ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАН АФРИКИ, АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАН АФРИКИ, АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Глыбина А.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы страны Африки, Азии и Латинской Америки стали развиваться интенсивнее, чем это было в прошлом столетии. Ввиду многих политических и экономических изменений в этих странах произошло становление условий для быстрого развития экономики, что делает их привлекательными для иностранных инвесторов и компаний в целом. Отсутствие больших задолженностей в государственном и рыночном секторах, увеличение торговых потоков на новые и уже действующие мировые рынки, богатые запасы полезных ископаемых сказывается на резком росте инвестиционного капитала инвесторов из разных стран. Немалую роль в этом оказывает и налогообложение, которое играет важную роль в формировании бюджета данных стран, в их развитии. В литературе достаточно рассмотрена система налогообложения стран Европы и Северной Америки, однако не так часто упоминается налогообложение развивающихся стран, хотя последние и постепенно возвращают себе позиции в мировой экономике. Ввиду этого становится необходимым рассмотреть особенности налогообложения в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Прямое налогообложение в странах Африки, Латинской Америки и Азии. Налоговые системы стран Африки, Латинской Америки и Азии имеют между собой ряд общих черт. Налогообложение в странах данных регионов нашей планеты начало формироваться еще в доколониальный исторический период. Жители платили простейшие типы налогов, например, пошлину за провоз товара, налоги на скот, в натуральной форме уплачивали долю в проводимой продукции.

В колониальный период европейцы использовали современные виды налогов – личный подоходный налог, налоги на корпорации. Ввиду того что были налажены торговые связи с другими частями света, были введены таможенные пошлины.

Основной целью налогообложения было финансирование затрат на содержание органов управления за счёт полученных финансовых средств от таможенных пошлин. Уплата данного налога привела к росту рабочей силы на плантации.

Как и в налоговой системе Европейских стран, в налоговой системе стран Африки, Латинской Америки и Азии используется прямое и косвенное налогообложение, однако из-за того, что страны Африки, Латинской Америки и Азии имеют, в общем, слабую статистическую базу, трудно выделить единый критерий классификации налогов. Из-за этого было принято решение использовать в системе налогообложения в качестве критерия налоговую базу, применяемую при оценке налога.

В данном случае, косвенный налог в развивающихся странах определяется как сумма налогов, зависимая от общего количества и стоимости потреблённых субъектом налогообложения товаров, продукции и услуг.

Налогоплательщик может избежать оплаты таких налогов, если откажется от потребления определённых видов продукции.

Прямое налогообложение стран Азии, Африки и Латинской Америки включает в себя личные налоги и реальные налоги.

Реальные налоги взимаются с реальной частной собственности, не беря во внимание уровень доходов налогоплательщика: подомовой доход, налог доходов по ценным бумагам, поземельный налог, промысловый доход.

Личные налоги зависят от размера дохода налогоплательщиков: налог на сверхприбыль, подушной налог, налог на передачу наследств и дарение, подоходный налог населения и налог на прибыль корпораций как юридических лиц.

Рис. 1. Структура прямого налогообложения в странах Африки, Азии и Латинской Америки

Страны Африки делятся на две большие группы, использующих две техники налогообложения: страны, использующие английские традиции налогообложения, и страны, следующие французскому опыту налогообложения.

В странах Африки, говорящих на французском языке, для обложения дохода населения применяют шедулярный подоходный налог, причём им облагается определённый вид доходов.

Так, в Кот,,Ивуаре есть три шедулярных подоходных налога:

  1. Налог на доход от предпринимательской деятельности и торговли, который уплачивают мелкие фермеры, торговцы и производители продукции;

  2. Налог на коммерческие доходы (налог на прибыль от недвижимости, ренту);

  3. Налог на з/п, пенсию и другие социальные выплаты, которому подвергается восемьдесят процентов полученной заработной платы по ставке 1,5%.

