ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ЮУРГГПУ К ИНФОРМАЦИОННЫМ УСЛУГАМ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ЮУРГГПУ К ИНФОРМАЦИОННЫМ УСЛУГАМ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Сальникова А.Е. 1, Тимирова Ю.Ф. 1
1ЮУрГГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передач, хранения данных. Сеть Интернет часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».

Рынок интернет - услуг расширяется: появляются всё большее количество предложения. Спектр предложений информационных услуг расширяется, становится более доступным. Как известно, электронная услуга, или электронная информационная услуга, - услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму представления. Таким образом, электронная услуга связана с предоставлением электронного документа и как вариант перевода его в обычную бумажную форму [1].

В связи с этим, мы были заинтересованы в проведении исследования среди студентов профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении спроса студентов на информационные услуги, как фактора позитивно и негативно влияющего на процесс обучения в вузе.

Объектом исследования являются информационные услуги сети Интернет.

Предметом исследования выступают отношение студентов к платным информационным услугам (подготовка курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов, контрольных работ).

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литера туре.

  2. Разработать инструментария исследования.

  3. Провести опрос среди студентов Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ.

  4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Методологической основой для исследования послужили основные идеи работ по психолого-педагогической диагностике:

  • Альбульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»;

  • Ананьев Б.Г. «Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека»;

  • Андреева Г.М. «Социальная психология»;

  • Андриенко Е.В. «Социальная психология»;

  • Балл Г.А., Бургин М.С. «Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение»;

  • Ковалев Г. А. «Теория социально-психологического воздействия»;

  • Косолапов, В.В. «Оптимизация научно-исследовательской деятельности»;

  • Кулаченко Д.А. «Современное состояние и перспективы развития рынка; электронных услуг в отечественной экономической системе»;

  • Майоров С.И. «Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг».

Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, методы психолого-педагогической диагностики, анализ результатов и их интерпретация.

База исследования: исследование проводилось на базе Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Исследованием были охвачены студенты 1 – 4-х курсов очного отделения, обучающиеся направлению подготовки бакалавриата 44.03.04. - Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника).

Исследовательская работа включает следующие структурные компоненты: введение, две главы, два вывода, заключение и библиографический список.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования.

1.1. Изучение отношения студентов к информационным услугам в сети «Интернет» как психолого-педагогическая проблема.

Для изучения темы нашего исследования рассмотрим, что представляет Интернет и какова его роль в образовании. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров [2].

Исследуя пользу и вред интернета, ученые и врачи расходятся во мнениях. Никто не отрицает, что интернет значительно упростил многие вещи. Школьникам и студентам стало легче учиться, потому что они получили свободный доступ к огромному количеству учебных материалов. Предприятия теперь могут гораздо проще и быстрее обмениваться информацией. Каждый человек благодаря интернету может интересно провести время, не выходя из дома. Социальные сети позволяют общаться с людьми со всего земного шара.

Основная польза интернета для студентов заключается в доступности учебной информации. Стало гораздо проще писать рефераты, доклады, находить материал для творческих работ. У студентов формируется способность работать с разнообразными источниками информации, сопоставлять данные, полученные из них, устанавливать причинно - следственные связи и формулировать собственные выводы.

Однако, анализируя положительные стороны глобальной сети Интернет, можно выделить и отрицательные. Например, открытый доступ к массе готовых рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ снижает творческий потенциал и мыслительная деятельность обучающихся.

Использование готовых работ в процессе обучения является формой плагиата, который получил широкое распространение в сфере высшего образования. Анализируя формы плагиата, имеющие место при подготовке студентами заданий по самостоятельной работе, можно выделить следующие типы:

  • Чужая работа, переделанная студентом, с целью уменьшения степени схожести с оригиналом;

  • Готовая работа на заказ.

Переделанные работы - это своего рода "классический" плагиат, в исконном понимании этого слова. Однако, в случае с классическим плагиатом остаются открытыми следующие вопросы: насколько должна быть переделана работа, чтобы ее можно было считать оригинальной? Если предположить, что одна работа переделана из другой, то трудоемкость этой переработки порой может быть сравнима с самостоятельным написанием работы. Можно считать, что в процессе "сокрытия следов преступления" студент, собственно, и изучает тот учебный материал, который от него требуется.

Использование (покупка) готовых работ при выполнении заданий по самостоятельной работе является не менее популярной формой плагиата в студенческой среде.

Данная форма плагиата является более опасной и непродуктивной для качества образования, поскольку степень участия студента в подготовке задания равна нулю. В связи с этим игнорирование именно этой формы крайне нежелательно в учебном процессе [3].

1.2. Методы исследования отношения студентов информационным услугам в сети «Интернет».

В исследовании мы применяли такие методы, как теоретический анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, методы психолого-педагогической диагностики, анализ результатов и их интерпретация.

Как основной метод мы использовали метод анкетирования. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Разработанная нами анкета носит групповой характер. Она создана и опубликована с помощью онлайн – опросника Google Формы.

Респондентам был выдан следующий перечень вопросов.

1. Укажите курс, на котором вы обучаетесь

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

2. Для чего вы используете сеть интернет?

