АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Малонухина Э.Ю. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. В работе рассматривается влияние на архитектуру повышения уровня информативности окружающей нас среды, понижения способности человека воспринимать эту информацию вследствие его отстраненности от истоков. Большая роль дана семиотическому подходу в архитектуре, который является наиболее актуальным.

Проблема. Необходимость понимания современных проблем современной архитектуры.

Цель. Выявить актуальные проблемы современной архитектуры.

Объект исследования. Архитектура.

Задания работы. Обнаружить, изучить и упорядочить информацию о современных проблемах архитектуры.

Основная часть. Архитектура всегда была объемно-пространственным искусством, которое создает материальную и духовную среду для обитания человека, его вторую природу, воплощающую в себе комфорт и отвечающую требованиям современной жизни. Сущностью архитектуры есть мощный поток воздействия на человека психологии, идеологии, а также эстетики. Сегодня актуальными проблемами в архитектуре стали проблемы «смысла», «информативности», «лаконичного», «интересного», «целостного», «игры», ключевые, семантические и коммуникативные проблемы, сменившие и продолжившие проблемы формообразования, актуальные в XX веке. Указанные проблемы актуализировались в связи с переориентацией общей культуры на пост классические методологии, опирающиеся как на общую теорию систем и законы термодинамики; так и на обращение к новейшим достижениям психоанализа, методы феноменологии, герменевтики и др. [1, с. 168-183].

В современной философии архитектуры основополагающим является отказ от «готовых» логических конструкций. Более простые системы становятся равноценными более сложным и многокомпонентным. Появляется задача их взаимовыгодного совместного сосуществования.

Семантика архитектуры помогает увидеть тенденции, которые почти скрыты и от современников, и от историков-традиционалистов. Архитектура выражает идеологически-философские кредо социума и эпохи, транслируя новые идеи и веяния тенденций. Она формирует жизнь и пространство вокруг самого человека, наполняет смыслом, коммуникациями и возможностями данной среды.

В мире нет бессмысленной архитектуры. Ведь в истинной архитектуре всегда заложена идея, главная константа существования здания. Однако сегодня требований для оправданной идеи гораздо больше, и, зачастую смысловые конструкции для человека просто нечитабельны. Теперь над смыслом все больше стала доминировать форма в силу таких причин, как неподготовленность к новой информации, незнание архитектурного языка, истоки которого уходят в мифологию.

Современные исследователи обращают внимание на актуальность именно эмоционально – эстетических, а также смысловых аспектов композиции городской среды.

Так, А. Г. Раппапорт отмечает: «главные проблемы архитектуры сегодня касаются именно смысла человеческого существования, ибо любая интерпретация архитектурных форм есть, в конечном счете, их перевод на язык экзистенции, в противном случае занятие архитектурой становится культурно и человечески бессмысленным, и может быть спокойно обеспечено автоматами». Причем на первое место он ставит аспекты мифа и феноменологию, «которую нельзя ни измерить, ни назвать, но в сфере, в которой мы интуитивно переживаем связь с материалами, светом, поверхностью, массой и т. п.» [2].

В настоящее время наблюдается проявление интереса исследователей, по утверждению О. А. Фоменко в сторону: «исследования эстетических качеств информационных признаков архитектурной формы, таких, как … изобразительные и знаково-символические, в которых закодирована семантическая, «содержательная» информация» [3, с 363]. В этой связи растет возможность нахождения базовых основ архитектурно-семиотических исследований в зодчестве, их разнообразия в архитектуре как науке.

Говоря о реконструкции городских пространств, возникает проблема художественности архитектурных ансамблей, в оппозиции же стоит функциональность. Человек очень часто тяжело воспринимает неорганизованные, хаотически расположенные дробные пространства, которые буквально выпадают из общего контекста, понятного современному сознанию. Но, если это один объект, именно эти странные пространства несут в себе ценность целого объекта.

Проблема понимания и расшифровки, а затем цитирования этих архитектурных «текстов», с сохранением их первоначального смысла, в наше время настолько же важна как знание и сохранение истории своей семьи, понимание и осознание себя частью мироздания.

Феноменом современности есть архитектурный объект, воплощающий в себе форму бытия человека и условие значения и смысла. По словам Ю. М. Лотмана «вторичная моделирующая структура» и ее художественная составляющая служат рождению новых значений, создавая глубину. Оценить эту, свойственную произведению глубину смысловых структур архитектурно-средового ряда возможно, глядя на основные категории – пространство и время.

Работа архитектора с пространством при всестороннем восприятии пространства как художественного образа окружающего объект проектирования – важнейшая составляющая искусства архитектуры. Архитектура не рассказывает о мире: она – мир и его устройство, идея, «облаченная» в материальную форму, механизм перевода в физическое измерение мифов и вымыслов, вызванных современными условиями, где вымыслы становятся реальностью благодаря архитектурной игре. Но, в процессе создания этой реальности, архитектура перевоплощается в мир, подобный миру природы, окружающей человека.

Таким образом, семиотика воплощает в себе истинный исследовательский подход, который уводит нас в свою мифическую сущность, и обрывает видимые связи вымыслом.

Многие современники в процессе созидания своих архитектурных замыслов опираются на основополагающие свойства продукции архитектурного творчества: красота, прочность и польза. В основу архитектуры данные качества заложил никто иной, как Витрувий в своем трактате об архитектуре еще в I веке до н. э. [9]. Долгое время многие воспринимали данную триаду канонов «иерархично», рассматривая «красоту» в конце как константу. Великий Витрувий заложил иной смысл, представляя миру триаду равную геометрической модели в форме равностороннего треугольника. В вершине треугольника – «красота», а в его углах основания – «польза» и «прочность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Перс Т 16, вып. 24, с. 6 (2009).

2. http://www.freedoniagroup.com/Nanotechnology-In-Construction.html

3. J.Lee et al., ACS Nano 4, 3580 (2010).

4. P.T Anastas et al., Environ. Sci. Technol. 37, 94A (2003).

5. Малылиг, А. А. Химия поверхности и нанотехнология: взаимосвязь и перспективы [Текст] / А. А. Малыгин // Соровский образовательный журнал.- Т.8 — № 2. — С.32–37.

6. Материалы сайта www.nanonews.net

7. Фолимагина О. В., Гарькин И. Н. Нанотехнологии в производстве строительных материалов // Региональная архитектура и строительство- Пенза: ПГУАС.- № 1(6).2009- С.111–112.

8. Фадеева Г. Д. Рентабельное использование нанотехнологий в строительных материалах / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина, И. В. Маркелова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 187-18

9. Бегунова Ю.Г., Саньков П.Н. Современные проблемы архитектуры в наше время // IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» - 2017. [Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/2403/27990]

Просмотров работы: 3349