В франкоязычных странах отсутствует такое понятие, как персональная льгота. Облагаемый доход налогоплательщика в данном случае делят на части по числу членов его семьи, что делает такую систему подсчета весьма сложной, поскольку становится невозможным использовать различные формы налоговой декларации.

Общий подоходный налог в странах Африки, Азии и Латинской Америки платят, в основном, рабочие и служащие крупных компаний и фирм, что приводит к снижению уровня денежных средств и ресурсов, которые он может мобилизовать и привлечь.

Использование в прямом налогообложении шедулярного и общего подоходного налогов привело к усложнению контроля за уплатой данных налогов и увеличению риска уклонения от них.

Англоязычные страны Африки используют в прямом налогообложении глобальный подоходный налог по прогрессивной шкале ставок.

В отличие от франкоязычных стран, в англоязычных африканских странах в системе налогообложения широко используются персональные льготы для безработных родственников налогоплательщика, многодетных семей, скидка на страхование жизни.

В Латинской Америке в Коста-Рике ставка подоходного налога составляет от 11 до 20%.

Подоходного налога нет в странах Ближнего Востока, например, в Бахрейне, Омане и Кувейте.

Общим для населения развитых стран является то, что «самозанятые» жители данных регионов ведут свои счета нерегулярно. У них отсутствует счёт в банках.

«Самозанятое» население не указывает в налоговой декларации реальный уровень своих доходов.

Для них система налогообложения построена на том, что доходы оценивают приблизительно на базе внешних факторов: уровне продаж, стоимости имущества, числа занятых в производстве и т.д.

Главный недостаток данной системы – она не учитывает реальные доходы налогоплательщиков, групп населения с сильной внутренней дифференциацией.

В Камеруне африканский персональный налог устанавливается каждый год Национальной ассамблеей по районам в зависимости от среднего уровня доходов в стране. Так, ставка такого налогасоставляет 250-1400 фр. КФА в районе с самым низким уровнем жизни. В других районах ставка налога будет в два – три раза выше.

У франкоязычных стран Африки налог на корпорации минимален и составляет 1% от товарооборота компании в прошлом налоговом периоде.

Здесь же существуют специальные налоговые ставки для малого бизнеса, для организаций, занятых добычей алмазов, сланца, нефти, газа и т.д.

При обложении подоходным налогом организациям и компаниям будет предоставлена скидка, равная величине уплаченного ранее дохода. В случае, когда уплаченная ранее сумма будет превышать сумму подоходного налога, разница между ними будет компенсирована во многих развивающихся странах, например, в Аргентине и Бразилии.

Введение благоприятного режима для развития как импортных, так и экспортных компаний основано на полном или частичном освобождении их от уплаты налога с корпораций, подоходного налога.

Так, в Иордании в рамках данного режима иностранные фирмы освобождены от уплаты налогов на срок, равный 15 годам.

Алжирские компании, капитал которых можно отнести к смешанному типу, в течение пяти лет может не уплачивать налоги на прибыль и сборы за технические услуги, оказываемые им государством.

Налоги на собственность в африканских странах не имеют особого значения ни в качестве источника дохода, ни в качестве инструмента регулирования фискальной политики ввиду серьезных сложностей, связанных с взиманием.

В Бразилии налог на недвижимость взимается по ставке от 0,3 до 1% с физических и юридических лиц.

В Китае ставка налога на недвижимость составляет первоначальную собственность приобретения этой недвижимости за вычет от 10 до 30% её стоимости. [7, с.14]

Общий налог на богатство на Африканском континенте не существует. Самыми распространенными в развивающихся странах являются налоги на недвижимость: налог на городские строения и землю городской и сельской местности.

Так, в Либерии данный налог взимается лишь со строений и составляет о,5% до 1% оценочной стоимости зданий.

Налог на передачу наследства и дарение – один из самых распространённых прямых налогов в Африке, Латинской Америке и Азии.

