Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени [1].
Соблюдая наиболее целесообразный режим дня, человек лучше приспосабливается к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Если физиологические ресурсы организма иссекают – наступает чувство дискомфорта, быстрая утомляемость в течение дня, упадок сил, высокий риск заболеваемости, а так же растущий уровень стресса. Из этих состояний достаточно трудно вернуться к привычному высокопроизводительному состоянию, поэтому необходимо вести четко организованный образ жизни: соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне, заниматься физическими упражнениями. При каждодневном соблюдении одинакового режима, организм достаточно быстро привыкает и в дальнейшем, после выполнения одного вида деятельности быстро готовится и перестраивается на другой, будь то отдых после учебной деятельности, или подготовка семинаров после посещения спортивного зала. Все эти действия закрепляются цепью условных рефлексов.
Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. Но, он должен быть индивидуален для каждого: в зависимости от конкретных условий, состояния здоровья, уровня работоспособности, личным интересам, склонностям и навыкам студента. Важно обеспечивать постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.
Как же составить научно-обоснованный режим дня студента?
В первую очередь необходимо определить затраты времени на учебную деятельность, вне учебное и свободное время в соответствии с гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с данными нормами сутки студента делятся две части по 12 часов. Первая часть – учебные занятия в аудитории, занимающие ежедневно около 6 часов и в остальные 4-6 часов самостоятельная подготовка. Вторая часть суток отводится на восстановление организма (сон, отдых, питание) и личностное развитие (хобби, общественная деятельность, общение, физические нагрузки и т.п.). Выходные дни содержат 12 часов резервного времени, не затрачиваемого на учебную деятельность [3].
Затем следует распределить все виды деятельности в рамках отведенных на них часов в течение конкретного дня, учитывая учебное расписание и правильное чередование труда и отдыха.
Сколько времени должен занимать сон в режиме дня? Для нормального функционирования нашего организма период сна должен состоять 7-9 часов. Недосыпание – это огромная нагрузка на организм, которая может привести к таким последствиям, как тошнота, обморок, головокружение, головная боль, боли в сердце, ожирение, депрессия. Каждый из этих факторов негативно сказывается на самочувствии человека и его настроении [2].
Помимо отдыха во сне необходимо делать небольшие перерывы в течение рабочего процесса: 5 минут за час до обеда и 5 минут за час до окончания труда, так же 10-ти минутные перерывы в период спада работоспособности [2].
Ещё одна, не менее важная, составляющая правильной работы организма – физическое воспитание. Развить его можно с помощью занятий физической культурой и ежедневной утренней зарядкой.
Итак, подведем итоги. Для того чтобы правильно спланировать свой режим дня необходимо соблюдать следующие правила:
Для всех видов своей деятельности определять цель. Благодаря этому можно быстрее спланировать работу и контролировать целесообразность всех действий.
Придерживаться определенной системы работы. Изучать информацию не большим объемом за один раз, а равномерно и понемногу распределять нагрузки.
Во время умственной деятельности не делать длительных перерывов, чтобы избежать после них долгого вхождения в работу.
Чередовать разные виды труда: сначала умственный, затем физический и далее интеллектуальный.
Важно научить правильно, восстанавливать силы. Для этого делать перерывы после каждых 1-2 часов работы и, как уже говорилось выше, чередовать виды деятельности.
Выполнять все необходимое вовремя, чтобы не возникало периодов огромной загруженности и наоборот, огромного количество свободного времени.
Так же стоит записывать свои планы на день, неделю, месяц. Это опять же для равномерного распределения времени.
И помнить, что для достижения наилучших результатов необходимо желание, к тому же это позволит сэкономить усилия.
Каждый студент должен научиться рационально тратить время, ценить его, овладевать навыками научной организации труда.
Список литературы
Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. – 336 c.
Правила здорового сна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/pravila-zdorovogo-sna/. (Дата обращения: 19.12.2017).
Рендаренко А. А. Влияние режимов труда и отдыха на жизнь студентов // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 779-782. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34255/ (дата обращения: 19.12.2017).