В России так же, как и в других странах, используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты. Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной формы обращения в другую, выступая то в качестве наличных денежных знаков, то в виде записей на банковских счетах.
Налично-денежный оборотпредставляет собой совокупность платежей за определенный период времени и отражает движение наличных денег в качестве средства обращения и средства платежа. [3]
Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах составляет меньшую часть, он имеет большое значение, ведь экономика любой страны не может обойтись без наличных денег. Но есть существенный недостаток в обслуживании наличного денежного обращения – это большие затраты и высокие риски.
Сфера использования наличных денег непосредственно связана с доходами и расходами населения:
расчетами населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;
внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;
выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;
выдача кредитными организациями потребительского кредита;
оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;
платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;
уплата населением налогов в бюджет. [3]
Можно выявить основные достоинства наличного денежного обращения:
универсальность;
легкость использования;
обязательность к приему;
анонимность;
оплата наличными во много раз дешевле стоимости платежей с использованием платежных карт. [3]
Главная задача государства при регулировании денежного обращения - обеспечение стабильности денежной единицы путем проведения соответствующей фискальной политики, контроля над предложением денег и за скоростью кредитования.
В настоящее время статьей 30 Федерального Закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» банкноты и монеты Банка России отнесены к безусловным обязательствам Банка России. На Банк России возложены важные функции, такие как: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты, порядка их уничтожения, а также замены в случае повреждения; определение порядка ведения кассовых операций. [2]
Роль Банка России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Центрального банка Российской Федерации. Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т. е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. Помимо эмиссии денег к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. (ст. 34 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»). [1]
С точки зрения финансов, хорошо работающая денежная система наличного обращения способствует полному использованию мощностей и полной занятости. В свою очередь, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.
Поэтому проблема совершенствования сложного процесса регулирования наличного денежного обращения в современных российских условиях является актуальной для каждого человека и общества в целом.
В России, как и в других странах, затраты на организацию наличного денежного обращения достаточно высокие. В связи с этим Банк России предпринимает решительные шаги, одним из которых является аутсорсинг, т.е. Банк России постепенно делегирует коммерческим структурам свои функции, связанные с обработкой наличных денег и их распределением. [4]
Запущен процесс создания коммерческими банками крупных центров обработки денежной наличности, что позволяет участникам наличного денежного обращения сократить количество локальных кассовых узлов, высвободить помещения, оборудование и другие ресурсы, эффективно выстраивать технологические процессы.
Ведется строительство и реконструкция современных объектов инфраструктуры наличного денежного обращения.
Для обеспечения оптимизации обработки и хранения денежной наличности в учреждениях Банка России необходимо внедрять современные агрегатированные комплексы. За счет чего будет обеспечен автоматический непрерывный цикл обработки банкнот, включая уничтожение ветхих.
Инновационным направлением в сфере обработки денежной наличности является внедрение системы считывания серийных номеров банкнот, что позволит в перспективе оценить миграцию денег и срок жизни банкнот, проводить мониторинг уничтожения ветхих банкнот, а также оптимизировать распределение запасов денежной наличности.
Внедрение IT-технологий в сфере обработки денежной наличности в виде единого информационного пространства является необходимым условием функционирования системы наличного денежного обращения.
Помимо снижения затрат, Банку России рекомендуется минимизировать риски, связанные с организацией наличного денежного обращения. Для этого устанавливаются правила обработки, транспортировки и хранения денежной наличности для учреждений Банка России и кредитных организаций. Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России проводит работу по защите денежных знаков от подделки. Для обеспечения безопасности Банка России учреждения оснащаются телевизионными системами наблюдения на базе современных цифровых технологий. [4]
Таким образом, оптимизация налично-денежного обращения предполагает:
обеспечение необходимого объема и структуры наличной денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов - участников денежного оборота;
поддержание баланса между размером наличной денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста;
влияние на уровень инфляции в связи с изменением объемов и темпов наличной денежной эмиссии;
снижение вероятности появления денежных суррогатов в обороте;
поддержание устойчивости оборота официальных денежных знаков. [3]
При этом обеспечение участников денежного оборота наличностью в соответствии с их потребностями возможно только при ясности, открытости и полноте текущей информации, поступающей в Центральный Банк и его территориальные подразделения.
Поддержание баланса между размером наличной денежной массы и объемом производства товаров и услуг связано с вероятными долговременными и кратковременными нарушениями баланса. Это возможно в связи с чрезмерным (недостаточным) объемом наличной денежной массы, резким увеличением (замедлением) скорости оборота наличных денег, необоснованным снижением (быстрым) изменением структуры и емкости товарного (потребительского) рынка, монополистической практикой ценообразования. [4]
Для поддержания баланса между размером наличной денежной массы и объемом товаров и услуг необходимо взаимодействие всех структур государственной власти, участников хозяйственного оборота.
Влияние Центрального Банка на денежный оборот заключается в снижении уровня инфляции в стране благодаря инструментам денежно-кредитной политики и соблюдению специально установленных пропорций в динамике наличной денежной эмиссии по сравнению с динамикой отдельных денежных агрегатов, а также показателей платежного баланса, роста ВВП и других макроэкономических показателей.
Денежные суррогаты значительно уменьшают функциональные возможности и потенциал официальных, установленных законом денежных знаков в виде денежной наличности. Вероятность их появления снизится лишь при правильно прогнозируемой экономической ситуации в стране.
Поддержание устойчивости оборота официальных денежных знаков обеспечивает эффективность деятельности ЦБ как на макроуровне, так и на микроуровне.
Банк России в настоящее время оценивает действующую (традиционную) модель организации наличного денежного обращения и, изучая мировой опыт, работает над созданием оптимальной модели управления наличным денежным обращением. [5]
Для наглядного изучения динамики наличных денег в обращении автором статьи была составлена таблица, отражающая основные показатели наличного денежного обращения в Российской Федерации за последние годы, а именно за 2014-2017 годы.
Таблица 1 - Показатели наличного денежного обращения России за 2014-2017 гг.
Год/показатели |
Сумма (млрд. руб.) |
Количество (млн. экз.) |
Удельный вес по сумме (%) |
Удельный вес по купюрам (%) |
Изменение с предыдущим годом (млрд.) |
Изменение с предыдущим годом (%) |
2014 |
8315,0 |
63661,9 |
100,0 |
100,0 |
639,6 |
8,3 |
2015 |
8848,2 |
67190,7 |
100,0 |
100,0 |
533,2 |
6,4 |
2016 |
8531,1 |
68707,0 |
100,0 |
100,0 |
-317,1 |
-3,6 |
2017 |
8802,0 |
70528,3 |
100,0 |
100,0 |
270,9 |
3,2 |
Подводя итоги, можно сказать, что наличные деньги – это обязательства Центрального Банка страны. Они играют большую роль для экономики отдельно взятого государства и мира в целом. Налично-денежное обращение является самым простым и универсальным в использовании, обладает анонимностью и дешевле, чем оплата с использованием платежных карт.
По мнению автора статьи, несмотря на то, что расчеты наличными деньгами в платежном обороте в той или иной мере замещаются безналичными, функционирование платежной системы исключительно в безналичном виде на данном этапе развития общества представляется невозможным. Наличные деньги остаются одним из главных платежных средств и вряд ли в обозримом будущем будут вытеснены электронными. Совершенствование наличного денежного оборота в России, в свою очередь, приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.
Список использованных источников:
Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник; 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК «Велби», 2011.
Моисеев, С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. [Текст]: учеб пособие. - М.: Экономистъ, 2013.
Центральный Банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/nal/.