ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Сидорова А.В. 1, Меш В.А. 1
1ЮИ ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в правовом регулировании имущественных правоотношений сложилась, в определенной мере, парадоксальная ситуация. Теоретически обосновано, и это подтверждается положениями действую- щего законодательства, существование нескольких отраслей права имеющих, на первый взгляд, один пред- мет правового регулирования и схожие методы. А имен- но: гражданского, предпринимательского, коммерческого и хозяйственного. Такое положение не согласовывается с основами теории права о том, что каждая отрасль права обладает самостоятельным предметом правового регулирования и соответствующими методами. Рассмотрим эту ситуацию более пристально. Еще в советский период по поводу единства и дифференциации правового регулирования имущественных от-ношений, основные споры велись между представителя- ми хозяйственно-правовой и цивилистической концепций. Суть первой заключалась в регулировании единой отраслью хозяйственного права отношений по осуществлению хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали между юридически равноправными товаропроизводителями) и отношений по руководству этой деятельностью (отношений по вертикали между органами государственной власти и управления и товаропроизводителями). Сторонники цивилистического подхода от- стаивали точку зрения, согласно которой хозяйственные отношения не могут регулироваться единой самостоятельной отраслью права, а регулируются разными отраслями права. Имущественные отношения равноправных товаропроизводителей, субъектов товарноденежных отношений регулируются гражданским правом; организационные отношения по руководству хозяйствен- ной деятельностью – административным и тесно связан- ными с ним налоговым, финансовым; таможенным пра- вом и др. Разграничение отраслей права, обоснование их само- стоятельности – немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих ученых-юристов. Для общества в целом главными являются полнота, всесто- ронность и эффективность правового регулирования об- щественных отношений. Небезынтересными представляются соображения от- носительно структуры системы права и свойств частей этой структуры, высказанные Ю.К. Толстым: «Система права существует не в одном, в самых различных изме- рениях. Иными словами, система права многомерна или, что то же самое, полимерна. В системе права существу- ют не только первичные, но также вторичные, третичные и прочие правовые образования» 1 . В зарубежных странах подобным спорам не придается сколь-нибудь существенного значения. Отрасли системы права, выделенные по предмету и методу правового регулирования, составляющие глав- ный элемент российской правовой системы, подразде- ляются на три основных группы: 1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; из них нужно выделить и по- ставить над всей системой отраслей действительно ба- зовую отрасль всей системы – конституционное право; 1 Толстой Ю.К. О преподавании гражданского права на современ- ном этапе / Преподавание гражданского права в современных усло- виях. - СПб., 1999. С. 43. Бизнес в законе 4'2009 104 затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право; соответст- вующие им три процессуальные отрасли – граждан- ское процессуальное, административно- процессуальное, уголовно процессуальное право; 2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право; 3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирую- щих и специальных отраслей: торговое право, право прокурорского надзора, морское право. В настоящее время формируются своеобразные сферы ком- плексного характера, юридически опосредующие новые «слои социальности» (экологическое право, информационное право, предпринимательское пра- во) и, более того, нарастает тенденция их перерас- тания в основные отрасли2 . Обратим внимание на существенное замечание о нарастании тенденции перерастания комплексных отраслей права в основные отрасли. Представляет- ся, что эта тенденция в наибольшей мере присуща предпринимательскому праву. С этих позиций не утрачивают актуальности сде- ланные еще в послевоенные годы выводы В.К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трем условиям: «Во- первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному, специфиче- скому кругу общественных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, следовательно, и предмет- ное единство. Во-вторых, регулируемый такой сово- купностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В-третьих, образующий такую сово- купность нормативно-правовой материал должен обладать достаточно обширным объемом3 . Комплексный интегрированный характер предпри- нимательского права предполагает выделение и анализ основных составляющих предметного един- ства данной отрасли, а именно предприниматель- ских отношений. Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру. Первая группа таких отношений – это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституцион- ном праве граждан на занятие предприниматель- ской деятельностью (ст. 34 Конституции РФ); его развитии в ст. 18 ГК РФ, которая определяет содер- жание правоспособности граждан, включающей: право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, соз- давать юридические лица самостоятельно или со- вместно с другими гражданами и юридическими ли- цами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; в ст. 23 ГК РФ, регламентирующей предпринимательскую дея- тельность граждан и устанавливающей государст- венную регистрацию граждан в качестве индивиду- альных предпринимателей в ст. 51 ГК РФ, устанав- ливающей государственную регистрацию 2 Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999. С. 45–46 и др. 3 Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. - М.-Л., 1947. С. 189–190. юридических лиц, регламентирующей вопросы лицензи- рования отдельных видов предпринимательской дея- тельности, а также целый комплекс организационно- имущественных отношений, связанных с созданием юридических лиц – субъектов предпринимательства, и др. Все эти отношения тесно взаимосвязаны между со- бой предметным единством – они являются предприни- мательскими. Но по своему юридическому режиму, ме- тоду правового регулирования, если исходить из тради- ционных в правовой науке взглядов, – это разноотраслевые отношения4 . Во вторую группу входят отношения, связанные с са- мой предпринимательской деятельностью, т.е. непо- средственно предпринимательская деятельность, та деятельность, где достигается одна из главных целей предпринимательства – получение прибыли. Речь идет о пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регулирование предпри- нимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями, юри- дически равными субъектами товарно-денежных отно- шений иначе как гражданско-правовыми (частноправо- выми) методами в рыночной экономике регулироваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев го- сударственного (публично-правового) воздействия на ча- стноправовые отношения – например, государственное регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий и др. Гражданским правом регулируется только часть, хотя и существенная, отношений, возникающих в связи с пред- принимательской деятельностью. Не менее значитель- ная их часть регулируется публично-правовыми метода- ми. