Что касается корпоративного волонтерства, то сегодня о нем принято говорить, как об отдельном блоке. Оно связано с привлечением к добровольческой деятельности сотрудников в нерабочее время. С точки зрения волонтерского движения это очень важный блок. Сотрудники выполняют свою социальную функцию, а не только назначенную работу.
Спектр определений корпоративного волонтерства довольно широк, и сложно дать одно особое, точное определение. По мнению экспертов, корпоративное волонтерство – это:
«привлечение сотрудников организаций к различным благотворительным мероприятиям, которые организует как сама компания, так и сторонние»;
«участие сотрудников в социальных проектах компании на добровольной основе»;
«желание помогать людям силами сотрудников компании»;
«люди, которые поддерживают проекты компании, являются их частью и помогают добровольно реализовывать, используя свое время и ресурсы»;
«добровольное время сотрудников, которое они проводят на благо ...»;
«безвозмездная трата своего времени, физического труда на благо нуждающихся».
Эксперты дают оптимистичный прогноз по поводу перспектив корпоративного волонтерства. Это касается всех уровней: страны, регионов и уровней компаний.
Лучше всего оно развивается там, где активнее формируется гражданское общество, но приоритет остается за крупными городами с высокой деловой активностью. Невзирая на отсутствие крупных корпораций в населенных пунктах, нельзя говорить об отсутствии механизма самоорганизации корпоративного сообщества.
Относительно запада, данная деятельность в нашей стране не охватывает таких масштабов и находится в начале своего развития. Развитие волонтерства проходит определяющий этап развития.
Все регионы объединяет высокая динамика развития корпоративного волонтерства:
растет количество волонтеров;
увеличивается количество мероприятий;
повышается уровень денежных пожертвований;
устанавливаются партнерские отношения между бизнесом и НКО;
меняется отношение к добровольчеству, усиливается инициатива снизу;
заметен системный подход к программам;
повышается социальная отдача;
корпоративные благотворительные фонды развивают добровольческие проекты.
Таким образом, несмотря на разный уровень развития КВ в регионах России, их объединяет высокий темп развития этого направления. Эксперты отмечают, что отношение к добровольчеству внутри компании и в обществе меняется в положительную сторону, и постепенно зарождается новая культура волонтерства в обществе.
«Волонтерское движение Газпром нефти»
В 2016 г. волонтерское движение «Газпром нефти» развивалось в 38 городах России и насчитывало 2856 человек. Добровольцы Компании приняли участие в 287 мероприятиях. Ключевыми направлениями программы стали донорство, поддержка воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов, экологические акции, благоустройство и озеленение территорий. По традиции волонтеры проводили спортивные, обучающие и развлекательные мероприятия для воспитанников детских учреждений, помогали детям-инвалидам и людям с особенностями развития. Ряд акций был организован совместно с благотворительными фондами.
В марте 2016 г. совместно с Центром социальной реабилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» (благотворительный фонд «Выход в Петербурге») был запущен проект «Добро своими руками». В течение года волонтеры вместе со студентами центра изготавливали сувениры, которые впоследствии продавались на благотворительном рождественском аукционе и благотворительных ярмарках в офисах Компании. Аукцион позволил собрать более 946 тыс. руб. Эти средства были направлены на разработку обучающих программ для семей с детьми-аутистами.
В апреле 2016 г. совместно с благотворительным фондом «Рауль» стартовал проект волонтерской помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Вместе открываем мир». В рамках проекта волонтеры способствуют социальной адаптации выпускников, консультируя их в вопросах трудоустройства и быта.
Волонтерская программа Компании получает общественное признание и высокую оценку заинтересованных сторон. В 2016 г. по итогам Всероссийского конкурса «Чемпионы добрых дел» «Газпром нефть» заняла первое место в номинации «Вклад в развитие корпоративного волонтерства».