На факультете психологии имеет место учебная и производственная практика. Учебная практика проходит на младших курсах. В рамках практики студенты знакомятся с направлениями деятельности психолога, проводят анализ тестов, беседы с детьми, классным руководителем. На старших курсах студенты имеют возможность апробировать диагностическую программу для определенной возрастной категории по индивидуальной научной теме. По результатам диагностики студенты разрабатывают проекты и программы, связанные с актуальными направлениями работы с детьми и молодежью.
Практической подготовке студентов способствует волонтерская деятельность. На факультете психологии активно развиваются следующие направления волонтерской деятельности: помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, организация досуговой деятельности, профилактика девиантного поведения и т.д.
Для выстраивания индивидуальной траектории студентам помогает участие в проблемной группе. Например, на первом курсе студенты посещают проблемную группу «Познай себя». В рамках проблемной группы изучаются разделы: «Кто Я», «Я и моя группа», «Я и моя карьера», «Я и учебно-воспитательный процесс вуза» и т.д.
В рамках различных олимпиад студенты выполняют исследовательские и творческие проекты, задания повышенной сложности. Отчеты по практикам, проектам могут заканчиваться конкурсами. Например, конкурс защиты профессии проходит с целью актуализации профессионального самоопределения. В рамках конкурсных заданий раскрывается информация о трудоустройстве, профессионально важных качествах и т.д.
Выбору профессиональной карьеры могут способствовать информационные, активизирующие, развивающие методы. Информационные методы представлены ярмаркой профессий, встречами со специалистами, работодателями и др. К активизирующим методам можно отнести участие в деловых играх, мастер-классах, практико-ориентированных семинарах.
Для активизации вопросов выбора профессиональной карьеры большое значение имеет заполнение портфолио, начиная с первого курса. Портфолио - это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента. Создание портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Основной целью портфолио является накопление и сохранение документального подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения. Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует: мотивации к образовательным достижениям, обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных качеств, выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей и др. В дальнейшем портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.
Для исследования представлений студентов о перспективах трудоустройства была разработана анкета, в которой приняли участие студенты старших курсов факультета психологии.
Многие студенты отметили, что карьера – это «рост вверх по карьерной лестнице, саморазвитие, достижение поставленных целей в интересующей сфере». При ответе на вопрос «Какие профессионально важные качества, по вашему мнению, важны для построения успешной карьеры?», были получены следующие ответы: «целеустремленность», «компетентность», «трудолюбие», «стремление к постоянному саморазвитию», «коммуникабельность» и др.
Все опрашиваемые без исключения отметили важность приобретенного опыта работы по будущей профессиональной деятельности во время обучения в вузе. Положительным моментом является стремление выпускников работать по выбранному направлению подготовки, помощь вуза в вопросах трудоустройства.
В целом, выпускники достаточно серьезно подходят к вопросам выстраивания своей профессиональной карьеры,