СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Балибардина А.И. 1
1РГПУ им. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На фоне социально-экономических и политических трансформаций нашего времени многие группы российского общества существует в неблагоприятной обстановке, которая ставит под сомнение настоящее и будущее благосостояние, меняет мотивы к получению высшего образования. Проблема усложнения потребительского выбора возникает из-за: 1) формирования многообразия понимания жизненных траекторий, 2) возникновения и осознания множества мотивов: карьера, будущий доход, самореализация, включение в определённую соц. группу или слой. В то время как, например, в советское время высшее образование рассматривалось как инструмент самореализации, а позднее, в 90-е годы, позиционировалось как необходимость следования устоявшимся жизненным траекториям родителей.

Количество безработных выпускников вузов в июле 2016 года увеличилось до 15 000 (на 84% > того же показателя в июле 2015 года). Уровень безработицы среди граждан от 20 до 24 лет в 2015 году составил 14,5% (средний показатель для всего населения 6%) [8]. Численность безработных в данной возрастной группе представлена на рис. 1. По данным того же источника, в среднем 30% выпускников в России работают не по профессии. Очевидно противоречие: государство финансирует обучение специалистов и их переподготовку в случае если оно происходит на бюджетной основе.

Рисунок 1.

* Составлено автором по данным Статистического сборника 2016 «Рабочая сила, занятость и безработица в России» (по результатам выборочных обследований рабочей силы) Федеральной службы государственной статистики.

На практике, студент с мизерной стипендией должен устроиться на работу во время обучения, поскольку многие обучающиеся – приезжие, а еще часть – учатся на коммерческой основе, следовательно, обязаны выплачивать образовательный кредит. При этом, упускается тот факт, что на сегодняшний день заочное и очное образование в дипломе приравнивают, а это значительно уменьшает стимул молодых людей осуществлять выбор в пользу очной формы обучения, которая по всем параметрам является более наполненной содержанием, хотя бы потому, что заочная форма требует значительного объема самостоятельной работы студента, к которой одна часть студентов не готова, вторая не имеет для этого достаточного объема времени и т.п. Стоит также отметить, что выпускники, являясь одной из слабозащищенных социальных групп населения, находятся в ситуации, когда наличие свободных вакансий на рынке труда может не совпадать с профессиональными намереньями будущих кадров, объемом и структурой выпуска специалистов высшего звена.

Выбрать учебное заведение на сегодняшний день трудно, поскольку человек ориентируется на определенный будущий доход (который практически невозможно получить сразу после окончания ВУЗА), престижность профессии и прочее. Вероятность несоответствия желаемого результата на выходе из образовательного учреждения велика. По итогу возможен негативный эффект: снижение престижа важных для общества профессий вместе с занимающимися их подготовкой учебными заведениями [3].

Прежде чем говорить о конкретных стратегиях, необходимо конкретизировать понятие «стратегия потребительского поведения», а также обозначить типологию самих потребителей и факторы, влияющие на их выбор.

Стратегия потребительского поведения – поэтапный процесс принятия решения о приобретении товара/услуги на основе мотивов и признаков, характеризующих действия потребителя, его предпочтений и факторов влияния.

При этом предпочтение, которое отдаётся той или иной стратегии поведения, зависит от типа потребителя, который вступает в сделки на конкретном рынке.

Для рынка образовательных услуг классификацию потребителей принято осуществлять на основе отношения потребителя к окружающей среде, к собственной личности и к приобретаемой услуге.

В соответствие с исследованием М.Соколова и А.Кнорре, на рынке образовательных услуг выделяется три типа потребительского поведения: профессиональный (нацелен на приобретение профессиональных и личностных компетенций, которые актуальны для экономики и общества, определяемых в рамках теории человеческого капитала и рыночных сигналов), классовый (дает основу для воспроизводства элитных слоев общества, определяемый такими сигналами, как демонстративная праздность, культурность и членство в элитных сетях), ситуационный (использует специальные возможности статуса студента (участие в студенческой жизни и академической мобильности, возрастной мораторий) для решения «зрелых» экономических проблем самообеспечения).

На практике данные типы не существуют в чистом виде. В большинстве случаев они маскируются друг под друга под влиянием социальной среды. Данное явление объясняет частоту повторяющегося мотива потребления образовательной услуги в социологических опросах [1].

Все факторы, оказывающие влияние на формирование тех или иных типов поведения потребителя на рынке образовательных услуг могут быть разделены на факторы микро- и макросреды. Микросреду (по отношению к конкретному потребителю) формируют факторы культурного, социального, личного и психологического характера. К макросреде (единая для всех участников) можно отнести возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, финансовое положение, образ жизни, тип личности [4]. Ключевыми референтными группами, воздействующими на потребителей образовательных услуг выступают родственники и их окружение, друзья, интернет-аудитория, педагоги (прежде всего, репетиторы и педагоги дополнительного образования).

