Проблема дезадаптации давно исследуется в психологии и педагогике и на сегодняшний день остается самой востребованной и актуальной, потому как поступление в школу несет серьезные изменения в жизни ребенка, связанные со сменой условий его жизни и деятельности. Появляется новая социальная ситуация развития, которая вводит его в непривычный, нормированный мир, где школьник встречается с рядом новых правил и обязательств, связанных с приобретением нового статуса ученика, приспособлением к образовательному учреждению, дисциплиной исполнительных действий, навыками учебной деятельности. Повышается психологическая напряженность, непременно отражающаяся на физическом здоровье и поведении ребенка.
Проявление школьной дезадаптации при поступлении ребенка в школу это не только результат не сложившегося встраивания школьника в новую социальную систему, но и влияние условий среды в соответствии с потребностями и возрастными особенностями ребенка.
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. выделяют следующие критерии уровня адаптации у шестилетних учащихся:
успешность обучения: успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду, положение в структуре межличностных отношений, статус, эмоциональное самочувствие, общительность;
общественная активность: участие в общественно значимой деятельности, самостоятельность, инициативность [2, с.145].
Выделяют три основных типа проявления школьной дезадаптации:
когнитивный компонент проявляется в неуспешности обучения по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка (хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков);
эмоциональный компонент проявляется в нарушении эмоционально-личностного отношения к обучению, учителям, а также перспективам, связанным с учебой;
поведенческий компонент проявляется в систематически повторяющихся нарушениях поведения в процессе обучения и в школьной среде (конфликтность, агрессивность) [3, с.143].
В своем исследовании Новикова Е.В. выделила следующие причины школьной дезадаптации:
недостаточное овладение необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности;
недостаточная произвольность поведения;
невозможность приспособиться к школьному темпу жизни;
дезинтеграция норм семейной общности и школьного окружения [4, с.118].
Проявления школьной дезадаптации и методы коррекции по Овчаровой Р.В. представлены в таблице [1, с.67]:
Формы дезадаптации |
Причины |
Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей |
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением |
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) |
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможно неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) |
Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. |
Работа с семьей определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейным и школьными – «мы» |
Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это дети, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) |
Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
Таким образом, чтобы не допустить, по причине неспособности справиться ребенка с ролью ученика, отражения дезадаптации на его будущем в виде социальной отверженности и отгороженности, следует направлять все усилия на устранение причин ее возникновения.
Неотъемлемой частью изучения проблемы школьной дезадаптации является ее профилактика, которая заключается в своевременном выявлении и устранении предпосылок, а именно в качественной диагностике, позволяющей оценить уровень адаптации ребенка к школе. Школьную дезадаптация первоклассников можно выявить с помощью специальных психодиагностических методик [5, с. 283], представленных ниже:
Панасенко С.П. «Школа зверей». Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.
Прихожан А.М. «Проективная методика для диагностики школьной тревожности». Цель: определение уровня тревожности, анализ ситуаций, вызывающих у ребенка напряжение и дискомфорт.
Лусканова Н.Г. «Оценка уровня школьной мотивации». Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Лусканова Н.Г. проективный рисунок - тест «Что мне нравится в школе?». Цель: выявление отношения детей к школе, мотивационной готовности к обучению.
При необходимости рекомендуется использовать помощь школьного психолога, а также применение психологической коррекции, в которую обязательно должна входить работа с родителями ребенка в виде беседы и тренингов, как групповых, так и индивидуальных.
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что успешность адаптации к обучению в школе во многом обуславливается помощью детям в формировании учебной мотивации, положительном эмоциональном отношении к школе, сверстникам и учителю, при этом огромную роль играют личностные особенности самих учеников и их взаимоотношения с родителями.
Литература:
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе - М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 148 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: 2007. – 529 с.
Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия – М.: 2010. – 440 с.
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: 2003. – 340 с.
Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации – М.: 2012. – 320 с.