Актуальные на сегодняшний день государственные закупки невозможно представить себе без конкуренции, единой информационной системы, а так же электронных торговых площадок, таких как Сбербанк АСТ, РТС тендер и многих других.
Государственные закупки - это один из самых значительных сегментов экономики РФ. В месте с тем объем рынка госзаказа, в том числе закупки государственных корпораций, достиг 30 трлн рублей и составляет 25% валового внутреннего продукта РФ. В связи с этим ничего удивительно, что конкретный сектор весьма богат явлением таких коррупционных составляющих, как манипулирование ценами, вымогательство, взяточничество. Когда объёмы госзаказа составляют ежегодно около 30 трлн рублей, то около две пятых от приведенной суммы приходится на теневую экономику.
Из этого следует, что организация конкурентной и прозрачной среды в области государственных и муниципальных закупок – это одна из первостепенных задач на настоящий момент. Весомым инструментом, позволяющим увеличить эффективность государственных закупок и сократить коррупционные тенденции, является организация открытой системы конкурентного отбора предложений поставщиков товаров, работ и услуг и оперативной системы мониторинга реализации контрактов.
На исполнение приведенных мер, в первую очередь нацелен федеральный закон № 44-ФЗ, который призван организовать ЕИС в сфере государственных закупок и обеспечить присутствие строго формализованного и прозрачного механизма отбора исполнителей, а так же стимулирующий введение ответственности чиновников за действенность обеспечения государственных заказов. Кроме того действующий закон в болей степени увеличивает возможности исполнителей в конкурсе, обеспечивая равные и выполнимые конкурентные условия. Одной из целей действующего закона № 44-ФЗ, в соответствии со ст.1, является предупреждение коррупции.
Transparency International – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией. Ежегодно данная организация занимается расчетом индекса восприятия коррупции (ИВК) для различных стран и представляет собой рейтинг. Первостепенная задача приведенного индекса это непосредственно отобразить уровень восприятия коррупции предпринимателями, аналитиками, а также экспертами. Тем самым, индекс сформулирован на данных, полученных в результате независимых опросов различных экспертов, а так же заинтересованных лиц. С 2012 года данный индекс измеряется по новой системе расчёта, по сто бальной шкале.
Рис. 1. Индекс восприятия коррупции в РФ в 2012–2016 гг.
ИВК также рассчитывается и для Российской Федерации. На 2017 год, наименьший уровень коррупции имеют следующие страны это Финляндия, Дания и Новая Зеландия. Наибольший приходится на такие страны как Сомали, КНДР и другие.
По представленным данным в рисунке 1 видно следующее, в 2016 году Россия заняла 131 место с результатом 29 баллов, в связи с этим можно заметить тенденцию роста данного индекса начиная с 2015 года и это притом, что состоялся переход на систему, призванную в первую очередь побороть коррупцию. Однако эксперты считают, что индекс восприятия коррупции не отвечает действительности из-за весьма субъективной методики расчёта и пренебрежением скрытых форм коррупции. Данный индекс можно использовать для представления ситуации в общих чертах, а также для сравнения и сопоставления уровня коррупции среди разных стран.
О высокой степени коррупции в России свидетельствуют также данные Росстата в сфере экономики на 2016 год зарегистрировано 73,3 тыс. преступлений, из них 10,0 тыс. совершены за взяточничество.
Однако Федеральная Антимонопольная Служба в категорической форме не согласна с результатами исследования Transparency International и энергично защищает свою позицию в отношении того, что введение 94-ФЗ дало возможность заметно уменьшить уровень коррупции. Однако ситуация в стране свидетельствует об обратном. В какой-то мере, показатели действительно даже показывают отрицательную картину и возвратились к уровню дореформенных показателей. Все же, не стоит забывать, что коррупция не может быть практически в полной мере подсчитана.
Предупреждение коррупции в сфере осуществления государственных закупок достигается путем осуществления конкретных положений, учтенных в Федеральном законе № 44-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. Главным принципом закона является обеспечение прозрачности и гласности при осуществлении закупок. Вся информация о закупках публикуется в ЕИС.
Стоит отметить, что закон запрещает при проведении того или иного способа определения исполнителя, чтобы членами комиссии являлись физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, закон определяет перечень требований и представляет механизм вывода из состава комиссии таких лиц. Основным способом определения исполнителя на сегодняшний день приходится открытый аукцион в электронной форме. Важной спецификой данного способа является изолированность заказчиков от потенциальных исполнителей при определении победителя, что, наверняка, предотвращает проявления коррупции.
Так, обязанность заказчика заключается в осуществлении аудиозаписи, также вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений так же есть один из методов предотвращения коррупции. В тоже время любой участник закупки, находящийся при вскрытии конвертов с заявками на участие в процедуре и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в процедуре, имеет право осуществлять аудио и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.
Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве имеется в наличии подробный перечень требований к участникам размещения заказа и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко конкретизированы условиями допуска и отказа к участию в закупках. Наряду с этим установлен ряд дополнительных обязательных требований. Законом предусмотрена административная ответственность за нарушение норм приведенных в 44-ФЗ. Главным субъектом административной ответственности в данной сфере является должностное лицо.
Отсюда следует, что хотя в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» учтены такие методы борьбы с коррупцией, как антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона, необходимость НМЦК, обязательное общественное обсуждение если НМЦК превышает 1 млрд рублей, наличие профессиональной квалификации заказчиков, ужесточение ответственности чиновников, но текущее состояние коррупции в сфере государственных закупок демонстрирует о потребности в создании системы комплексных методов как по тестированию сложно поддающихся наблюдению коррупционных действий, так и непосредственно способов им сопротивления.
Список литературы
1. Белокрылова О.С. Методы снижения рисков коррупции в системе государственных и муниципальных закупок // JER. - 2015. -№4. - С.140-146.
2. Вершинина Е. С. Коррупционная составляющая государственных закупок // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 626-630.
3. Колесникова О.В. Коррупция в системе государственных закупок // Вестник ЮГУ. - 2015. - №4.- С.297-299.
4. Скосырская Ю.В. Конкурсная система государственных закупок как фактор противодействия коррупционным преступлениям // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - №2. - С.148-150.
5. Сухаренко А.Н. Проблемы противодействия коррупции в системе государственных закупок // Мониторинг правоприменения. - 2013. - №3.- С.50-54.