимостей ожидаемых от него потоков дохода. Расчеты проводятся по формуле:

PV=CF1/1+DR + CF2/(1+DR)2 +…+ CFn/(1+DR)n + FV/(1+DR)n

где, PV—текущая стоимость;

CFn- доход n-го периода;

FV- реверсия;

DR- ставка дисконтирования;

n- последний год прогнозного периода.

Реверсия - расчет величины стоимости имущества (предприятия) в пост прогнозный период. В общем виде эта формула может быть представлена следующим образом:

где i—номер года прогнозного периода.

В обеих вышеприведенных формулах денежные потоки дисконтируются, как если бы они были получены в конце года. Иногда оценщик считает целесообразным дисконтировать денежные потоки, как если бы предполагалось их получение в середине прогнозного года (в частности, при сезонности производства или с учетом того, что доход поступает частями в течение года, а не единовременно общей суммой в конце года). Тогда формула принимает следующий вид:

Ситуации, в которых применение метода дисконтированных денежных потоков наиболее целесообразно:

—когда можно обоснованно оценить будущие денежные потоки;

—будущие денежные потоки прогнозируются существенно отличающимися от текущих;

—предприятие достаточно новое и развивается;

—предприятие реализует инвестиционный проект, который способен существенно повлиять на характеристики денежных потоков.

Наиболее точные результаты получают при оценке предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Следует соблюдать осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, даже многообещающих.

Основные этапы оценки предприятия методом дисконтирования денежных потоков:

1) выбор модели денежного потока;

2) определение длительности прогнозного периода;

3) ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации;

4) анализ и прогноз расходов

5) анализ и прогноз инвестиций

6) расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода;

7) определение ставки дисконтирования;

8) расчет величины стоимости в постпрогнозный период (реверсии);

9) расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и реверсии;

10) внесение заключительных поправок

Этап 1. Выбор модели денежного потока

Денежный поток - разница между притоками и оттоками средств на предприятии. При оценке бизнеса применяют одну из двух моделей денежного потока:

1) денежный поток для собственного капитала;

2) денежный поток для всего инвестированного капитала (бездолговой денежный поток).

Денежный поток для собственного капитала используется для расчета рыночной стоимости собственного капитала

Таблица 4 - Определение денежного потока для собственного капитала

Знак действия

Показатель

Плюс

Чистая прибыль после уплаты налогов

Амортизационные отчисления

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства

Плюс (минус)

Прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности

Итого

Денежный поток для собственного капитала

В денежном потоке для всего инвестированного капитала не различается собственный капитал и заемный капитал, а рассчитывается совокупный денежный поток, т.е. стоимость всего инвестированного капитала. Расчет денежного потока для всего инвестированного капитала производится аналогично определению денежного потока для собственного капитала за исключением следующих операций:

  1. не учитывается прирост долгосрочной задолженности;

  2. не учитывается уменьшение долгосрочной задолженности;

  3. не учитываются (не вычитаются из прибыли) денежные выплаты по процентам за обслуживание долгосрочной задолженности.

Таблица 5 - порядок расчета для всего инвестированного капитала

Знак действия

Показатель

Плюс

Денежный поток для собственного капитала

Выплата процентов по задолженности, которые ранее были

вычтены при расчете чистой прибыли

Минус

Часть налога на прибыль (так как ранее проценты по задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их назад следует уменьшить сумму на величину налога на прибыль)

Итого

Денежный поток для всего инвестированного капитала

В денежном потоке для всего инвестированного капитала чистая прибыль включает величину процентов по долгосрочным кредитам, так как весь инвестированный капитал работает не только на создании прибыли, но и на выплату процентов по кредитам, и если не учесть выплаченные проценты, произойдет недооценка эффективности использования капитала. Следовательно, в денежном потоке для собственного капитала приходится учитывать прогнозируемый уровень задолженности с учетом начисляемых процентов.

Этап 2. Определение длительности прогнозного периода

Длительность прогнозного периода определяется с учетом планов руководства по развитию (ликвидации) предприятия в ближайшие годы, динамики стоимостных показателей (выручки, себестоимости, прибыли, цен), тенденций изменения спроса, объемов производства и продаж.

Из-за сложности прогнозирования при оценке российских предприятий прогнозный период обычно устанавливается равный трем годам.

Прогноз доходов требует анализа динамики рынка, влияния конкуренции и инфляции, факторов ценообразования, ожидаемого роста объемов производства и реализации, производственных мощностей, отраслевых факторов.

В качестве периода прогнозирования может быть выбран:

—период, по достижении которого темпы роста дохода предприятия стабилизируются;

—период существования компании с учетом планов руководства (может быть связан с окончанием договора аренды на

имущество компании);

—продолжительность создания, эксплуатации и, если необходимо, ликвидации объекта;

—период достижения заданных характеристик доходности, требований и предпочтений инвестора;

—срок реализации инвестиционного проекта по внедрению новой продукции.

