ЭТИКА В СТОМАТОЛОГИИ: МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА И ЕЕ КАЧЕСТВО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭТИКА В СТОМАТОЛОГИИ: МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА И ЕЕ КАЧЕСТВО

Прокопенко Н.В. 1, Соловьев Н.В. 2
1Волгоградский государственный медицинский университет
2Средняя школа № 101
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Повышение качества оказания медицинской помощи населению является наиболее актуальной проблемой современного здравоохранения России. Особенно эта тема остро стоит в стоматологии и, часто, обуславливает правовые конфликты.

Согласно концепции Всемирной организации здравоохранения, различают три составляющих качества медицинской помощи: качество структуры, качество процесса и качество. С правовой точки зрения, договорными условиями могут быть все составляющие, кроме последней (результат не является правовым содержанием услуги.

Информация о прогнозе, возможных осложнениях, исходах и т.д., согласно ст.20, Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.) должна быть обязательно предоставлена пациенту в том объеме, в котором она ему потребуется, в ходе обследования и лечения. От такой информации может зависеть, будет ли услугополучатель давать разрешение на оказание конкретного медицинского вмешательства.

Непредставление (или сокрытие) такой информации в ходе исполнения договора, является правонарушением и накладывает ответственность на услугодателя. Но ее невозможно получить в регистратуре до заключения договора.

Таким образом, наблюдается сложность и неоднозначность определения качества услуги вообще и медицинской услуги в частности. Разговор о критериях качества стоматологической услуги в договоре на возмездное оказание медицинских (стоматологических) услуг, необходимо начинать, осознав, что такое услуга, и, соответственно, ее качество. Медицинская услуга направлена на особое благо – здоровье человекα. Организм человека как объект воздействия существенно отличает медицинскую услугу в ряду других услуг. К особенностям медицинских услуг можно отнести и субъектный состав возникающего обязательства, предмет и объект договорα. Необходимо разработать специальный порядок заключения данного договора, следует уточнить и разработать дополнительные права и обязанности сторон. Специфичность медицинских услуг, обуславливает ряд проблем нормативного и этического характера.. В связи с этим оценка качества оказания медицинской помощи в целом и конкретной медицинской услуги конкретным врачом (согласно законодательству от юридического лица – ЛПУ) должна учитывать ее социальный контекст, а не сужаться к статистическим показателям оценки выполнения стандартов. Именно социально-психологический контент в оценке качества оказания медицинской услуги нередко порождает биоэтические конфликты, которые должны решаться в контексте принципов биоэтики. 19 октября 2005 года на своей 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. Этот документ содержит принципы биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, представлявших все регионы мира, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО:

  • Человеческое достоинство и права человека,

  • Благо и вред,

  • Автономия и индивидуальная ответственность,

  • Информированное согласие,

  • Признание уязвимости человека и уважение целостности человека,

  • Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность,

  • Равенство, справедливость и равноправие,

  • Недопущение дискриминации и стигматизации,

  • Уважение культурного разнообразия и плюрализма,

  • Солидарность и сотрудничество,

  • Социальная ответственность и здоровье,

  • Совместное использование благ,

  • Защита будущих поколений,

  • Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия.

Многие из этих принципов особенно актуальны для России. Так, например, в нашей стране, а также по всему миру активно пропагандируются равенство, свобода и равноправие для всех групп и слоёв населения. Но так ли это на самом деле? К сожалению, нет. Дискриминация присутствует в нашей жизни повсеместно, и наблюдать мы может это как сами – на улицах, в различных заведениях и учреждениях, так и в различных телепередачах.

