АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В РОССИИ

Кротенко А.Л. 1, Конев А.А. 1
1БГТУ имени В.Г.Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Автомобильный транспорт является ключевым звеном в обеспечении бесперебойного функционирования, как отдельных предприятий, так и всей экономики страны в целом. В виду напряженной экономической ситуации в РФ, складывающейся в последние несколько лет, возникли определенный трудности в развитии автотранспортной отрасли.

Так если до 2012 года продажи новых автомобилей в России росли и достигали 2,935 млн. штук, то по итогам 2016 года этот показатель достиг значения 1,426 млн. штук (рис. 1).

Однако по итогам 2017 года эксперты делают прогноз о положительной динамике и медленном восстановлении рынка продаж новых автомобилей [5]. В целом за 11 месяцев (с января по ноябрь 2017 года) реализовано 1,4 млн. автомобилей, что на 11,7% больше чем за аналогичный период 2016 года.

Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в ноябре 2017 года в России продано 152 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15,0% больше чем в ноябре 2016 года и на 2,5% больше предыдущего месяца.

Рис. 1 - Динамика продаж автомобилей в России по года (млн. штук) [5]

Наибольшей популярностью у потребителей пользуются отечественные автомобили марки Лада. Так в ноябре 2017 года данному производителю удалось реализовать 29 тыс. авто (+14%). Далее идут: KIA - 16 тыс. (+10%), Hyundai - 15 тыс. (-3%) и Renault - 13 тыс. (+15%).

По динамике продаж среди крупных производителей лидируют: Ravon - 336%, Mitsubishi - 33% и Ford - 29%. Наиболее отрицательную динамику показали: Audi и Toyota по -6%.

Анализ наиболее популярных моделей показал, что лидируют KIA Rio - 8,2 тыс. авто (-2,7%), Lada Vesta - 8,1 тыс. (+42,5%) и Lada Granta - 7,7 тыс. (-12,2%) (таблица 1). Процентное соотношение соответствует аналогичному периоду 216 года.

Таблица 1 - Помодельная статистика продаж новых легковых автомобилей в России с января по ноябрь 2017 года [5]

Место

Модель

Ноябрь 2017

Ноябрь 2016

% приращения

1

KIA Rio

8180

8408

-2,7

2

Lada Vesta

8066

5661

42,5

3

Lada Granta

7474

8516

-12,2

4

Hyundai Creta

5758

4814

19,6

5

Hyundai Solaris

5299

8259

-35,8

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ по состоянию на 2016 год суммарная численность легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан составляла более 43 млн. единиц. Согласно данным диаграммы (рис. 2), прирост данного показателя за 10 лет с 2006 года по 2016 год составил порядка 70%.

По состоянию на 1 июля 2017 года на автомобили иностранного производства приходилось 60% от общего количества легковых автомобилей в РФ. При этом в региональном разрезе парка выделяется факт, что в 29 субъектах РФ доля иностранных легковых автомобилей оказывается выше общероссийского показателя. Лидирующие позиции по данному показателю занимают регионы Дальнего Востока. Так в Приморье, на Сахалине и в Хабаровском крае доля иномарок в местном парке превышает 90%. Однако первенство у Калининградской области. Здесь данный показатель составляет – 95,5%. Соответственно в большинстве субъектов РФ доля иномарок ниже, чем в среднем по стране. Наиболее низкие результаты в этом плане имеют регионы Северного Кавказа – не более 35%. А в Дагестане и вовсе зафиксирована наименьшая доля иномарок в стране, которая составляет всего лишь 23,4%.

Рис.2 - Динамика изменения количества легковых автомобилей в РФ, находящихся в собственности граждан

Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» [3], по состоянию на 1 июля 2017 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 290 штук на 1000 жителей. Если рассматривать крупнейшие региональные парки в стране, то среди них самым обеспеченным субъектом РФ является Московская область, в которой на 1000 человек приходится 348 легковых автомобилей. На втором месте располагается Санкт-Петербург, показатель которого составил 319 единиц. Немного уступают Северной столице Краснодарский край и Самарская область (по 313 шт.), еще ниже результат Татарстана (311 шт.). И только потом следует Москва, у которой обеспеченность достигает 311 легковых автомобилей на 1000 жителей. В остальных российских регионах, входящих в ТОП-10 по объему парка легковых автомобилей, показатель обеспеченности оказывается ниже 300 единиц на 1000 жителей. Так, в Ростовской и Челябинской областях он равен 299 шт., в Свердловской области – 289 шт., а в Башкортостане – 287 шт. Как видно, в двух последних субъектах РФ обеспеченность легковыми автомобилями меньше, чем в среднем по стране. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», такая ситуация характерна для 46 регионов.

На середину 2017 средний возраст парка легковых автомобилей в России достиг 12,5 лет [3]. На 1 июля 2016 года этот показатель составлял 12,2 года. Таким образом, можно сделать, средний возраст легковых автомобилей в стране увеличился на 3% или 4 месяца в абсолютном выражении.

Белгородская область входит в двадцать самых обеспеченных легковыми автомобилями субъектов РФ. Данный показатель в последние годы также показывает стабильный рост [1]. Есть объективные причины, по которым можно сказать, что подобная тенденция сохранится в ближайшей перспективе.

Согласно данным Белгородстата в 2015 году в г. Белгороде в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств функционировало 167 организаций, в 2016 - 138 [4]. По данным портала 2gis.ru на текущий момент в данной сфере на территории г. Белгород и ближайших районов работает 188 организаций (рис. 3).

Рис. 3. Количество предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области [2]

Динамика роста количества предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области представлены на рис. 3 [2].

Анализ данного графика показал, что прирост количества СТО за период с 2011 по 2016 годы составил порядка 15%. Таким образом можно сделать вывод, что авторемонтный бизнес в Белгородской области устойчиво развивается, а следовательно возрастает и конкуренция.

Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ наблюдается положительная динамика роста количества продаж легковых автомобилей, что говорит о восстановлении рынка. Рост числа предприятий, специализирующихся на обслуживании автомобильного транспорта в г. Белгороде, свидетельствует о том, что данная ниша привлекательна для предпринимательства, и востребована со стороны автовладельцев.

Список литературы

  1. Конев А.А. Аналитические исследования качества автомобильного сервиса в Белгородском регионе // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, посвященная 160-летию со дня рождения В.Г. Шухова. 2013. С. 1145-1149.

  2. Конев А.А., Кротенко А.Л. Анализ перспектив развития автосервисных услуг в г. Белгороде / Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. С. 75-79.

  3. Основные показатели парка легковых автомобилей в РФ // Аналитическое агентство "АВТОСТАТ" URL: https://www.autostat.ru/ /news/31203/ (дата обращения: 15.12.2017 г.).

  4. Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода URL: http://www.beladm.ru/ (дата обращения: 03.11.2017).

  5. Статистика и рейтинги продаж автомобилей в России в 2017 году URL: http://serega.icnet.ru/cars-sales-2017-russia.html (дата обращения: 15.12.2017 г.).

Просмотров работы: 637