Если нет объективных причин для прекращения существования предприятия, то предполагается, что оно может существовать неопределенно долго.

Точнее спрогнозировать доходы на несколько десятков и более лет не представляется возможным, поэтому срок дальнейшего существования предприятия делится на две части

1)прогнозный период, когда оценщик достаточно точно

прогнозирует динамику денежных потоков;

2)постпрогнозный период, когда учитывается усреднённый темп роста денежных потоков предприятия на весь оставшийся срок его жизни.

Расчет денежных потоков

Для расчета величины денежного потока для каждого года

прогнозного периода существуют два метода: косвенный и прямой.

Косвенный метод допускает анализ движения денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование имеющихся денежных средств. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.

Для корректного расчета величин денежных потоков необходим анализ расходов, инвестиций и выручки от реализации. При прогнозе валовой выручки учитываются:

—номенклатура продукции;

—объем производства и цены на продукцию;

—ретроспективные темпы роста выручки;

—спрос на продукцию;

—производственные мощности;

—экономическая ситуация в стране, в отрасли;

—конкуренция, доля предприятия на рынке;

—планы руководства предприятия

Прогноз валовой выручки должен быть логически совместимым с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основанные на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представляются неточными.

Этап 4. Анализ и прогноз расходов

На данном этапе необходимо:

- учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;

- изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;

- оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;

- изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встречаться;

- определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;

- рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;

- сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.

Этап 5. Анализ и прогноз инвестиций

Такой анализ включает в себя три основных компонента:

-собственный капитал

-капиталовложения

-потребности в финансировании

Анализ осуществляется на основе:

- прогноза отдельных компонентов собственных оборотных средств в процентах от изменения объема продаж;

- оцененного остающегося срока службы активов, нового оборудования для замены или расширения;

- потребностей в финансировании существующих уровней задолженности и графиков погашения долгов.

Этап 6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

На практике целесообразно использовать расчет денежного потока предприятия по разным сценариям развития, например, по трем возможным сценариям: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому.

Этап 7. Определение ставки дисконтирования

Ставка дисконтирования - процентная ставка, используемая для пересчета будущих (отстающих от настоящего времени на

разные сроки) потоков доходов, которых может быть несколько,

в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса.

Основные методы и модели определения ставок дисконтирования:

Метод кумулятивного построения.

Метод кумулятивного построения (метод суммирования, кумулятивный метод) основан на суммировании безрисковой ставки дохода и надбавок за риск инвестирования в оцениваемое предприятие. Метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанных как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.

Расчеты проводят по формуле:

Где DR- ставка дисконтирования;

- безрисковая ставка дохода;

- премии за i-ый вид риска;

n- количество премий за риск.

Основное преимущество метода - детальный учет основных рисков, связанных с инвестированием в конкретное предприятие, к тому же данный метод может применяться для определения ставки дисконтирования в странах со слабо развитым фондовым рынком, поэтому наиболее распространен в России. Факторы риска, исследуемые в рамках метода кумулятивного построения, являются факторами несистематического риска, которые практически идентичны факторам финансового риска, анализируемым при расчете коэффициента β в модели САРМ, рассмотренной далее.

Модель оценки капитальных активов

(Capital Asset Pricing Model— C A PM)

Основана на анализе массивов информации фондового рынка; была разработана Уильямом Шарпом в 60-х годах XXв. и до сих пор активно используется для оценки стоимости акций, собственного капитала.

Ставка дисконтирования определяется по формуле:

DR - требуемая норма дохода на собственный капитал;

- норма дохода по безрисковым вложениям;

- коэффициент;

- среднерыночная норма доходности;

- дополнительная норма дохода за риск инвестирования в конкретную компанию (несистематические риски);

- дополнительная норма дохода за риск инвестирования в малую

компанию;

С - дополнительная норма дохода, учитывающая страновой риск.

Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

Для денежного потока для всего инвестированного капитала применяется ставка дисконтирования, определяемая как средневзвешенная стоимость капитала.

Средневзвешенная стоимость капитала - расходы, связанные привлечением собственного и заемного капиталов. Модель средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital - WACC) предполагает определение ставки дисконтирования суммированием взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные средства, где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала.

Ставка отдачи на заемные средства является процентной ставкой банка по кредитам и рассчитывается по следующей формуле:

WACC - средневзвешенная стоимость капитала (ставка дисконтирования);

- стоимость привлечения капитала из i-источника;

- доля i-источника капитала в структуре капитала предприятия;

n- количество источников средств.

Этап 8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.

В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период выбирают тот или иной метод либо модель расчета ставки дисконтирования:

Метод ликвидационной стоимости

Используется в том случае, если в постпрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов;

Метод чистых активов

Этот метод может быть использован для стабильного бизнеса, главной характеристикой которого являются значительные материальные активы;

Метод предполагаемой продажи

Заключается в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний;

Модель Гордона

Годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости с помощью ставки капитализации, рассчитанной как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочными темпами роста. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны.

