ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ»

Пенькова Е.С. 1
1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы продиктована эффективностью работы печатного издания начала XIX века, временем, когда появляется большое количество литературных и политических изданий, что привело к появлению новых, интересных аудитории, площадок получения информации, способствовало обмену мнениями между различными яркими личностями той эпохи и социальными группами в стране, появлению новой рубричной структуры издания и новых, оплачиваемых взаимоотношений издателя и редактора, по этой причине важно выделить типологические особенности выбранного для исследования издания, чтобы установить занимаемую им информационную нишу, успешную на протяжении почти 30 лет и задавшую вектор печатной журналистики на следующее столетие.

Первый в истории номер “Вестника Европы” вышел в 1802 году и издавался на протяжение 29 лет . Он сразу же стал самым популярным периодическим изданием александровской эпохи. Тираж издания составлял от 600 до 1200 экземпляров, журнал с самым высоким тиражом начала ХIX века. «Вестник Европы» являлся первым «толстым» журналом в России. И был основан И. Поповым, на пост главного редактора он пригласил публициста и писателя Н.М. Карамзин, и оплачивал его труд в размере 3 тысяч рублей в год, что являлось на тот момент, первым случаем, оплаты редакторского труда. Печатался журнал в типографии Московского университета. Карамзин, как первый редактор «положил начало» новому, к тому времени, типу литературно-политического издания и оказал большое влияние на развитие журнального дела в России. В журнале печатались такие писатели и поэты, как: М. Херасков, А. Пушкин, И.Дмитриев, В. Жуковский [3].

Для проведения анализа издания «Вестник Европы» был использован метод типологического анализа, предложенный Акоповым А.И [1]. Автор выделяет 10 типологозначимых признаков, разделяя их на первичные, вторичные и формальные. К первичным он отнес три признака: издающий орган или учреждение; читательская аудитория; цели и задачи издания, ко вторичным: авторский состав; внутренняя структура и рубрикация; стиль и жанры; оформление издания. Формальные признаки также содержат три признака: периодичность издания; объем издания; тираж издания.

Свой анализ начнем с первичного типологического признака: издающий орган – это учреждение, занимающиеся издательством журнала. Создателем журнала являлся И. Попов, книгопродавец и арендатор типографии Московского университета. Соответственно, журнал печатался в типографии университета.

Читательская аудитория - это определенная категория людей, часто обращающаяся к изданию, группа разнообразна и в возрастном, и в социальном отношении. Так как, журнал являлся общественно-литературным изданием и освещал культурное вступление России в Европу, аудитория была своеобразна. Это были образованная интеллигенция, дворяне из столицы и провинции. В основном, читали «толстый» журнал мужчины, приблизительно 30-65 лет, с высоким для того времени доходом и относившимся к высшим сословиям, имеющие либеральные взгляды.

Цели и задачи издания зависят, в большей степени, от правительства, издателя и от ситуации в стране. Журнал «Вестник Европы» являлся первым изданием, которое освещало влияние Европейской культуры на Россию, а также описывало события, происходящие за рубежом. Карамзин дал возможность читателям приобщиться к европейской культуре, а также переводил зарубежные тексты для читателей, создавая переводные выписки из 12 европейских газет, «Вестник» становится основной «пищей для умов» интеллигенции. Для редактора журнал был «помощником», с помощь которого, он открыл читателям мир и традиции Европейских стран.

Авторский состав издания. Журналисты и писатели, которые работают в издание их вклад в журнал. В 1802 году И.В. Попов пригласил Н.М. Карамзина, который пробыл на посту главного редактора два года. Впервые в журнале появляется отдел «Политика», чего не наблюдалось до этого в российских изданиях, он вызвал такой успех, что число подписчиков превысило 1200 человек, что свидетельствует об успехе издания, большинство читателей выписывали его, а литературно-политический характер издания был нов и интересен для читателя. В момент нарастания агрессии со стороны Франции Н. Карамзин вел отдел иностранных новостей, он осуждал не гуманное отношение к крестьянам, жестокость помещиков и писал об этом. После ухода Н. Карамзина с поста главного редактора журнал потерял оригинальность, он стал увы, более скучным научно-литературным органом, придерживающимся позиций классицизма.