Наиболее простой и банальный пример – различное отношение к людям, имеющим разное материальное или социальное положение. К человеку, относящемуся к более высокому социальному слою, который и выглядит соответственно, отношение будет гораздо лучше, чем к какому-либо другому человеку, не самой привлекательной наружности и в поношенной одежде. Вполне понятно и естественно, что в первом случае даже просто контактировать с человеком будет приятнее, но если уж идет пропаганда равенства, то различное отношение ни коим образом не должно проявляться. Но существует и другая сторона, с которой богатые и обеспеченные люди требуют к себе особого отношения, отличающегося от обычного. И исходя из этого, равенство отношения по социальному и материальному положению весьма маловероятно, так как в нём большинство сторон не заинтересованы.

Также, люди с различными внешними уродствами зачастую встречаются с иным к себе отношением, по сравнению с другими людьми.

Не менее редким является и равноправие. Равноправие полов, возрастов. От трудоустройства до залов суда. Очень сложно претендовать на равные права, когда на работу часто требуются молодые сотрудники, но при трудоустройстве предпочтение отдается опытным работникам. Также существуют профессии, на которые берут преимущественно мужчин или преимущественно женщин. И это связано даже не с физическим трудом, который может оказаться для женщины непосильным. Например, в авиадиспетчеры только с недавних пор начали брать девушек, и при этом при устройстве на работу предпочтение всё равно отдаётся мужчинам.

Привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнителя строго определенных медицинских манипуляций явно устарело. Социологические исследования последних лет убедительно показали, что в результате социально-рыночных изменений в современной России конфигурация профессиональных ролей врача-стоматолога изменилась. В настоящее время можно с уверенностью говорить о формировании нового социально «портрета», являющегося образом совокупности профессиональных ролей. Реализация практической деятельности врача-стоматолога осуществляется в тяжелых психологических условиях, которые требуют от него выхода за рамки своей профессии и необходимость использовать знания и навыки их других областей науки, таких как менеджмент, психология и, конечно, право. Неисполнение какой-либо составляющей «профессиональной роли», например, в правовом поле оказания стоматологической услуги, приводит всегда к негативным последствиям, выполнение же роли, которая также может привести к несоответствию ожиданиям, в то же время будет свидетельствовать об объективной необходимости расширения границ данной роли, но без соответствующих знаний реализация ее также будет невозможна.

В современных условиях оказания стоматологической помощи и услуг врачи должна включать в круг своих профессиональных обязанностей медико-правовую составляющую, соотносить свое поведение с основными правовыми нормами и на основании их соблюдения владеть способами профилактики конфликтных ситуаций и, несомненно, уметь конструктивно их разрешать.

Стойкая тенденция нарастания конфликтных ситуаций в сфере оказания стоматологических услуг, наблюдаемая в последнее время, требует более детальную и жесткую правовую регламентацию, чем раньше. Особенно это актуально для такой современной и бурно развивающейся отрасли стоматологической практики как дентальная имплантология, наиболее ярко выражающая коммерческий подход в медицине. Экономические факторы обусловлены высокой стоимостью данных видов услуг, а в отношении дентальной имплантологии – всегда возмездным ее характером. Кроме того, это услуга включается в себя группу последовательных этапов лечения и осуществляется различными специалистами (хирургом-имплантологом, ортопедом, зубным техником, а в ряде случаев терапевтом, парадонтологом и др.), что требует более четкой согласованности и последовательности действий, от которых и зависит благоприятный исход. Значительный уровень медицинских профессиональных рисков предполагает высокую вероятность возникновения конфликтной ситуации в правовом поле, что и наблюдается в настоящее время в стоматологической практике и, особенно при проведении дентальной имплантологии.

Заключение. Для определения критериев качества стоматологической услуги необходимо обратиться к ее родовому понятию – медицинской услуге. Медицинская услуга направлена на особое благо – здоровье человекα. Организм человека как объект воздействия существенно отличает медицинскую услугу в ряду других услуг. К особенностям медицинских услуг можно отнести и субъектный состав возникающего обязательства, предмет и объект договорα. Необходимо разработать специальный порядок заключения данного договора, следует уточнить и разработать дополнительные права и обязанности сторон.

Просмотров работы: 215