ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Афанасенкова Н.В. 1, Томилова Т.И. 1
1Северный (арктический) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние годы распространенность глухоты в мире возрастает, причем рост слабослышащих опережает рост народонаселения [2,3,7].

Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсиро-вать отсутствие у глухих слуха благодаря значительному совершенствованию мышеч-но-двигательных ощущений и функций других анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье человека, одновременно способствуют исправлению и коорди-нации движений, осанки, походки, развитию физических способностей, развитию быст-роты реакции, сообразительности, развитие речи, мелкой моторики, воспитанию мо-рально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество [1,4,5,9].

Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образова-тельными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех ви-дах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию [6,8].

Цель исследования: оценка развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Исследование проводилось на базе СОШ № 5 города Архангельска в период с 27 марта по 23 апреля 2017года. В педагогическом эксперименте принимали участие ученики 2 класса, имеющих диагноз тугоухость, 10 человек (мальчики), имеющих основной диагноз - тугоухость) (экспериментальная группа). Все обследуемые, на момент начала исследования имели паспортный возраст 8-9 лет.

В исследования использовались следующие методы: Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки: в покое, в момент вдоха, в момент выдоха, жизненная емкость легких. Оценка физического развития. Двигательное тестирование: тест на гибкость, тест на силу, тест на выносливость, тест на скорость, тест на координацию. Метод статистической обработки данных.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования представлены в таблице и на рисунках 1,2,3,4,5.

Двигательное тестирование проводилось для оценки уровня развития физических качеств детей. Результаты тестирования экспериментальной группы (дети с нарушениями слуха) и должных величин (здоровые дети) представлены в таблицах и на рисунках.

Для исследования состояния физических качеств детей 8-9 лет с нарушением слуха проведены тесты на гибкость, на силу, на выносливость, на координацию, на скорость. Данные показатели являются важными в процессе развития детей.

Таблица 1 –Состояние физических качеств юношей 8-9 лет … (M±m)

№ пп

Показатель

Результат

Норма

Гибкость, см

5,17±1,19

7

Сила, раз

2,83±1,05

3

Выносливость, м

795,00±53,34

750 - 1150

Координация, сек

9,54±0,34

9,1 – 10,4

Скорость, сек

6,88±0,34

5,4 – 7,1

Тест на гибкость: средние показатели наклона вперёд сидя в экспериментальной группе отстают от показателей детей контрольной группы (средняя гибкость мальчиков с нарушением слуха 5,17 см, контрольная группа - для детей 8-9 лет 7см.

Рисунок 1 –Тест наклон вперед сидя

По данным теста видим, что лишь 33% экспериментальной группы уложились в норматив, а 67% не смогли, что можно объяснить тем, что у детей с нарушением слуха часто выявляется плохая гибкости суставов и связок в конечностях.

Тест на силу: средние показатели подтягивания в висе прямым хватом в экспериментальной группе у детей с нарушением слуха 2,83 раза, а в контрольной группе – детей 8-9 лет указан показатель 3раза.

Рисунок 2- Тест подтягивания в висе прямым хватом.

По данным теста показано что 50% экспериментальной группы выполнили норматив, 50% не смогли, что говорит о плохом развитии мышечной силы у детей экспериментальной группы.

Тест на выносливость: средние показатели 6-ти минутного бега в экспериментальной группе входят в рамки норматива 795,00 м (контрольная группа 750 – 1150).

Рисунок 3 - Тест 6-ти минутный бег

По данным теста средние показатели выносливости в экспериментальной группе не отстают от показателей контрольной группы. Но 50% детей уложилась в норматив , а вторая половина не смогли показать хороший результат, так как у детей с нарушением слуха выявлена быстрая утомляемость при физической нагрузке.

Тест на координацию: средние показатели челночного бега 3х10м в экспериментальной группе входит в рамки норматива, но всё же координация у юношей с нарушением слуха страдает так как показатели челночного бега только вошли в норматив 9,54 сек, а нормы контрольной группы 9,1- 10,4 сек.

Рисунок 4 - Тест челночный бег 3х10м

По данным теста 67% юношей экспериментальной группы смогли войти в рамки норматива, в то же время как 33% показали низкий результат. Это можно объяснить тем что у слабослышащих нарушена ориентировка в пространстве, что связано с развитием вестибулярного аппарата.

Тест на скорость: средние показатели бега 30м в экспериментальной группе входят в указанные нормы времени прохождения дистанции.

Рисунок 5 - Тест бег 30 м

По данным теста скоростные 83% детей справились и уложились в норматив, поэтому можно сказать что юноши с нарушением слуха в данном тестировании не отстают в развитии этого качества от детей контрольной группы.

Таким образом, проанализировав все данные, следует комплексно подходить к проблеме реабилитации детей с нарушениями слуха, оценивать тяжесть заболевания и уровень развития физических качеств. Нарушение слуха затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при подражании слухового анализатора, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений, страдает вестибулярный аппарат. В процессе физического воспитания необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся.

Список литературы:

  1. Аксёнова О.Э., Евсеев С.П., Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт, 2005. - 296с.

  2. Байкина Н.Г., Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. - М.: Советский спорт, 2001. - 65с.

  3. Евсеев С.П., Теория и организация адаптивной физической культуры. [Текст]: учебник. В 2 т. Т.1. - М.: Советский спорт, 2005. - 296с.

  4. Попов С.Н., Физическая реабилитация. - Ростов Н /Д: Феникс, 2005.

  5. Хегай М.М. Реабилитационно-оздоровительная деятельность в начальной школе М.М. Хегай // Школа. - 2005.- № 2. - С. 245-270.

  6. Хода Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре /Л.Д. Хода// Научно – практический журнал «Ученые записки». - 2008. - № 3 (37). - С. 98-101.

  7. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: учебное пособие для ст-товвысш. учеб.заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

  8. Шапковой Л.В., Частные методики адаптивной физической культуры. [Текст]: - М.: Советский спорт, 2009. - 608 с.

  9. Шатунов Д.А., Зотова Ф.Р. Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4. - С. 183-188.

Просмотров работы: 252