Изучение услуг как объектов гражданских прав может осуществляться в различных направлениях: установление их системы, определение содержания правового регулирования оказания отдельных видов услуг, уяснение природы отдельных договоров по оказанию услуг и т.д.
Если обратиться к истории развития таких объектов гражданского права, как услуга и работа, то необходимо сказать следующее. Римское право в составе договора, различало наем услуг и наем работ. Наем работ не изменил своего понимания и полно содержится в действующем законодательстве. А наем услуг представлял собой прародителя трудового договора. Отношения по оказанию услуг могли быть заключены в договор найма услуг. Советское законодательство отдельно не выделяла договора по оказанию услуг, существовали различные договоры: поручения, страхования, компенсации, перевозки и др. Отношения, возникающие по поводу оказания услуг, регулировались нормами подряда в порядке аналогии.
Услуга, по своей сути, сводится к совершению ряда действий или осуществления конкретной деятельности. Так же будет определенный результат от услуги, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. Можно говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь. Но существует множество договоров по оказанию услуг, в которых достижение определенного эффекта не влияет на результат. Например, оказание юридических, медицинских или образовательных услуг. В осуществлении таких услуг, стороны могут только желать достижение эффекта, а достигается этот эффект или нет, часто от них не зависит. Но бывают и исключения, к примеру, услуги по перевозке людей и предметов. Работа в отличие от услуги характеризуется достижением определенного результата.
Однако если рассматривать «работу» и «услугу» можно выделить и общее. В первую очередь, как и любой договор, это действия. Однако, в договоре подряда работа представляет определенные действия, которые ведут к созданию материального результата, который отделим от них. Тогда как услуги представляют собой действия, которые не имеют материального результата, и обладают свойством неосязаемости. С помощью услуги достигается определенный результат, но в виде эффекта, он, может быть, и, не достигнут, но так или иначе, цель сводится к этому.
Специфика услуги состоит в том, что заказчик может вмешиваться в осуществление деятельности исполнителя, чего нет в работах. Это вызвано тем, что услуга важна для заказчика.
Гражданский кодекс РФ, выделяя услугу, как самостоятельный объект гражданского права (в ст. 128), в дальнейшем не проводит четкого разграничения обязательств по оказанию услуг и выполнению работ. В ч.1 ст. 779 ГК РФ, услуга определяется как деятельность или действие, чего явно не достаточно для отделения её от других объектов гражданского права, например «работы». Как следует из ч.2 ст.779 ГК РФ, нормы подлежат к применению, только к определенным договорам оказания услуг, которые специально не урегулированы другими главами ГК РФ. И они не применяются, например, к услугам по выполнению научно – исследовательских работ, договорам подряда и др. В этих случаях термин «услуга» употребляется в экономическом смысле, так как объектом гражданских прав в этих случаях выступает «работа». Понимается, что услуга, как объект гражданских прав, должна быть отделена от «работы», которая представляет собой, в экономическом смысле, услугу материального характера, по признакам, выработанным законодательством. Среди этих признаков можно назвать: наличие полезного эффекта услуги, связь с личностью исполнителя, одновременность оказания и получения услуги, моментальность использования, несохраняемость и др.
Одновременность получения и оказания услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить под наименованием моментальной используемости. Это свойство находит свое применение в нормах гражданского законодательства: согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ, посвященной последствиям недействительности сделок, при двустороннем возвращении сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.
Вышеуказанные черты, приводят к одной важной проблеме применения данной категории в гражданско – правовом обороте: неопределенность и неустойчивость качества услуги, как объекта гражданских отношений. Качество - это признак, который невозможно подсчитать, или исчислить. Поэтому зачастую определения качества услуги осуществляется через установление определенных сроков её оказания, разницу в соотношении себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов и др. Ясно, что эти показатели являются количественными по своей сути. Может быть, также определение качества услуг способами социологической оценки (что применяется наиболее часто на практике), а также ее соответствия определенно установленным нормативам, однако данные способы характеризуют услуги только косвенно.
Список использованных источников и литературы
1. Барков, А. В. Социальные услуги и частное право / А. В. Барков // Цивилист. – 2007. – № 4.
2. Новицкий И.Б.,. Перетерский И.С (2015) Римское частное право: Учебник. М.: ИД «Юриспруденция». 2015.
3. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32.; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5.