ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВАЦИИ АЛЕКСАНДРА РОДЧЕНКО В ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВАЦИИ АЛЕКСАНДРА РОДЧЕНКО В ДИЗАЙНЕ

Угнивенко С.И. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Становление нового стиля практически всегда происходит в связи с «застоем» эмоционального восприятия человеком окружающей среды. Ему просто становится не интересно все, что связанно с его эпохой, модой и обиходом. Отсутствие заинтересованности в перспективе приводит к унынию, упадку сил, отсутствию убеждений и глубокой депрессии. Проблема становится серьезной, когда приобретает масштабы страны, когда общественность ждет эмоционального и социального толчка, предпосылок к появлению чего-то принципиально нового и захватывающего. Тогда люди готовы к переменам и с нетерпением ждут их.

Миссия формирование иного общественного сознания принадлежит талантам, способным к созданию нового стиля и к внедрению его в образ жизни общества. Именно к таким талантам принадлежит Александр Михайлович Родченко – российский график, живописец, скульптор, фотограф. Родченко является одним из основоположников конструктивизма, заняв в этой области центральную позицию. Он новатор и родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Начав свой творческий путь с живописи, Александр Родченко сразу не вызвал общественного резонанса, но явил предпосылки к созданию нового типа искусства. «Я освобожу живопись от того, чего она до сих пор рабски придерживается, я заставлю жить вещи как души, души как вещи, я найду грезы вещей, я людские души вложу в вещи и вещи станут душами» - писал Александр Родченко [1]. В этих сроках новатор говорит о предметах и душе, предполагая в принципе не существующие предметы, а их интерпретацию в подаче художника. Родченко вслед за другими авангардистами освобождал живопись от наглядности и предметности. Он признавал только такую форму живописи - не связанную с принципиальными предметами, которая не срисована с натуры, а явилась сознанием художника.

Уже с самого начала творческого пути Родченко было понятно, что этот талантливый художник может предложить миру нечто большее, чем традиционная живопись. Этот человек показал нам возможности линии, выйдя за границы холста.

Родченко позиционировал себя не как художник-прикладник в общеустановленном смысле, а выступал в роли проектировщика, конструктора, функционалиста, организатора и т.п. Александр Родченко говорил: «Жизнь, сознательная и организованная - есть современное искусство» [1]. Он применил проектные методы в творчестве. Это было его уникальностью и отличительной чертой. Подобные приемы применялись в живописи, графике, плакатах, обложках, инсталляциях, костюмах - во всем творчестве. В его проекта каждой конструкции, которая уже характеризовалась как искусство, читается геометрическая схема, утилитарность, композиция, каркас. Родченко создал тенденцию ухода от индивидуально творчества к рациональному производству. Так началось становление дизайна в СССР, предложив новаторскую форму его понимания и принципов.

Благодаря своим экспериментам Родченко заложил принципиальные основы конструктивизма во всех направлениях проектирования. Он сделал основным содержанием своего искусства новаторство. «Конструктивизм - это искусство будущего» - говорил Александр Родченко [2]. Это творческий метод, в котором геометризация форм, модульность и структурность преобладали над иными композиционными принципами. Переходя от плоскости к объему, Родченко применил свои художественные навыки в проектирование зданий, мебели, костюмов для спектаклей, принтов и книжных обложек. Именно слово «конструкция» было взято за основу нового стилевого направления - «конструктивизм». Родченко с гордостью называл себя «конструктором».

Александр Родченко стремился облегчить форму какого-либо предмета, насколько это было возможно, приведя все к простой геометрической организованной схеме. Ещё одной важной гранью его конструкций, была рациональность: комфортность, демократичность, функциональное наполнение любой объёмной вещи, без излишеств. Так же производился расчет на массовое производство на фабриках и типографиях. Привлечение науки и современных технологий. Александр Родченко полностью перешел в «дизайнерский цех», принимая и создавая все существующие его аспекты и черты (эргономичность, эстетика, функциональность, массовость).

Конструкция теперь является основной идеей в дизайне. Причем важно, чтобы конструкция имела способность трансформироваться. Таким образом им были сконструированы: складной чайник для туристов, книжная полка-киоск, складывающаяся в тару для перевозки книг, кресло-кровать, стол для черчения и обеда и многое другое. Все его проекты были удобны и просты в использовании, эргономичны и, главное для того времени, доступны. При проектировании очередного дизайн-объекта Родченко уделял большое внимание функциональному наполнению, что и сейчас актуально.

С 1920 года Александр Родченко стал преподавать во ВХУТЕМАСе, а через пару лет стал там деканом на факультете «Металлообработка». Там он вел активную преподавательскую и научную деятельность. Разработал учебную программу и ввел курс «Конструкция». Новую дисциплину конструктор придумал сам, с нуля, базируясь только лишь на своем личном опыте. Позже он ввел ещё один новый специальный курс «Дизайн». Там молодых специалистов учили подходить к проектированию не с точки зрения украшательства, а искать практическое применение вещи, узкоутилитарную ценность, простоту и красоту конструкций, её рациональное употребление в жизни. «Я поставил перед собой задачу - выпустить конструктора-художника с творческой инициативой и технически подкованного, прототипа которого мы не имели в царской России» - говорил Александр Родченко [3].

Он был абсолютным патриотом своей страны. Ему не нравился Париж, Берлин и другие европейские города. В путешествиях Родченко пришел к выводу, что европейская культура и дизайн, не представляют для него ничего интересного и полезного. Поэтому он совершенно четко и определенно установил цель на дальнейшее развитие СССР по принципу - ни в чем не подражать, а брать и переделывать по-нашему. Несомненно, он внес огромный вклад в развитие дизайна и в подготовке специалистов, в которых нуждалась страна. «Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства» - писал Александр Родченко [?].

Преданный своей стране Родченко стал при этом фигурой мирового масштаба. Высоко ценя новации Родченко, директор Баухауза Вальтер Гропиус неоднократно приглашал его для чтения лекций и проведения мастер-классов. Эксперименты русского конструктивиста с фотографией заложили основу современной фотографике в дизайне.

Трудно переоценить вклад Родченко в мировой и советский дизайн и культуру. Он, так или иначе, перевернул взгляды современников на жизнь и искусство. Инновационный конструктор работал не только для своего времени, но и для будущего. Его цель была непрерывное развитие и расширение границ возможностей, стремление к новым ценностям и идеалам.

Список использованных источников

  1. Александр Родченко: Ракурсы [предисл. А. Лаврентьева] // Формальный метод : Антология русского модернизма. Том 2: Материалы / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. С. 681—814

  2. Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. — М.: Фонд «Русский авангард», 2007. — 128 с. — (Творцы русского классического художественного авангарда). — ISBN 978-5-9647-0125-5.

  3. Хан - Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Издательство "Ладья", 1995. - с.: ил. ISBN 5-7068-0103-7

Просмотров работы: 341