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Данная третья группа отношений, также составляющая предмет предпринимательского права, тесно связана с первой и второй, но если там ини- циативной стороной организации предпринимательской деятельности являются главным образом гражданин- предприниматель, иные субъекты предпринимательства, то здесь государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нару- шения, защищая публичные (социальные, финансовые, бюджетные, экологические и др.) и частные интересы. Четвертая группа предпринимательских отношений – это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отноше- ния, возникающие в процессе предпринимательской дея- тельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обо- собленными структурными подразделениями регулиру- ются локальными норматирными актами, составляющи- ми значительную часть предпринимательского законода- тельства. Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране ставит на повестку дня рассмотрение и исследо- вание правовых аспектов и категорий рыночной экономи- ки. В числе последних наиболее важными и принципи- альными являются такие до сих пор рассматривавшиеся с чисто экономических позиций категории, как рынок, ви- ды рынков, спрос и предложение (конъюнктура рынка), стоимость, потребительная стоимость, себестоимость, прибыль, доход, цена, аудит и др. Очевидно, что сегодня это не только экономические категории, но во многом и юридические. 4 Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2004. С. 43 Надежин Н.Н. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА 105 Главная задача государства заключается в созда- нии (путем принятия соответствующих правовых ак- тов) условий, обеспечивающих максимальную эко- номическую свободу предпринимательской дея- тельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответст- венность за результаты такой деятельности. Образ- но выражаясь, государство должно установить «правила игры» на рынке5 в более широком плане, правила осуществления предпринимательской дея- тельности. Однако эта свобода не является абстрактной, не испытывающей на себе никакого воздействия сти- хийной анархии человеческой деятельности в сфе- ре экономики. Рынок функционирует совершенно свободно, но в рамках, твердь установленных госу- дарством. Как подчеркивает В.А. Дозорцев, «...Отказ от административно-командной системы не означа- ет отрицания государственного воздействия на ры- ночные отношения, в частности экономические, но не только экономическими методами. От элементов прямого административного воздействия тоже пол- ностью отказаться не удастся. Расчет на «стериль- ное» применение гражданского права оказывается... несостоятельным» 6 . Вместе с тем, являясь уникальным изобретением человечества, рынок сам в состоянии регулировать многие, но не все отношения товарного производст- ва, вытекающие из действия объективных экономи- ческих законов. В этом плане задача законодателя заключается в том, чтобы не вмешиваться в те от- ношения, которые саморегулируются рынком. Хотя надо признать бесспорным тот факт, что внерыноч- ное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отноше- ний. «...В современных промышленно развитых стра- нах не встречается ни чисто командных экономик, где все, от производства до распределения, управ- ляется государством, ни чисто рыночных, где госу- дарство вообще не вмешивается в процессы произ- водства и распределения. Современная рыночная экономика – это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собст- венных рыночных сил, направляющих предприни- мательскую активность производителей, а государ- ство регулирует этот процесс, устанавливая право- вую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы» 7 . Государство, познавая объективные экономиче- ские законы, характер и результаты (последствия) их действия, устанавливает на законодательном (юридическом) уровне: 1) правовые требования к предпринимателям и иным участникам предпринимательских отношений; 2) основные правила предпринимательской деятельно- сти; 5 Халфина P.O. Современный рынок: правила игры. - М., 1993. 6 Дозорцев В.А. Тенденции развития российского граждан- ского права при переходе к рыночной экономике / Тезисы док- ладов на международной научно-практической конференции «Гражданское законодательство Российской Федерации: со- стояние, проблемы, перспективы». - М., 1993. С. 6 7 Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - СПб., 1992. С. 12. 3) предусматривает правовую ответственность за несоблюде- ние установленных правил. Существенно важным является создание (или, скорее всего, возрождение) соответствующего социально- психологического настроя в обществе к неизбежности, необходимости рыночных отношений, ибо, как показал весь период развития общества, основанного на частной собственности, альтернативы рынку нет. Особо следует сказать о функциях, выполняемых рын- ком в экономике индустриально развитых стран. В нашей правовой литературе этот вопрос до сих пор не получил, к сожалению, сколько-нибудь удовлетворительного ос- вещения. Анализируя практику рыночных отношений, ис- следования экономистов, можно выделить следующие функции рынка: 1) признание общественного характера труда и продукта (опо- средствованного, получившего реализацию на рынке), что вы- ражается в определении рыночной цены; 2) сбалансирование экономики страны, регулятора производ- ства и экономических пропорций (становление нормальных про- порций между отраслями), что достигается на основе информа- ции, поступающей с рынка; 3) отказ от директивного (в прежнем понимании) планирова- ния и замена его анализом динамики развития спроса и пред- ложения, с тенденцией покупательских предпочтений; 4) удовлетворение потребностей потребителя. Исходя из этого, следует заключить, что в целом пред- принимательские отношения едины, несмотря на регули- рование их нормами различных отраслей права. Они за- нимают самостоятельную нишу, что обусловлено инди- видуальным предметом, методом и целями правового регулирования. Список литературы: 1. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999. 2. Дозорцев В.А. Тенденции развития российского гра- жданского права при переходе к рыночной экономике / Тезисы докладов на международной научно- практической конференции «Гражданское законодатель- ство Российской Федерации: состояние, проблемы, пер- спективы». - М., 1993. 3. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизне- са. - СПб., 1992. 4. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2004. 5. Райхер В.К. Общественно-исторические типы стра- хования. - М.-Л., 1947.
Просмотров работы: 408