СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Такая область изучения как: участие бизнеса в социальной сфере региона имеет широкий набор понятий, классификаций и стратегий исследования. Рассмотрение данной сферы следует начать с понятия «бизнес» (Таблица 1).

Примеры трактовки понятия «Социально-трудовая сфера»

Таблица 1

Автор

Сущность/определение

Источник

Алан Хоскинг

Деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций

Курс предпринимательства: Пер. с англ. / А. Хоскинг ; Общ. ред. и предисл. В. Рыбалкина,-349с. [2]

Ю.М. Осипов

«Бизнес - это делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовлением продукта или оказания услуги

Основышпредпринимательского дела. Благородный бизнес: учебник / под ред.: Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. – 2-е изд,перера.и доп. – М.: Бек, 1996. – 476с.[4, c.27].

А.В. Бусыгин

Особый настрой души, форма деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций.

Предпринимательство: Учебник.—М.:Бусыгин, 2003.—614с.[5,c.12]

Все понятия, представленные в таблице, сводятся к тому, что бизнес-это деятельность, направленная на получение выгоды различными способами. Данные способы чаше всего выражаются в производстве товаров, оказания услуг или получения прибыли от пользования имуществом.

В современной научной литературе приводится следующая классификация участия бизнеса в социальной сфере – традиционная, систематическая благотворительность и социальное инвестирование [3, с. 128].

Опираясь на данные, полученные из таблицы можно сказать, благотворительность существует разная и может быть характеризована по различным основаниям. Все зависит от компании, ее размера, ресурсов, намерений и уровне социальной ответственности.

Термин «социальная ответственность бизнеса» означает то, что бизнес в замен на снятие административных барьеров со стороны государства участвует в обновлении медицинских учреждений, развития наукоемких отраслей, с которыми государству в одиночку не справиться. Бизнес- сообщество готово участвовать в развитии трудовых отношений, борьбе с бедностью, безнадзорностью детей, в стабилизации экологической ситуации и спасении памятников архитектуры [6].

Социальная активность приносит бизнесу привилегии. Они включают в себя: положительный имидж предприятия, помогает взаимодействовать с властью, приносит политические выгоды. Так же социальная активность дает возможность бизнесу воздействовать на ту область, которой помогает.

Для того, чтобы лучше разобраться что же из себя представляет участие бизнеса в социальной сфере региона нужно рассмотреть пример такого бизнеса. В омской области осуществляет свою деятельность такая кампания, как «Титан», которая является одной из главных спонсоров. В составе Группы: нефтехимический комплекс (ПАО «Омский каучук», ООО «Полиом»), агропромышленное производство (ООО «Титан-Агро»), а также предприятия инфраструктуры. Численность работников - около 6 000 человек.

Группа компаний «Титан» придерживается принципов социальной ответственности. На благотворительные цели ежегодно выделяется внушительная часть средств, которые направляются на социально значимые мероприятия, проводимые на территории Омской области. Благотворительная и спонсорская деятельность компании производится путем финансирования и помощи в организации проектов, благотворительных программ, выделения грантов на реализацию проектов по следующим направлениям: физическая культура и спорт, культура и искусство, социальные проекты, социальная сфера.

Если подробнее говорить о социальной сфере, то следует отметить, что поддержка оказывается районам Омской области: Омскому, Москаленскому, Саргатскому, Горьковскому, Кормиловскому, Исилькульскому, Русско-Полянскому, Нижнеомскому. Здесь производится работа, связанная с развитием инфраструктуры и повышения качества условий труда сельских жителей, осуществляется благотворительная деятельность, направленная на развитие общеобразовательных и культурных учреждений, содействие спортивно-массовым мероприятиям [7].

Крупным представителем бизнеса является ассоциация «Партнер-Омск», которая выделяет средства на поддержку социально значимых проектов, спонсорской и благотворительной помощи. Развитие культуры, детского и профессионального спорта, помощь детям, оказавшимся в трудной ситуации. Более 15 лет члены Ассоциации поддерживают детей из Детского Дома № 10. Традиционно Ассоциация является ежегодным спонсором и участником крупнейшего спортивного мероприятия Омской области - Сибирского Международного Марафона. Так же ассоциация «Партнер-Омск» всегда открыта для новых социальных проектов и с большим энтузиазмом поддерживает городские инициативы [8].