Затем в 1804 году главным редактором стал П.П. Сумароков, с 1805 по 1807 год – М.Т. Каченовский, в данной должности он всего год. Сумароков восхищался Карамзиным, в его стихах можно найти строки, посвященные литератору. Отдел «Политики» теряет свои обороты и уходит на задний план. С 1808 года на должность главного редактора пришел В.А Жуковский. Отношение к отделу «Критики» изначально у редактора схоже с отношением Карамзина, но уже в следующем году он признает законность «благоразумной критики» в особой статье (1809, № 21), несмотря на это от полемики с Шишковым он отклонился. В 1809-1810 году В.А. Жуковский по совместительству с М.Т. Каченовским, вдвоем занимали пост редакторов журнала «Вестник Европы» они меняют содержание отделов, вместо двух отделов, появляется пять: «Словесность», «Наука и искусство», «Критика» , «Смесь», «Обозрение происшествий» , а уже в 1811 редактором остается только М. Каченовский. Он меняет название второго отдела на «Изящные искусства» и возвращает отдел «Политика», занимается и развивает, в основном отдел науки, привлекает к сотрудничеству профессоров. Последние годы, начиная с 1815 по 1830 год включительно, журнал издавался М.Т. Каченовским. С 1826 по 1828 год в литературной сфере был кризис. И переводная, и отечественная беллетристика замирают, из новых талантливых поэтов никого не наблюдается, критика также в стагнации. «Научный» отдел, который всегда был интересен читателям в «Вестники Европы» теряет свою популярность и становится «пустым». Такие изменения происходят из-за введения нового цензурного устава с 10 июля 1826 года, из-за этого журнал теряет аудиторию и закрывается.

Состав сотрудников менялся также часто, как и редакторы журнала. Почти за 29 лет существования в журнале печатались такие знаменитые поэты, писатели и критики, как А.С. Пушкин, И.И. Дмитриев, А.Ф. Воейков, А. Писарев, Г.Р. Державин, М.М. Херасков, Н.И. Надеждин, М.В. Милонов, А.Ф. Мерзляков и другие.

Внутренняя структура журнала. Разделение издания на разделы, подрубрики и рубрики. В «Вестнике Европы» впервые появляется раздел «Политика», читателей интересовала не только литература, но и события, происходящие в стране. Н.М. Карамзин прекрасно понимал это. Отсутствовал отдел «Критика», так как изначально редактор негативно относился к данному направлению. При Карамзине существовало 2 отдела: «Литература и смесь», где размещались стихи и проза, а также переводы зарубежных текстов , развлекательные материалы и разнообразные статьи. В отделе «Политика» обсуждались внешнеполитические новости и экономические вопросы.

В 1810 году, когда М.Т. Каченовский становится редактором совместно с В.А. Жуковским. Они меняют структуру отделов и их название. Вместо двух отделов появляется пять: «Словесность» , «Наука и искусства», «Критика» , «Смесь» и переименованный отдел «Политики» в «Обозрение происшествий» , а уже в 1811 году М. Каченовский решает внести изменения в название отделов и переименовал их , первый отдел «Изящная словесность» , второй «Изящные искусства», третий «Наука и литература», четвертый «Смесь» и возвращает последнему отделу свое первоначальное название «Политика».

Стили и жанры материалов и статей издания. При Н. Карамзине отдел «Политика» был более популярен, поэтому преобладали аналитические жанры, например, обозрение, комментарии, корреспонденция, статьи, в литературном отделе было большое количество памфлетов, фельетонов, очерков, печатались переводные и отечественные стихи, басни, проза, анекдоты. Первый номер журнала редактор открывает с письма-послания. Статьи-рецензии, несмотря на плохое отношение Николая Карамзина к критике присутствовали в журнале.

