РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА СТУДЕНТА

Волкова В.М. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
От чего зависит производительность труда в любой деятельности? В первую очередь от работоспособности человека. Работоспособность – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность студента не является исключением, и для ее поддержания на высоком уровне необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени [1].

Соблюдая наиболее целесообразный режим дня, человек лучше приспосабливается к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Если физиологические ресурсы организма иссекают – наступает чувство дискомфорта, быстрая утомляемость в течение дня, упадок сил, высокий риск заболеваемости, а так же растущий уровень стресса. Из этих состояний достаточно трудно вернуться к привычному высокопроизводительному состоянию, поэтому необходимо вести четко организованный образ жизни: соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне, заниматься физическими упражнениями. При каждодневном соблюдении одинакового режима, организм достаточно быстро привыкает и в дальнейшем, после выполнения одного вида деятельности быстро готовится и перестраивается на другой, будь то отдых после учебной деятельности, или подготовка семинаров после посещения спортивного зала. Все эти действия закрепляются цепью условных рефлексов.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. Но, он должен быть индивидуален для каждого: в зависимости от конкретных условий, состояния здоровья, уровня работоспособности, личным интересам, склонностям и навыкам студента. Важно обеспечивать постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Как же составить научно-обоснованный режим дня студента?

В первую очередь необходимо определить затраты времени на учебную деятельность, вне учебное и свободное время в соответствии с гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с данными нормами сутки студента делятся две части по 12 часов. Первая часть – учебные занятия в аудитории, занимающие ежедневно около 6 часов и в остальные 4-6 часов самостоятельная подготовка. Вторая часть суток отводится на восстановление организма (сон, отдых, питание) и личностное развитие (хобби, общественная деятельность, общение, физические нагрузки и т.п.). Выходные дни содержат 12 часов резервного времени, не затрачиваемого на учебную деятельность [3].

Затем следует распределить все виды деятельности в рамках отведенных на них часов в течение конкретного дня, учитывая учебное расписание и правильное чередование труда и отдыха.

Сколько времени должен занимать сон в режиме дня? Для нормального функционирования нашего организма период сна должен состоять 7-9 часов. Недосыпание – это огромная нагрузка на организм, которая может привести к таким последствиям, как тошнота, обморок, головокружение, головная боль, боли в сердце, ожирение, депрессия. Каждый из этих факторов негативно сказывается на самочувствии человека и его настроении [2].

Помимо отдыха во сне необходимо делать небольшие перерывы в течение рабочего процесса: 5 минут за час до обеда и 5 минут за час до окончания труда, так же 10-ти минутные перерывы в период спада работоспособности [2].

Ещё одна, не менее важная, составляющая правильной работы организма – физическое воспитание. Развить его можно с помощью занятий физической культурой и ежедневной утренней зарядкой.

Итак, подведем итоги. Для того чтобы правильно спланировать свой режим дня необходимо соблюдать следующие правила:

  • Для всех видов своей деятельности определять цель. Благодаря этому можно быстрее спланировать работу и контролировать целесообразность всех действий.

  • Придерживаться определенной системы работы. Изучать информацию не большим объемом за один раз, а равномерно и понемногу распределять нагрузки.

  • Во время умственной деятельности не делать длительных перерывов, чтобы избежать после них долгого вхождения в работу.

  • Чередовать разные виды труда: сначала умственный, затем физический и далее интеллектуальный.

  • Важно научить правильно, восстанавливать силы. Для этого делать перерывы после каждых 1-2 часов работы и, как уже говорилось выше, чередовать виды деятельности.

  • Выполнять все необходимое вовремя, чтобы не возникало периодов огромной загруженности и наоборот, огромного количество свободного времени.

  • Так же стоит записывать свои планы на день, неделю, месяц. Это опять же для равномерного распределения времени.

  • И помнить, что для достижения наилучших результатов необходимо желание, к тому же это позволит сэкономить усилия.

Каждый студент должен научиться рационально тратить время, ценить его, овладевать навыками научной организации труда.

Список литературы

  1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. – 336 c.

  2. Правила здорового сна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/pravila-zdorovogo-sna/. (Дата обращения: 19.12.2017).

  3. Рендаренко А. А. Влияние режимов труда и отдыха на жизнь студентов // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 779-782. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34255/ (дата обращения: 19.12.2017). 

Просмотров работы: 5370