В Нигерии, к примеру, принято взимать такой налог при передаче или дарении любого вида собственности свыше 10 000 найр. Ставка данного налога колеблется от десяти до шестидесяти процентов от стоимости собственности. В Кении и Танзании – от одного до пятидесяти процентов.

Налогом на капитал принято облагать только прирост капитала из-за спекуляций с биржевыми операциями, роста инфляции и т.д.

В Бразилии прибыль от прироста капитала и от продажи акций на бразильской фондовой бирже полностью освобождается от уплаты налога на прибыль, если сумма полученного в результате данных действий дохода ниже, чем 20 000 долларов в отдельном месяце.

В Гане налог на капитал используется с середины семидесятых годов двадцатого века. Особенность данного налога заключается в следующем. Если со времени приобретения биржевых акций прошло больше 20 лет, то налог взимается по налоговой ставке 15% от суммы прибыли, полученной в результате реализации данных акций, а если не более пяти лет - налоговая ставка будет составлять 55% для этих же акций.

В странах Латинской Америки налог с капитала не нашел широкого применения ввиду низкого уровня развития кредитно-банковской системы в данном регионе.

В налогообложении иностранных компаний правительства в странах Латинской Америки и Азии используют те же нормы и законы, что и при налогообложении национальных компаний. Использование налога на капитал – это подражание опыту развитых стран в сфере налогообложения, чем реальный инструмент фискальной политики в странах Африки.

В Мексике действует приростная форма налогового кредита для предпринимателей, когда они могут списывать текущие затраты на проведение исследований рынка и внедрение инноваций в том отчётном периоде, когда эти исследования были произведены. [4, с. 81]

У системы налогообложения развивающихся стран есть один существенный недостаток - уклонение от уплаты прямых налогов населением. Так, в Африке доходы от прямых налоговых поступлений составляют сегодня менее 50% процентов от потенциально возможных.

Косвенное налогообложение в странах Африки, Азии и Латинской Америки.В структуру косвенных налогов входят налоги на внешнюю торговлю (таможенные пошлины) и налоги на внутреннюю торговлю (акцизы, налоги с оборота).

В последние годы косвенное налогообложение набирает существенный вес среди остальных налогов, в особенности в странах Латинской Америки и Африки. Среди них по-особенному выделяются акцизы. В Аргентине, Бразилии и Мексике ставка акциза в среднем составляет 25% от величины всех налоговых поступлений.

Таможенные пошлины дифференцируются на фискальные, преференциальные, антидемпинговые и протекционистские налоговые пошлины (по целям изъятия), а также - на смешанные, специфические и адвалорные (по способу обложения) пошлины.

Взимание таможенных пошлин в странах Африки, Азии и Латинской Америки производится как с компаний и фирм – импортеров, так и фирм – экспортёров.

При использовании адвалорной пошлины ставка налога будет устанавливаться в процентах стоимости продукции, при использовании специфической пошлины - уплачивается фиксированная сумма с единицы продукции в странах Африки.

Самым видом распространённых таможенных пошлин в данных регионах остаётся адвалорная пошлина, что объясняется стремлением правительства стран Африки, Латинской Америки и Азии повысить уровень доходов от обложения импорта или экспорта в современных условиях роста инфляции на мировом и национальных рынках.

Специфические пошлины используются при экспорте национальных товаров стран Азии, Африки и Латинской Америки в другие страны и при импорте на территорию стран данных регионов иностранных алкогольной и табачной продукции.

Смешанная пошлина представляет собой смесь специфических пошлин с адвалорными. При этом последняя – адвалорная пошлина – выступает в качестве основной ставки, а специфическая – в минимальной налоговой ставке.

В качестве примера можно назвать экспортную пошлину в стране Африканского континента – Кении. Здесь смешанная ставка на экспорт кофе составляет до 10% цены кофе, но не менее 6000 шилл с одной тонны продукции.