  • Общение (социальные сети, блоги)

  • Скачивание мультимедиа файлов (фильмов, музыки, игр и прочее)

  • Потоковое мультимедиа (ТВ, радио)

  • Он-лайн игры

  • Поиск информации в учебных целях (учебные сайты электронные учебники и другие)

3. Случалось ли такое, что вы не успевали сделать задание по учебе?

  • Очень редко

  • Иногда

  • Часто

  • Практически всегда

4. Прибегали ли вы к использованию готовых работ в сети «Интернет» (курсовых, контрольных, рефератов, докладов, дипломов)

  • Да

  • Нет

5. Пользовались ли вы услугами выполнения реферата на заказ?

  • Да

  • Нет

6. Пользовались ли вы услугами выполнения доклада на заказ?

  • Да

  • Нет

7. Пользовались ли вы услугами выполнения контрольных работ на заказ?

  • Да

  • Нет

8. Пользовались ли вы услугами выполнения курсовых работ на заказ?

  • Да

  • Нет

9. Планируете ли вы прибегнуть к услугам сети интернет при выполнении дипломной работы?

  • Да

  • Нет

Вывод по Главе I.

Таким образом, мы пришли к выводу, что использование студентами Интернета в образовательных целях, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но чтобы более точно разобраться в данной ситуации и узнать прибегают ли студенты к использованию готовых работ в своей учебной деятельности, мы провели исследование, в котором использовался метод анкетирования.

Глава 2. Исследование отношения студентов ППИ ЮУрГГПУ к информационным услугам в сети «Интернет»

2.1. Цель и этапы исследования.

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении спроса студентов на информационные услуги, как фактора позитивно и негативно влияющего на процесс обучения в вузе.

Оно было реализовано по следующим этапам:

  1. Определили тему, цель и задачи исследования.

  2. Определились с методами исследования.

  3. Проанализировали теоретико-методическую литературу.

  4. Разработали вопросы для анкеты.

  5. Провели опрос.

  6. Проанализировали результаты опроса.

  7. Сделали выводы исследования.

2.2. Анализ результатов исследования.

Выборка состояла из 41 студента 1-4 курсов, из них студентов 1 курса – 26,8%, 2 курса – 26,8%, 3 курса - 22%, 4 курса – 24,4%.

В ходе опроса было выявлено, что все опрошенные студенты пользуются интернетом и 89,1 % опрошенных используют его для поиска учебной информации (рис. 1).

Рисунок 1 – Цели использования сети Интернет

На вопрос «Случалось ли такое, что вы не успевали сделать задание по учебе из-за нехватки времени?» Большинство ответило, что иногда не успевают (Рис.2).

Рисунок 2 – Зависимость успеваемости от времени

Это свидетельствует о том, что студенты прибегают к использованию готового материала из сети «Интернет», такого как доклады, рефераты курсовые и дипломные работы (рис.3).

Рисунок 3 – Частота использования готовых работ

В ходе исследования было выявлено, что наиболее востребованным видом готовых заданий на заказ по самостоятельной работе среди опрошенных студентов являются контрольные работы - 7,5% (рис.4).

Рисунок 4 – Востребованность контрольных работ

А такие виды работ, как доклады, рефераты, курсовые оказались менее востребованными (рис. 5 – 7).

Рисунок 5 – Востребованность докладов

Рисунок 6 – Востребованность рефератов

Рисунок 7 – Востребованность курсовых работ

А к выполнению дипломных работ на заказ собираются прибегнуть более половины опрошенных студентов (рис. 8).

Рисунок 8 – Востребованность дипломных работ

Вывод по Главе II

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных студентов ППИ берут готовую информацию из интернета, а услугами «на заказ» пользуются очень редко.

Показатели, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в качестве объективной информационной основы для совершенствования системы организации самостоятельной работы студентов, как на уровне института, так и на уровне вуза.

Заключение

В ходе выполнения данной работы был проведен анализ научной и методической литературы. Были изучены теоретические аспекты проблемы исследования. Разработан инструментарий исследования. Проведен опрос среди студентов Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ. Проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.

Следовательно, поставленные цели и задачи выполнены в полном

объёме.

Библиографический список

  1. «Электронные ресурсы и электронные услуги» Цветков В.Я., Семушкина С.Г. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=1303

  2. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/23309/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82

  3. «Использование плагиата в процессе самостоятельной работы студентов вуза» Гайдук Е.А. [Электронный ресурс] file:///C:/Users/Admin/Downloads/01_07.pdf

  4. Альбульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Альбульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.

  5. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - с.7-94.

  6. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М.Андреева. - М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002, 376с.

  7. Андриенко, Е.В. Социальная психология /Е.В.Андриенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004. 6.Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе /Н.П.Аникеев. - М.: Просвещение, 1999. 319с. 7.Аргайл, М. Психология счастья /М. Аргайл. - М., 1990.

  8. Балл, Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.

  9. Ковалев ,Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352-374.

  10. Косолапов, В.В. Оптимизация научно-исследовательской деятельности / В.В.Косолапов, А.Н.Щербань. - Киев.: Изд-во Наукова Думка, 1971, 300с.

Просмотров работы: 124