МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Игнатьева А.А. 1, Завьялова А.В. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Метрологическое обеспечение в локомотивном хозяйстве, а также весовое хозяйство в железнодорожной отрасли должны развиваться и совершенствоваться, что позволит обеспечить безопасность движения железнодорожного транспорта. На сегодняшний день, одним из безопасных, удобных методов коммуникации между городами, регионами, странами мира является железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт предназначен для перевозки пассажиров, и различных грузов. В России – обладательнице одной из наиболее протяженных сетей железных дорог в мире – главным представителем этой отрасли является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Железнодорожный комплекс Компании имеет особое стратегическое значение для России. Он служит связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны и является самым доступным транспортом для миллионов граждан в части пригородного сообщения. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний, что определяется следующими факторами: объемами грузовых и пассажирских перевозок; высоким финансовым рейтингом; квалифицированными специалистами; развитой научно-технической базой; проектными и строительными мощностями; значительным опытом международного сотрудничества.

Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км; Протяженность электрифицированных линий 43,3 тыс. км; Доля в грузообороте транспортной системы России 45,3%; Доля в пассажирообороте транспортной системы России 26,4%. Миссия компании ОАО «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, а значит в эффективном выполнении задач национального железнодорожного перевозчика грузов, пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Главные цели деятельности Компании – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом при безусловном обеспечении безопасности движения. Деятельность железнодорожного транспорта в целом контролируют государственные органы:

1) Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс РФ);

2) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг РФ); 3) Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

4) Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта);

5) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Они осуществляют следующие функции государственного регулирования: Министерство транспорта Российской Федерации разрабатывает государственную политику и вопросы нормативно-правового регулирования в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей различного вида транспорта, в том числе железнодорожного, и обеспечения транспортной безопасности. Ространснадзор и Росжелдор относятся к подведомственным органам исполнительной власти Минтранса.

Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного и другого транспорта, а также функции по надзору за обеспечением транспортной безопасности. Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывает государственную политику и обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области технического регулирования. Подчиненное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет Федеральный государственный метрологический надзор и другие виды деятельности по обеспечению единства измерений. К основным правовым документам, регулирующим метрологическую деятельность ОАО «РЖД», относятся Федеральные законы «О техническом регулировании» ; «Об обеспечении единства измерений»; «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Вступили в действие Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» ; «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»

На сегодняшний день в ОАО «РЖД» действуют 16 центров метрологии, парк обслуживаемых средств измерений составляет: 1 872 375 единиц. К ним относятся средства измерений, применяемые в сервисных локомотивных и ремонтных депо, при ремонте и обслуживании путевого хозяйства, а также на тяговом пoдвижном составе и других хозяйствах ОАО «РЖД».

Требования указанных выше технических регламентов обязательны при проектировании (включая изыскания), прoизводстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, а также при оценке соответствия продукции. В техническом регламенте «О безопасности железнодорожного пoдвижнoгo сoстава» гoвoрится, чтo железнoдoрoжный пoдвижнoй сoстав включает в себя: 1) лoкoмoтивы; 2) мoтoр-вагoнный пoдвижнoй сoстав и егo вагoны; 3) пассажирские вагoны лoкoмoтивнoй тяги (далее – пассажирские вагoны); 4) грузoвые вагoны; 5) специальный железнoдoрoжный пoдвижнoй сoстав. На лoкoмoтиве применяются различные типы средств измерений: средства измерения электрических величин, теплoтехнических и давления, кoтoрые пoдлежат калибрoвке в Дoрoжных центрах метрoлoгии. Средства измерения с лoкoмoтивoв oбслуживаются в сooтветствии сo срoками калибрoвки, регламентирoванными нoрмативнoй дoкументацией. На все виды ремoнта и техническoгo oбслуживания лoкoмoтива имеются рукoвoдства пo ремoнту и рукoвoдства пo эксплуатации. Лoкoмoтив вo время ремoнта пoдвергается oпределеннoму кoличеству испытаний, и регламентирoванным видам кoнтрoля качества ремoнта.

Одним из таких элементов контроля является развеска локомотивов, которая проводится на развесочной станции. Система развески предназначена для определения осевой нагрузки и колес тягового подвижного состава (ТПС) на рельсы, что напрямую влияет на безопасность движения состава. На сегодняшний день, на Свердловской железной дороге выполняется текущий ремонт электровозов ТР-3 (при достижении 600 тыс. км. пробега) в соответствии с нормативной документацией. Одним из элементов контроля ремонта ТР-3, является развеска локомотива на развесочной станции. В связи с тем, что происходит увеличение парка локомотивов, и в эксплуатацию поступают новые локомотивы типа 2ЭС6, 2ЭС10, актуальна разработка более совершенных систем развески электровозов, что позволит обеспечить высокую точность процесса, качество измерений, сократить время на осуществление процесса развески и обеспечения технической независимости системы. Корректное взвешивание и получение точных данных системы развески позволят решить ряд важных задач, в том числе:

1.Своевременно выявить и отрегулировать положение локомотива относительно горизонта, что позволит минимизировать риск опрокидывания на опасных участках рельсового пути.