Уплачивая любой вид таможенной пошлины, фирмы-экспортеры или компании-импортеры будут выступать в качестве субъекта налога, не являясь при этом носителем налога.

Переложение уплаты таможенной пошлины зависит от стабильности валютного курса на валютном фонде, соотношения спроса и предложения, способности производителей экспортируемой или импортируемой продукции быстро перейти к производству другого товара в неблагоприятных условиях рынка.

Здесь в качестве носителя импортной пошлины выступает потребитель, экспортной пошлины – производитель такой продукции, товаров или услуг.

При этом постоянное превышение спроса над предложением привело к снижению уровня цен, что препятствует переложению экспортной пошлины на иностранных потребителей.

Таможенные тарифы африканских стран позволяют выделить четыре основные группы ставок импортных пошлин:

  1. Максимальные ставки (70%- 100% и более %) – используются в африканских странах для обложения предметов роскоши: драгоценностей, часов, дорогостоящих автомобилей, сладостей и т.д. Самая максимальная ставка была зафиксирована в Сомали – 736% - на воз импортных автомобилей;

  2. Повышенные ставки (30-50%) – применяются при обложении товаров, похожих на производимые внутри страны. Еще их называют протекционистскими;

  3. Стандартные ставки используются в отношении товаров широкого потребления, товаров и сырья, для импорта которых не введен льготный режим. Уровень стандартных ставок обычно равен 25 -30% цены продукции;

  4. Льготными ставками облагаются товары и предметы первой необходимости.

Акциз используется для обложения каждого отдельного вида товаров, например, ставка акциза на алкогольную продукцию будет отличаться от ставки акциза на сигареты, спички или мыло.

В данном случае, в странах Африки, Латинской Америки и Азии налоговое бремя будет распределяться между двумя социальными группами: между рабочими и предпринимателями, причём уровень доходов первой группы находится на невысоком уровне. Как мы можем увидеть, использование акцизов носит в странах Африки, Латинской Америки и Азии регрессивный характер.

В Бразилии акциз взимается по прогрессивной шкале. Так, для готовой или консервированной рыбы, растительных соков, тростникового сахара ставка составляет 5%, для минеральной и газированной воды, бумаги – 15%.

Обычно налог, включенный в стоимость продукции и взимаемый с потребителей данной продукции, приводит к повышению цен на продукцию вследствие того, что производители товара и продукции прибавляют к его стоимости не только сумму акциза, но и процент, и прибыль на капитал, авансированный на их уплату.

В результате, работников вынуждают значительно сократить свои расходы на потребление. Прибыль производителей товара от этого только увеличивается.

Следует сказать, что Бразилия заняла первое место по налоговой нагрузке в 2014 году. Как мы видим, в Бразилии высокая степень зависимости обязательных платежей по налогам от финансовых результатов деятельности предприятий и компаний. [5, с. 6]

Бюджеты стран Латинской Америки, в большей степени, находятся в зависимости от налога на потребление.

Стремление к увеличению поступлений от внутренних косвенных налогов заставила правительства стран Африки ввести новый универсальный акциз – общий налог на продажи. Универсальность данного косвенного налога связана с тем, что этим налогом облагается вся продукция, реализуемая в франкоязычных странах, вне зависимости от того, является ли она экспортируемой или импортируемой.

Налоги на продажи делятся на каскадный налог, который взимают с товаров или услуг на всех стадиях товарооборота, налог на оптовую торговлю, который взимается с производителей или компаний, занимающихся оптовой торговлей, налог на розничную торговлю, НДС, взимаемый на всех стадиях товарооборота, причём на каждой стадии налогоплательщик может воспользоваться скидкой в размере уплачиваемого на предыдущей стадии суммы налога.

Налог на оптовую торговлю используют многие развивающиеся страны из-за относительно простого способа изъятия данного налога.

