ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНФОРМАТИКИ И РОБОТОТЕХНИКИ УГАТУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНФОРМАТИКИ И РОБОТОТЕХНИКИ УГАТУ

Наумова Т.В. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно законодательству Российской Федерации дисциплина «Физическая культура» представлена в высших учебных заведениях как важный элемент полноценного развития личности. Это закрепляется в стандартах, согласно которым во ФГОС 3+ одной из обязательных общекультурных компетенций является компетенция «Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Физическая культура по сравнению с другими дисциплинами обладает наибольшим воспитательным воздействием так как имеет в своем арсенале много разнообразных средств физического и педагогического воздействия, начиная с оздоровительных и заканчивая спортом высших достижений.

В условиях современного общества для улучшения эффективности деятельности человека необходима ее автоматизация, что, к сожалению, приводит к малоподвижному образу жизни. Для того, чтобы в полной мере осуществлять свою деятельность, человеку придется поддерживать, а еще лучше, улучшать свой уровень физической подготовки (УФРС).

В наше время повсеместной компьютеризации IT-специальности стали очень востребованы, поэтому факультет информатики является самым многочисленным в вузе. Обучающиеся на специальностях, связанных с информационными технологиями, например, на направлениях подготовки бакалавра «Программная инженерия», «Информатика и вычислительная техника», в своей учебной и научной деятельности проводят достаточно много времени за компьютером. Неподвижная, статическая поза, минимальные движения верхних конечностей, характер которых однообразен, а также постоянное напряжение зрения, все это отрицательно сказывается на самочувствии человека. Таким образом, на фоне невысокой двигательной активности важным фактором задержки физического развития является высокий уровень учебной нагрузки, что приводит к угнетению психофизического состояния организма обучающегося в целом. Предупредить неблагоприятные воздействия данных факторов - значит сохранить здоровье.

С помощью специально разработанного комплекса упражнений, использования различных видов спорта, правильно организованного режима труда и отдыха возможно изменять в нужном направлении показатели УФРС. Факторами, благоприятствующими, или напротив, препятствующими физическому совершенствованию человека, также являются наследственность и среда в, которой воспитывался человек.

В связи с этим в процессе реализации дисциплины «Физическая культура» необходимо ориентироваться на будущую трудовую деятельность, сочетать общую физическую подготовку с профессиональной прикладной физической подготовкой (ППФП). Основным назначением подготовки является развитие и поддержание на необходимом для деятельности уровне физических и психологических качеств человека с учетом повышенных требований рассматриваемой профессиональной направленности, выработка функциональной стабильности организма к этой деятельности и выработка прикладных двигательных умений и навыков. В связи с этим сформулированы следующие задачи дисциплины «Физическая культура»:

- понимание социальной значимости физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационного ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности.

- приобретение личного опыта, повышение двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

- создание основы творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Установлено, что варьирование динамики умственной работоспособности, долгосрочное сохранение высокой умственной активности у обучающихся на протяжении всего времени обучения в высшем учебном заведении зависят от объема физических нагрузок в режиме учебного дня и учебной недели. Таким образом, отмечается тесная взаимосвязь между физической и умственной работоспособностью студентов. Для их повышения, стабилизации и поддержания на высоком уровне наиболее эффективен двигательные нагрузки в объеме 6–8 часов с режимом 2-3 занятий в неделю в течение всего периода обучения в вузе. Систематические и нестандартные занятия по физическому развитию увеличивают физическую работоспособность, что сопровождается улучшением функционального состояния центральной нервной системы и благоприятно сказывается и на умственной работоспособности обучающихся. Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения (таблица 1).

Таблица 1 – Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью

Период/

частота занятий

Характеристика занятий

первая половина семестра

70-75% упражнений, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости, а также скоростных способностей;

по частоте сокращений сердца интенсивность нагрузки обучающихся достигает 160-170 уд./мин.;

на умственную работоспособность обучающихся оказывается стимулирующее воздействие.

Продолжение таблицы 1

Период/

частота занятий

Характеристика занятий

вторая половина семестра

70-75% применяемых средств необходимо использовать для развития силы, общей и силовой выносливости;

интенсивность сердечных сокращений в этот период несколько снижается;

оказывается стимулирующее влияние на умственную работоспособность обучающихся.