Оформление журнала - это его внешний вид, «визитная карточка». На протяжении времени существования внешний вид журнала остается неизменным. Черно-белая обложка, с названием журнала, наименованием типа издания, порядковый номером выпуска, сквозной номер, год издания, календарные сведения, город, издательский орган, и такие графические элементы, как линейки и рамки. Внутренне оформление журнала было не до конца сформировано и ничем не отличалось от других изданий начала XIX века. Конфигурации материала была: прямая, горизонтальная, симметричная, текст не был развёрстан по колонкам, «шел» всплошную. Передовые статьи отбивались линейкой от другого материала или заключались в рамку. Изображения внутри журнала отсутствовали.

Периодичность. Частота, с которой выпускается каждый последующий номер журнал. Количество номеров издания за год. Так как относился к «толстым» журналам выходил два раза в месяц по 24 журнала в год. «Толстый» журнал - это ежемесячный общественно-политический и литературный тип издания, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы. Он содержал солидный объем страниц (до 300 — 500 страниц); во-вторых, совокупность тем, находящихся в сфере его внимания и превалирующая аналитичность в подаче материалов, в-третьих, особый состав номера, где совмещены литературно-художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия.[5] В XVIII веке Елизавета допустила создание частного журнала. Толстый журнал целый век был господствующим типом издания и пользовался огромным спросом в стране [2].У «Вестника Европы» вышло всего 174 части за 29 лет существования журнала. Толстый журнал заменил газеты, книги и энциклопедии.

Объем журнала – количество полос в одном номере журнала. От 86 до 400 страниц, объем каждой книжки был разнообразным, так как в журнале постоянно менялся авторский состав и руководство.

Тираж – число (выбранного номера) экземпляров журнала. Н. Карамзин планировал выпустить первый выпуск «Вестника Европы» тиражом в 600 экземпляров, но получилось в два раза больше. В среднем тираж журнала был от 580 до 1200 экземпляров. Например, тираж журнала «Друг просвещения» в 1806 году составлял 160-315 экземпляров.

В заключение, хотелось бы отметить, что на протяжение 29 лет существования журнала «Вестник Европы» из года в год менялся авторский состав, тематика, содержание и внешний вид издания. На все это влияло множество факторов: социальное развитие общества, положение в стране, экономика, внешняя политика, а также отношения со странами Европы.

В данной научной работе мы рассмотрели главные особенности журнала «Вестник Европы». Своим появление «Вестник Европы» открыл «новую» эпоху, нашел свою аудиторию и она оставалась с ним до самого закрытия. Совмещение литературной и общественно-политической тематики было новшеством для читателя того времени, а «толстый» журнал заменил аудитории газеты, энциклопедии и книги. И на протяжение целого века тип «толстого» журнала оставался самым популярным среди изданий в России.

На данный момент, на «прилавках» трудно отыскать «толстый» журнал, который бы соответствовал канонам первого такого типа издания. Во-первых ушла в прошлое сериализация прозы, равно как и сериализация рубрик. Во-вторых, литературная критика стала совсем другой или вообще исчезла: она больше не программирует литературный процесс. Критиков заменили обозреватели, ревьюеры, которые просто объясняют, про что книга и почему её надо купить. И в-третьих, редакция журнала – всегда была литературным клубом, сейчас в издательствах всего этого нет. Полное изменение типологических особенностей «толстого» журнала привело к исчезновению данного типа издания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий: (на примере специализированных журналов) [Текст] / А.И. Акопов. -Иркутск, 1985.

  2. Большая Советская Энциклопедия [Текст]. М 1975, т.20.

  3. Китаев В.А. «Вестник Европы» и революционное движение в России на рубеже 70-80-х годов ХIХ в. [Текст] / В.А. Китаев. - М.: Наука, 2002. -122 с.

  4. Архив журнала «Вестник Европы» [Электронный ресурс], URL: http://eurovestnik.ru/ (дата обращения 18.12.2017)

  5. История журналистики. Эволюция толстого журнала [Электронный ресурс], URL: https://lawbooks.news/istoriya-jurnalistiki_852/evolyutsiya-tolstogo-jurnala.html (дата обращения 16.12.2017)

Просмотров работы: 635