РОЛЬ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

Шарикова А.Д. 1, Шарикова А.Д. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие современной России неотъемлемо связано с модернизацией образования, которая главным образом затрагивает проблемы становления человека и гражданина, его интеграцию в современное общество. Неоспоримым фактом является то, что успешным в разных областях жизнедеятельности может быть тот человек, который практикует здоровый образ жизни. Однако, анализ многих исследований в данном направлении говорит, что большинство россиян, особенно молодого возраста, не имеют сложившейся ценности ЗОЖ.

В настоящее время в разных направлениях научного исследования (социологическое, медико-биологическое, психологическое, педагогическое) заложены теоретические основы решения данной задачи.

Учеными активно обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (Н.П. Абаскалова, А.М. Гендин, О.П. Добромыслова, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская и др.); изучается влияние различных факторов на формирование здорового образа жизни студентов (В. Буйлов, Т.А. Иванова, В.Г. Николаев, Э.Н. Полякова, Н.А. Русина и другие); исследуется компетентность студентов в вопросах ЗОЖ (А.В. Белоконь, Ю.М. Политова, А.С. Свердлина, Л.Г. Шаталина, Л.Г. Шуляковский и др.). [4] Широкое использование в образовательной среде таких форм, как лекции, консультации, повышение квалификации, спецкурсы, дополнительное образование, направляющих студента на здоровый образ жизни, фактически не реализуется. Ряд учёных (Г.С. Никифоров, Т.И. Прокопенко, А.М. Столяренко и др.) предлагает создавать такие программы и технологические модели формирования здорового образа жизни, которые ощутимо реформировали бы проблемную ситуацию, отношение студента к своему образу жизни. Корректировать текущий образ жизни, формировать мотивацию здорового образа жизни студента возможно через специальное педагогическое обеспечение. [1]

С.А. Марчук, изучая студентов, которые регулярно занимались спортом и не прерывавших занятия даже в период экзаменов, вывил более высокие результаты в сдаче сессии. Систематически занимающиеся физической культурой и спортом студенты имели выработанный стереотип режима дня и уверенность в поведении, у них фиксировались позитивные установки и высокий жизненный тонус. Они были более коммуникабельны, чем студенты не ведущие ЗОЖ, в них наблюдалась готовность к содружеству, они радовались социальному признанию и меньше боялись критики. Студентов, практикующих ЗОЖ отличала эмоциональная устойчивость, выдержка, оптимизм, настойчивость и решительность. Этой группе студентов в большей степени характерны чувства долга, собранности и добросовестности. Они эффективны в работе, легко переносят стресс, коммуникабельны, находчивы, без труда берут на себя ответственность. [2]

При формировании мотивации здорового образа жизни личности важно обеспечить сбалансированную систему педагогического воздействия на её эмоционально-волевую, интеллектуальную и практическую деятельность. Интенсивность формирования ЗОЖ личности будет расти по мере расширения ценностных ориентаций, перечня умений, получения полезной информации о физических и духовных достижениях.

Исследование некоторых составляющих здорового образа жизни показало, что отношение к нему (ЗОЖ) неумолимо падает. Это в первую очередь связано с тем, что у многих студентов отсутствует позитивный опыт занятий физической культурой. Второй причиной является крайне низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. Третий аргумент лежит в дефиците воспитания потребности соблюдения норм ЗОЖ и самосовершенствовании. И последний фактор указывает на недостаток чувства личной ответственности за слабый опыт двигательных умений и навыков, низкие физические способности. Исходя из перечисленного, остро встаёт вопрос необходимости в наиболее эффективных формах и методах формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, через совершенствование системы физического воспитания, различных способов ее модернизации и оптимизации. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья молодого поколения в настоящее время часто осознается как педагогическая.[3]

Таким образом, в учебных заведениях под формированием мотивации ЗОЖ главным образом понимается приобщение студентов к занятиям физической культурой. Подобные тенденции имеют теоретическую и экспериментальную базу, однако нельзя и забывать о других направлениях. Ориентация студентов на ЗОЖ может осуществляться через реализацию комплекса педагогических условий, приемов, методов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера.

Список литературы

1. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб.пособие. – 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 – 407 с.

2. Мархоцкий Я.Л. Валеология: учеб.пособие. – 2-е изд. – Минск: Выш. шк., 2010. – 286 с.

3. Марчук С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2005. №6.

4. Паначев В.Д. Исследование факторов ЗОЖ студентов / В.Д. Паначев // Социологические исследования, 2004, – №11.

Просмотров работы: 123