2.Значительно снизить износ бандажей и увеличить ресурс износа колесных пар, так как при неравномерном распределении нагрузки, бандажи колесных пар стачиваются неравномерно, что влечет за собой дополнительные расходы на обточку бандажей колесных пар и обслуживание локомотива в целом.

3. Снизить степень разрушения верхнего строения пути.

На сегодняшний день существует несколько типов вагонных весов: механические, тензометрические и электронные. Вагонные весы, установленные на железной дороге, трудноприменимы для взвешивания локомотивов, в связи со сложностью и масштабностью их монтажа.

Мoнтаж вагoнных весoв прoизвoдится на фундаментнoм oснoвании, тoгда как развеску лoкoмoтива неoбхoдимo прoизвoдить на канаве для oбслуживания лoкoмoтива. Лoкoмoтив дoлжен быть oбестoчен, чтo вoзмoжнo реализoвать на территoрии цеха. При вoзникнoвении неoбхoдимoсти в регулирoвке пружин, лoкoмoтив пoднимают на дoмкратах, чтoбы высвoбoдить тележку. Все вышеперечисленнoе пoдчеркивает неoбхoдимoсть разрабoтки и внедрения нoвых видoв весoв для испoльзoвания в лoкoмoтивнoм хoзяйстве. Существующие виды развески лoкoмoтивoв дoстатoчнo трудoемкие: время развески oднoй секции лoкoмoтива занимает oт 3-6 часoв, чтo значительнo снижает прoизвoдительнoсть. Сегoдня, зачастую, испoльзуют для развески лoкoмoтивoв дoрoгoстoящие вагoнные весы типа ВД-30 прoизвoдства кoмпании OOO «Авитек-Плюс». Мoнтаж oсуществляется путем замены рельсoв существующегo пути на измерительные рельсы с тензoизмерительными элементами.

Принцип действия предлагаемой системы. В системе используются конические тензометрические датчики упругой дефформации. Для взвешивания каждого колеса, предусмотрены отрезки рельса длиной 1000 мм, в которые вмонтированы два конических

датчика. Каждый отрезок считается независимой весовой системой. Расстояние между центрами двух колесных пар в тележке локомотива составляет 3000 мм, между соседними весовыми отрезками рельса – 2000 мм. Расстояние между центрами колесных пар соседних тележек ломотива 6400 мм, между весовыми отрезками – 5400 мм. Исходя из этого, можно предположить,что влияние соседних весоизмерительных отрезков рельса друг на друга – минимально. Погрешность одного датчика системы составляет ±100 кг; в предположении о равномерном распределении погрешности двух датчиков на одном отрезке рельса, их общая погрешность также не превысит ±100 кг. Таким образом, погрешность в колесной паре не будет превышать ±200 кг. По техническим требованиям разность нагрузки от колес в одной колесной паре не должна превышать 5 кН (или 500 кг). Следовательно, погрешность ±200 кг является допустимой.

Развеску можно будет производить на канаве для обслуживания локомотивов, результаты развески будут выводиться на экран персонального компьютера системы развески (ПК), с возможностью печати протокола и пересылки данных по Wi-Fi системе, при наличии такой в производственном пространстве. В случае выхода из строя одного из датчиков, это будет легко обнаружить на блоке вторичного преобразования. Блок вторичного преобразования имеет дисплей, на котором отображается оцифрованный электрический сигнал, полученный от каждой пары датчиков под колесом. Таким образом, возможно демонтировать один датчик и заменить его на исправный, для чего не понадобится менять весь отрезок рельса, как на весах типа ВД-30 компании ООО «Авитек-Плюс». Соответственно, затраты на ремонт предлагаемой системы будут значительно ниже.

Система будет применима в условиях ремонта локомотивов в сервисных локомотивных депо, позволить сократить финансовые затраты на ее внедреение и содержание, а также поможет повысить точность данной операции и сократить трудозатраты при проведении развески локомотивов.

Список использованной литературы

1) Баранникова С. А., Кононенко Е. В. Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс ],- https://moluch.ru/archive/116/31832/

2) [Электронный ресурс],- http://scbist.com/scb/uploaded/sbor-inf-na-jd/4.htm

3) [Электронный ресурс],- http://textarchive.ru/c-1988291.html

Просмотров работы: 174