ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ИЛИ ПОЧЕМУ ВЫБОР НЕ ДЕЛАТЬ ВАЖНЕЕ ЧЕМ ВЫ ДУМАЛИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ИЛИ ПОЧЕМУ ВЫБОР НЕ ДЕЛАТЬ ВАЖНЕЕ ЧЕМ ВЫ ДУМАЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зачастую перед преподавателями непрофильных, гуманитарных предметов в технических вузах стоят вопросы, требующие неотложного решения. Каждый раз преподавателю приходится доказывать важность изучаемого материала. Существующий формат подачи преподаваемой информации в виде лекций и практических занятий является великолепным способом обучения. Но для современных студентов, являющимися по сути, представителями еще не до конца изученного и понятого «поколения Z» порой уже не хватает элементарной усидчивости для того чтобы выдержать все время занятий[1]. Еще бы, ведь если раньше единственным с кем мог разговаривать скучающий во время занятий студент был его сосед, то теперь благодаря последним достижениям прогресса количество информации и возможных друзей вырастает в разы. Используя портативные гаджеты и беспроводной доступ в интернет, можно установить связь с любым человеком из любой точки Земли. Сегодня, в постоянно изменяющемся мире, неизменно главное – необходимость научить студента новым знаниям. А для того чтобы его научить, в первую очередь его надо попытаться заинтересовать, ведь как говорил Анатоль Франс: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». [2]

Попыткой дать ответы на вопросы, поставленные перед педагогом современности, т.е. на то как сделать учебный курс по преподаванию гуманитарных дисциплин для студентов технических вузов озаботились и в УГАТУ, в результате чего были созданы различные авторские экспериментальные курсы, например курс «Педагогика и психология высшей школы» под авторством Ивановой А.Д. [2]

Попытаться разобраться в вопросах мотивации и заинтересованности чем-либо попытались Ром Шрифт и Джефри Паркер. Они провели эксперимент на трех группах случайно выбранных людей, результат их работы описал доктор философии Арт Маркман в своей статье «Почему выбор ничего не делать так важен» [3]. Идея проведенного эксперимента заключалась в том чтобы определить важно или нет предоставлять людям в качестве одного из вариантов выбрать «ничего» или «не делать». Опыт заключался в том, что первой группе испытуемых предложили решить одну из двух не сложных головоломок. Второй предложили то же самое, но им добавили вариант с возможностью отказаться от участия в решении задачи (в дальнейшем никто не отказался от участия). Третья группа стала контрольной с тремя вариантами выбора: две предыдущие задачи и третья такая, чтобы никто ее не выбрал (так и получилось, никто из испытуемых не стал выбирать эту головоломку). Это было нужно для того чтобы исключить возможное влияние количества выбираемых ответов на результат. Также перед каждым испытаниям, для того чтобы отвлечь испытуемых, всем группам предлагали решить еще одну стороннюю задачу.

В результате оказалось, что люди из первой группы, поставленные перед необходимостью выбрать из существующих вариантов решают задачи достаточно эффективно, но их внимание было направлено только на те задачи, что были выбраны т.е. на те задачи которые показались испытуемым лучшим выбором, чем отвергнутый вариант. При решении других задач упорство и настойчивость не проявлялись. Результаты второй группы людей показали, что простое включение варианта «выбрать ничего» или по другому «не делать» позволяет увеличить мотивацию, а именно стойкость и производительность по сравнению с теми, для кого задача была выбрана заранее. Третья группа была контрольной и ее результаты примерно совпали с первой.

Для тех, кто был поставлен перед обязательным выбором из нескольких вариантов без возможности отказаться остается только два выбора либо закончить начатое, либо бросить не доделав до конца, что по сути является всего лишь выбором не делать задание. Возможно это одна из причин существования такого явления как прокрастинация и всевозможных попыток избежать выполнение необходимой работы.

Подводя итог, можно сказать что перед преподавателем стоят различные вопросы. Если на их часть стоит ответить самому молодому преподавателю, то на другую можно поискать ответ уже сейчас. Возможно, ответ уже дан в существующих работах, необходимо только изучать накопленный опыт и использовать его с пользой.

Литература

  1. Сапа Александр Валерьевич Поколение z — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. Электронный ресурс URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos (дата обращения: 19.12.2017).

  2. Иванова А.Д. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; Электронный ресурс URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (дата обращения: 19.12.2017).

  3. Электронный ресурс URL: https://www.psychologytoday.com/blog/ulterior-motives/201404/why-having-the-choice-do-nothing-is-so-important (дата обращения: 19.12.2017).

Просмотров работы: 115