Обложение импортных товаров, которые реализуются на внутреннем национальном рынке, также не представляет больших сложностей ввиду того, что при их регистрируют при похождении товаров или продукции на таможне (таможенной зоне).

Полученная сумма от обложения импортных товаров (налог на продажи) составляет большую часть доходов от обложения импортной продукции и сырья.

Зимбабве – это, наверное, единственная африканская страна, в которой применяют налог на розничную торговлю ко всем товарам кроме основных продуктов питания, лекарств, удобрений и семян.

В настоящее время в данной стране существуют две ставки налога на розничную торговлю: общая – 15%- для всех категорий товаров, кроме предметов роскоши, и специальная - 18%- для предметов роскоши.

Самая максимальная ставка НДС в 2015 году составила 23% в Уругвае.

Таблица 1

Ставки косвенных налогов в странах Африки, Азии и Латинской Америки

В Мадагаскаре и Сенегале используют НДС, в некоторых франкоязычных странах, например, ЮАР, введен налог на продажи, похожий на французский налог на производство. Суть данного налога в следующем. Его используют, когда хотят избежать двойного или тройного налогообложения готовой продукции. Налогоплательщик (производитель данной продукции) вычитает сумму валовых продаж, стоимости использованного в процессе производства сырья и полуфабрикатов.

Применение налога на продажи требует чёткой системы учёта для определения размеров льготной скидки для налогоплательщиков, производителей, крупных торговых и промышленных предприятий. В Замбии ставка налога на продажи составляет 10%, в Кении – 15% и 20%.

Для того чтобы избежать двойного налогообложения, страны Африки, Азии и Латинской Америки интенсивно расширяют сеть налоговых соглашений с другими странами - «двусторонних международных соглашений об избежании двойного налогообложения, т.е. избежание выпадения объекта или субъекта налогообложения из-под налогообложения двух или более стран, приводящего к уменьшению налогообложения или его полному отсутствию» [8, с.141].

Таким образом, система налогообложения в странах Африки, Азии и Латинской Америки – это довольно сложная система, которая постоянно изменяется и имеет свои особенности, например, слабую статистическую базу, из-за чего возникают с выделением единого критерия классификации налогов. Самая большая налоговая нагрузка лежит на рабочем населении развивающихся стран и мелких предпринимателей, что приводит к сокращению их прибыли и доходов, к ухудшению условий жизни.

Список литературы:

  1. Алиев, Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр), специальностям/профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 215 c. — 978-5-238-02473-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66237.html

  2. Гидирим, В.А. Основы международного корпоративного налогообложения [Текст]:учебное пособие/ В.А. Гидирим. – «Автор», 2016. – 215 с.

  3. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Г.А. Волкова [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 631 c. — 978-5-238-01827-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71218.html

  4. Гриневич, А.М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства/ А.М. Гриневич// Журнал «Вестник Томского государственного университета», 2012. - №2 (18). – С. 81-87.

  5. Измайлова, М.И. Налоговая нагрузка хозяйствующих субъектов и условия, определяющие ее/ М.И. Измайлова// Журнал «Universum. Экономика и юриспруденция», 2015. – С.1-11

  6. Мачехин, В.А. О понятии «двойного налогообложения»/ В.А. Мачехин // Журнал «Экономика. Налоги. Право», 2017. – №1. - С.139 – 143.

  7. Поспелова, Е.Б. Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц/ Е.Б. Поспелова// Журнал «Науковедение», 214. - №6 (25). – С. 11-22.

  8. Швандарь, К.В. Налоговая справедливость и благосостояние населения в условиях различных типов налоговых систем/ К.В. Швандарь// Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения», 2016. - №31. – С. 29 – 41.

  9. Хуену, Э.Р. Сравнительный анализ налоговых систем стран Западной Африки по степени влияния на развитие предпринимательства/ Э.Р. Хуену// Журнал «Науковедение», 2014. - №6 (25). – С.1 -11.

Просмотров работы: 667