Анализ воздействующих факторов на потребителей на рынке образовательных услуг современной России показывает, что до сих пор потребитель чаще руководствуется иррациональными факторами выбора направления, уровня и формы образовательных услуг. Например, соблюдение семейной традиции (продолжение профессиональной династии), страх оказаться хуже других, страх неопределённости будущей карьерной траектории своих детей и т.п. Преобладание иррациональных факторов сводит на нет стремление образовательных организаций повысить качество предоставляемых образовательных услуг, усовершенствовать процесс обслуживания, управлять ассортиментом образовательных услуг с ориентацией на запросы рынка труда.

Также, стремление образовательных услуг повысить эффективность собственной деятельности нивелируется фактом существования асимметрии рыночной информации. С одной стороны, наблюдается смещение рыночной информации о цене, качестве и доступности необходимых образовательных программ, о характеристиках образовательных организаций, их предлагающих в сторону образовательных организаций. Данная тенденция усиливается еще и за счет сложного характера оценки качества образовательной услуги (на протяжении всего срока обучения), а также отсроченного характера проявления результатов потребления образовательной услуги, что наделяет ее свойствами доверительного блага [1]. С другой стороны, поставщики образовательных услуг до конца не понимают мотивации потребителей, а также их возможностей относительно объема и продолжительности потребления образовательных услуг.

Каждый из указанных типов потребителей в условиях воздействия вышеперечисленных факторов осуществляет выбор стратегии своего поведения на рынке образовательных услуг. Все стратегии потребителей могут быть сведены в две большие группы: профессионально-ориентированная (профессиональный тип потребителя) и статусно-ориентированная (классовый тип потребителя). Ситуационный же тип потребительского поведения склонен маскироваться под первые два.

Реализация обеих стратегий предполагает две позиции – активная и пассивная. Последняя позиция характеризуется безучастностью определения стратегии, формированием на основе чужого мнения, выбора профессии и ВУЗА «наобум» или «в последний момент», образование выступает «сопутствующим» результатом вне образовательных целей. Активная включает следующие стадии: осознание потребности в образовании, сбор информации об образовательном учреждении и оказываемых услугах, оценка вариантов, взвешенное решение. Важно подчеркнуть, что активная стратегия потребителя эффективнее в современных условиях рынка труда, если подкреплена еще одной стадией: стажировки на базе желаемой в перспективе организации, участие в форумах, конгрессах, конференциях, соответствующих сфере выбранного образования (в том числе в качестве волонтера). Но, при этом имеет важное значение то, что в ходе классификации образовательной стратегии необходимо учитывать возможность промежуточного положения некоторых из них [5]. Стратегии меняются в зависимости от мотивов, а последние – на основе воздействий различных субъектов рынка образовательных услуг.

Государственно-патерналистская модель сосредоточена на предоставлении образовательных услуг государством. В рамках идей инновационного развития образования в стране происходит переход к социально-корпоративной модели [2]. В связи с чем, необходима система стимулов для организаций и предприятий, создающих тесные взаимосвязи с образовательными учреждениями (льготы, налоговые каникулы, субсидии), выделять средства школам на реализацию различных профориентационных мероприятий, а также давать большую самостоятельность в распределении всех бюджетных потоков образовательным учреждениям.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года гласит: «Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность». Потому, задача образовательных учреждений высшего звена заключается в выстраивании процесса образования таким образом, чтобы иметь возможность менять текущий мотив к обучению, и, соответственно, образовательную стратегию. В данном случае перспективным направлением считается выстраивание отношений с субъектами бизнеса. В условиях интеграционных процессов «наука-образование-бизнес» ориентирована на маркетинговую концепцию в рамках создания партнерских отношений с бизнес-средой. Конкурентоспособное положение вуза и его финансовая устойчивость непосредственно связаны с объемом проводимых им научных и исследовательских разработок, кадров по заказу организаций и органов власти.

Эффективность реформирования образования высшего звена и регулирование рынка труда невозможны без внимания к общественным ожиданиям, трактовки мотивов получения образовательных услуг. Снизить асимметричность информации и дезориентацию под влиянием различных факторов на рынке образовательных услуг и повысить вероятность рационального выбора возможно только благодаря комплексу решений на разных ступенях образования. Важной основой первичных ориентиров выпускников школ являются профориентационные мероприятия в старших классах, где существует необходимость транслирования реального практического опыта кадров. Высшим профессиональным образовательным учреждения нужна большая свобода в распределении финансовых ресурсов и интеграция с бизнес-структурами.

Список литературы

  1. Василенко Н.В. Потребительский выбор и его особенности в сфере образования//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. - № 3-1. – с. 141-143.

  2. Власова О.Ю. Модели образовательной политики современных европейских государств. Управление образованием/Электронный вестник Выпуск № 41. Декабрь 2013 г. – 229с.

  3. Савинова Анна Николаевна. Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда: дис. канд. социол. наук. - Самара, 2006. - 196 с.

  4. Самсонова М.В. Управление потребительским поведением на рынке образовательных услуг малого города: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Волгоград, 2012. -157с.

  5. Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии российской молодежи: к построению. Вестник СПбГУ. – СПб, 2016. Вып. 2. с. 17-27.

  6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")/ III раздел, пункт 4.

  7. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат.сб./Росстат.  M., 2016  146 c.

  8. Газета «Известия». [Электронный ресурc]. URL: https://iz.ru/ (дата обращения 24.11.17).

Просмотров работы: 273