Фармацевтическая компания “АВВА РУС” серьезно подходит к социальной ответственности. В рамках мероприятия компания безвозмездно передала медицинским учреждениям Кировской области лекарственные средства на общую сумму более полумиллиона рублей. Благотворительная деятельность фармацевтического мероприятия не ограничивается передачей лекарственных средств. Так в этом году “АВВА РУС” передала дошкольным учреждениям Кировской области оргтехнику на сумму эквивалентную 500 000 рублей.

Проводился опрос среди омичей на тему активного участия бизнеса в социальной сфере. Среди компаний, реализующих значимые социальные проекты в Омске, население чаще всего отмечало «Газпром нефть» – 57%, Сбербанк – 33%, «Омский бекон» – 31%, «Сибколбасы» – 30%, ПО «Полет» – 30% и др.

Стоит сказать о том, что разработана карта социальной активности компаний Омска составлена на базе сравнения качественных и количественных характеристик, которые разбивают всех участников на три базовых сегмента: лидеры – компании, оказывающие значительное влияние на развитие социальной среды («Газпром нефть»); нишевые игроки – компании, которые реализуют нишевые проекты или проекты, значимые в рамках одного из сегментов социальной сферы (ассоциируемая с А. Голушко «Акция», Сбербанк, ГК «РУСКОМ», «ОША», Радиозавод им. А.С. Попова и др.); эпизодические игроки – компании, реализующие социальные проекты нерегулярно, сами проекты отмечены экспертами как малозначимые или малозаметные.

Карта социальной активности бизнеса Омской области показала, что органичная экосистема развития социальной среды в Омске не сформирована. Разрыв между очевидным лидером и другими социальными инвесторами значителен, что создает избыточные ожидания от единственного игрока и демотивирует остальных участников. Почти все компании, которые принимают активное участие в развитии социальной среды, неприметны для населения. При всем этом отмечается тенденция к росту вовлечения малого и среднего бизнеса в сферу социальных инвестиций [9].

Принципиальной задачей для Омска является формирование равновесной системы и коллективной ответственности за судьбу региона, активирование социальной политики и создания, к примеру, социального клуба — площадки для постоянного сотрудничества. Следует создать комплексную систему ценностей и поощрений, наибольшего вовлечения участвующих.

Список литературы:

  1. Гражданский Кодекс РФ 2017 (ГК РФ) ст.3[Электронный ресурс]: http://gkodeksrf.ru/ (дата обращения 9.12.2017)

  2. Забазнова Т.А. Сущность бизнес среды и предпринимательской среды вмсельскихстерриторияхм[Электронныйсресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-biznes-sredy-i-predprinimatelskoy-sredy-v-selskih-territoriyah (дата обращения: 9.12.17)

  3. Кравцова Т.В. Технология социального инвестирования и рост социальной ответственности регионального бизнеса / Т.В. Кравцова // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. – № 4-3. – С. 125-129.

  4. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес: учебник / под ред.: Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. – 2-е изд, перера.и доп. – М.: Бек, 1996. – 476с.

  5. Предпринимательство: Учебник. —М.:Бусыгин, 2003.—614с.

  6. Снегов А. Путь ответственных: от социального рекета к социальному инвестированию // Время Малого Бизнеса. 2004. № 10–11.

  7. [Электронный ресурс]: http://www.titan-omskkompaniy/sotsialnaya_politika/page3.php (дата обращения: 9.12.17)

  8. [Электронный ресурс]: http://partner-omsk.ru/socialnaya_otvetstvennost/(дата обращения: 9.12.17)

  9. [Электронный ресурс]:http://pltf.ru/2017/10/19/karta-socialnoj-aktivnosti-biznesa-omskoj-oblasti/ (дата обращения: 9.12.17)

Просмотров работы: 123