Этап 9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период

При применении в оценке метода дисконтирования денежных потоков необходимо суммировать текущие стоимости периодических денежных потоков, которые приносит объект оценки в прогнозный период, и текущую стоимость в постпрогнозный период, которая ожидается в будущем.

Предварительная величина стоимости бизнеса включает в себя две составляющие:

1) текущую стоимость денежных потоков в течение прогнозного периода;

2) текущее значение стоимости в постпрогнозный период.

Этап 10. Внесение итоговых поправок

После определения предварительной величины стоимости предприятия для получения окончательной величины стоимости предприятия необходимо внести итоговые поправки. Среди них выделяются поправка па величину стоимости нефункционирующих активов и коррекция величины собственного оборотного капитала.

Первая поправкаобосновывается тем, что при расчете стоимости учитываются только те активы предприятия, которые задействованы в производстве, получении прибыли, т.е. в формировании денежного потока. Однако у любого предприятия в каждый конкретный момент времени могут быть активы, не занятые непосредственно в производстве. Здесь их стоимость не учитывается в денежном потоке, но это не значит, что они не имеют стоимости.

Необходимо определить рыночную стоимость таких активов и суммировать се со стоимостью, полученной при дисконтировании денежного потока.

Вторая поправка -учет фактической величины собственного оборотного капитала. В модель дисконтирования денежного потока включается требуемая величина собственного оборотного капитала, привязанная к прогнозному уровню реализации (обычно она определяется по отраслевым нормам). Фактическая величина собственного оборотного капитала, которой располагает предприятие, может не совпадать с требуемой. Соответственно требуется коррекция: избыток собственного оборотного капитала должен быть прибавлен, а дефицит - вычтен из величины предварительной стоимости.

Таким образом, метод дисконтирования денежного потока демонстрирует наиболее точные результаты при оценке предприятий, имеющих прибыльную историю хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Экспертам следует соблюдать осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, даже многообещающих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка стоимости предприятий (бизнеса) позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений. Оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.

Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, и все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом. Процесс оценки стоимости бизнеса можно провести в следующей последовательности: заключить договор об оценке с заказчиком; установить количественные и качественные характеристики объекта оценки; провести анализ рынка, на котором представлен объект оценки; выбрать метод (методы) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществить необходимые расчеты; обобщить результаты, полученные в рамках каждого из подходов к оценке, и определить итоговую величину стоимости объекта оценки; составить и передать заказчику отчет об оценке. Оценку можно осуществить по трем подходам: затратному, доходному и сравнительному.

В данной курсовой работе, более конкретнее рассмотрены основные положения доходного подхода, где представлены его преимущества и недостатки. Доходный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счёте покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. Рассмотрены обоснования применения метода капитализации и дисконтирования денежных потоков. Доходный подход реализуется двумя методами (капитализацией дохода и дисконтированием денежного потока), которые имеют ряд преимуществ и недостатков. Применение метода дисконтирования денежных потоков наиболее обосновано для оценки предприятий, денежные потоки которых нестабильны. Метод дисконтирования денежных потоков - определение стоимости имущества суммированием текущих стоимостей ожидаемых от него потоков дохода.

Метод дисконтирования денежного потока демонстрирует наиболее точные результаты при оценке предприятий, имеющих прибыльную историю хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Экспертам следует соблюдать осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, даже многообещающих.

Метод капитализации дохода - оценка имущества на основе капитализации дохода за первый прогнозный год при предположении, что величина дохода будет такой же и в последующие прогнозные годы. Капитализация дохода - процесс, определяющий взаимосвязь будущего дохода и текущей стоимости оцениваемого объекта. Применяется для оценки «зрелых» предприятий, которые имеют определенную прибыльную историю хозяйственной деятельности, успели накопить активы, стабильно функционируют.

Метод капитализации дохода наиболее прост в использовании, так как не требует составления средне и долгосрочных прогнозов доходов. Ограничение его применения составляют предприятия с относительно стабильными доходами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бусов, В.И.Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. для бакалавров, для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / В.И. Бусов, О.А. Землянский, А.П. Поляков; под общ. ред. В.И. Бусова. — Москва: Юрайт, 2012. — С.134 -137.

2. Гусев, А.А. Оценка бизнеса: учеб.- метод. комплекс / А.А. Гусев; Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Москва: Изд-во РАГС, 2010. — С.54-67.

3.Оценка бизнеса: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации; под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Финансы и статистика, 2012. — С.159-176

4.Оценка бизнеса: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / под ред. В.Е. Есипова, Г.А. Маховиковой. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. —С.140-156.

5.Щербаков, В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А.Щербаков, Н.А. Щербакова. —2-е изд. испр. — Москва: Омега-Л, 2014. — С.93-144.

6.Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учеб./ С.В. Валдайцев. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва: Проспект, 2010. —360с.

7. Федеральный закон № 135–ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Просмотров работы: 1650