1-ая пара

В начале учебного дня наиболее целесообразно применять нагрузки малой или средней интенсивности;

оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%;

главное назначение подобных занятий – это обеспечение уменьшения периода включения в умственную деятельность, положительным результатом является стимулирование и увеличение времени высокой работоспособности и обеспечение наилучшего усвоения учебного материала;

утренние занятия дают возможность сохранить высокую умственную активность до конца учебного дня, а также в период самоподготовки.

3-4-ая пара

Частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд./мин.;

Нецелесообразно планировать высокие физические нагрузки для групп с малой подготовленностью.

2 раза в неделю

У студентов, имеющих малую физическую нагрузку большой интенсивности, значительно снижается умственная активность в течение учебной недели;

важно учитывать УФРС при планировании подобных физических нагрузок на обучающихся, чтобы не снижать умственную активность.

В период сессии

Желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, уменьшенной до 60-70% от обычного уровня;

целесообразно проводить упражнения циклического характера с динамической интенсивностью.

Продолжительность и вид спорта

Нестандартные игровые формы проведения занятий и единоборства предъявляют повышенные требования к психологической подготовке обучающихся;

повышается функционирование эмоционально-психических механизмов и общий уровень устойчивости студентов;

результатом разработанных занятий является повышение умственной активности;

игровые нагрузки небольшой продолжительности, имеющие эмоциональную составляющую, стимулируют учебную деятельность;

наилучший эффект от занятий достигается в случае, когда содержание физкультурных занятий является разнообразным, а не монотонным.

Особенностью функционирования кафедры физического воспитания в Уфимском государственном авиационном техническом университете является то, что внедряются или внедрены нетрадиционные для России виды спорта, например, дартс, кикбоксинг, тхэквондо, аэробика, пауэрлифтинг и т.д. Проводится трансформация устаревших видов спорта в новые: полиатлон зимний, летний и т.д. Некоторые виды спорта реализуются в форме шоу, носят спортивно-развлекательный характер, имеют коммерческую тональность.

Во всех экспериментальных группах обучающихся зафиксировано улучшение или сохранение показателей физической подготовленности, в то время как в контрольной группе отмечено не столько улучшение, но и напротив ухудшение некоторых из них. Сравнительный анализ исходных и конечных результатов тестирования показал, что экспериментальные программы по преподаванию дисциплины «Физическая культура», использующие разработанные элементы ППФП по сравнению с традиционной программой по физической культуре являются более предпочтительными.

Список использованных источников.

  1. Вайнер Э. Н. Валеология: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050600-Педагогика] / Э. Н. Вайнер - Москва: Флинта, 2011 - 445, [1] с.

  2. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта] / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков - Москва: КноРус, 2012 - 240 с.

  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура"] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов .— 7-е изд., стер. — М. : Академия, 2009 .— 480 с. : ил. ; 21 см .— (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности) .— Библиогр.: с. 472-473 .— ISBN 978-5-7695-6214-3.

  4. Ерофеева О. И. Индивидуальные занятия со студентами специального медицинского отделения: [учебно-методическое пособие для студ. всех форм обучения, обуч.по всем напр. и специальностям] / О. И. Ерофеева, Л. Н. Михайлова - Уфа : УГАТУ, 2013 - 168 с.

  5. Организация физической культуры и спорта в образовательных учреждениях высшего профессионального образования", круглый стол. Рекомендации круглого стола на тему "Организация физической культуры и спорта в образовательных учреждениях высшего профессионального образования" [[Текст]] : [утверждены решением Комитета Совета Федерации по социальной политике от 24.04.2012 г., № 3.8-09/650] // Администратор образования .— 2012 .— № 12 .— С. 7-10 .— (Официальные документы) (Политика) .

  6. Евсеев Ю. И. Физическая культура : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Ю. И. Евсеев .— Изд. 6-е, доп. и испр. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010 .— 446 с. : ил. ; 21 см .— (Высшее образование) .— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-222-15572-1.

Просмотров работы: 161