ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Филина Н.С. 1, Дёкина Е.В. 2
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
2ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.) одним из направлений воспитания выделяется привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Президентом РФ подписан Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» (6 декабря 2017 г.) [3].

Прежде всего, добровольческую деятельность характеризует неравнодушное человеческое отношение.

Добровольческая деятельностьспособ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Добровольческая деятельность (волонтерство) – добровольный, сознательный и безвозмездный труд во благо важной социально значимой цели.Добровольчество– это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества; способствует улучшению качества жизни, личному самосовершенствованию [1]. Есть ещё множество определений такого важного и распространённого понятия, как добровольчество, но необходимо отметить, что главное, чему способствует добровольчество, на наш взгляд, наряду с улучшением качества жизни, реализацией основных человеческих потребностей, важным является приобретением опыта созидательной деятельности.

Важно также отметить принципы добровольческой деятельности: добровольность; безвозмездность; социальная значимость; уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека; объединение людей; гражданская активность; добросовестность; законность и др.

Участие в волонтерском движении развивает способность работать в команде, к самоорганизации и самообразованию, организовывать различные виды деятельности, составлять программы социального и психолого-педагогического сопровождения и поддержки, применять рекомендованные методы и технологии, взаимодействовать с различными категориями детей и молодежи и т.д.

Одним из направлений добровольческой деятельности является профилактика девиантного поведения.

В настоящее время актуальным является разработка модели профилактики девиантного поведения средствами волонтерской деятельности.

Девиантное поведение– поведение, отклоняющееся от социальных норм; устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2].

При профилактике девиантного поведения важно учитывать специальные методы: метод разрушения отрицательного типа характера; метод перестройки мотивационной сферы и самосознания; метод перестройки жизненного опыта; метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения [2].

Важным является включение в процесс профилактики всех функций социально-педагогического и психологического сопровождения (воспитательная, компенсаторная, стимулирующая, корректирующая, диагностическая, коммуникативная, организаторская).

На базе молодежного центра г. Тулы была проведена диагностическая программа, включающая в себя ряд методик.

Анализ диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) показал следующие результаты: склонность к преодолению норм и правил у 21 респондента, к аддиктивному (зависимому) поведению - у 23 испытуемых, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - у 18 человек, склонность к агрессии и насилию - у 16 молодых людей, волевой контроль эмоциональных реакций – у 10 опрошенных и склонность к делинквентному поведению у 7 респондентов. Полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок1. Склонности респондентов к отклоняющемуся поведению по А. Н. Орелу

Опросник склонности к отклоняющемуся поведению, направленный на выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении молодых людей, показал, что число молодых людей с высокой склонностью к аддиктивному поведению – 23 респондента, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, к агрессии и насилию – 17 человек, к делинквентному поведению – 7 человек, число респондентов с ярко выраженным показателем волевого контроля эмоциональных реакций – 9 человек. Полученные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Склонность респондентов к отклоняющемуся поведению

Неотъемлемой частью диагностики девинтного поведения является создание спокойной, доверительной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, которая способствует глубокому усвоению молодыми людьми навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения. Так же правильно организованный эмоциональный микроклимат малой группы участников программы помогает в формировании высокой сопротивляемости молодых людей негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений и поведения.

Нами была составлена и реализована программа «Шаг в будущее» по профилактике девиантного поведения. Ее задачи следующие: развитие у молодых людей способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, к сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности; снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях; расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях; повышение социально-психологической компетентности участников и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими; развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развитие навыков рефлексии; развитие навыков уверенного поведения. Одним из способов оказания помощи молодежи является развитие у них навыков, способствующих налаживанию общения с окружающими. Программа включает диагностический, коррекционно-развивающий, воспитательный и профилактический блоки. При реализации программы использовались интерактивные технологии работы. Подростки группы риска приняли активное участие в деловых играх по проектированию своего будущего, дискуссиях о семейных ценностях, спортивных мероприятиях , пропагандирующих здоровый образ жизни. Интерес вызвали встречи со специалистами, которые внесли большой вклад в развитие региона. И провели мастер-классы по профессиональному самоопределению. Программа показала свою эффективность и может быть использована в работе социального педагога, организатора работы с молодежью педагога-психолога.

При реализации программы значительную помощь могут оказать волонтёры. Программа подготовки волонтеров включает такие разделы, как: волонтерская деятельность – понятие, миссия, принципы; основные направления волонтерской деятельности; профилактика девиантного поведения, как одно из направлений волонтёрской деятельности; технологии организация добровольческого движения. Анализ психолого-педагогической литературы (Сикорская Л.Е., Бодренкова Г.П. и др.) показывает, чтоволонтерство рассматривается как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей. Волонтёр, соблюдая этические принципы, имея опыт практической работы, необходимые компетенции, может передать воспитанникам, такие важные человеческие качества, как доброта, безвозмездная помощь любому человеку, уважение к старшим, терпимость и т.д.

Миссией нашей программы является позитивная профилактика девиантного поведения средствами волонтёрской деятельности.

Список литературы

1. Волонтерство – традиции и инновации. Курс лекций. - Москва, 2009. - 123 с.

2. Профилактика девиантного поведения молодежи: учебно-методическое пособие / Г.И. Семикин, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина, Е.В. Декина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2013. -

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.»

Просмотров работы: 249