ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Чайников С.А. 1, Шулепова Т.А. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы исследования обусловлена увеличением числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения ОДА наблюдаются у 5-7% детей. Большую часть детей с нарушениями ОДА составляют дети с церебральными параличами. Распространенность ДЦП в различных странах составляет от 1 до 5,8% на 1000 новорожденных. В России в 2015 году насчитывалось 8,1 тыс. детей с ДЦП [2].

Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением центральной нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира [1].

Профессор О.Г.Приходько утверждает, что у данных детей наблюдаются следующие нарушения дыхания: недостаточная глубина дыхания, нарушен ритм дыхания - в момент речи оно учащается, отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот [4]. Экспериментальные данные доцента ВГАФК (г. Волгоград) Максимовой С.Ю. также свидетельствуют о том, что нарушения в формировании ОДА оказывают негативное влияние на деятельность дыхательной системы детей [3].

Все вышеизложенное обусловило необходимость изучения особенностей организации и методики учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию для обеспечения правильного функционирования дыхательной системы детей с нарушениями ОДА, занимающихся ритмической гимнастикой.

Актуальность темы определила выбор цели исследования - теоретически и экспериментально обосновать влияние специального комплекса упражнений по ритмической гимнастике на повышение показателей дыхания детей с нарушениями ОДА на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

  1. изучить виды нарушений ОДА у детей МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.

  2. раскрыть сущность ритмической гимнастики как средства физического воспитания детей с нарушениями ОДА.

  3. определить показатели дыхания у детей, занимающихся ритмической гимнастикой на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.

  4. выявить эффективность влияния занятий ритмической гимнастикой на показатели дыхания детей с нарушениями ОДА.

В качестве гипотезы исследования мы предположили, что применение в процессе физического воспитания специального комплекса упражнений ритмической гимнастики окажет эффективное влияние на повышение показателей дыхания у детей с нарушениями ОДА, занимающихся на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.

В педагогическом эксперименте приняли участие дети 10 лет с нарушениями функций ОДА. Сформировано две группы: контрольная и экспериментальная, по 5 человек в каждой. Количество занятий ритмической гимнастикой - 1 раз в неделю. В ходе констатирующего педагогического эксперимента (11.09.2017г.) были измерены такие показатели дыхания, как частота дыхательных движений, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе. В конце формирующего эксперимента (11.12.2017г.) нами были повторно измерены показатели дыхания испытуемых, произведено сравнение результатов между и внутри групп.

Для измерения частоты дыхания нами использовался тест - подсчет дыхательных движений за минуту. По данным Е.О. Комаровского норма частоты дыхания у детей 10 лет - 20 раз/мин.

Для определения времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе использовалась проба Штанге. Норма данной пробы у детей 10 лет - 39 секунд.

Для определения времени задержки дыхания на выдохе использовалась проба Генчи. Нормы данной пробы у детей 10 лет - 15 секунд.

Тестирование испытуемых на начальном этапе позволило получить следующие результаты (табл.1).

Таблица 1

Показатели морфофункциональных возможностей дыхательной системы детей 10 лет с нарушениями функций ОДА в начале эксперимента

Тесты по оценке деятельности дыхательной системы

Статистические показатели (M)

t

 

ЭГ

КГ

Частота дыхательных движений (раз/мин)

21,2

21,6

0,5

>0,05

Проба Штанге (с)

34,0

33,4

0,3

>0,05

Проба Генчи (с)

11,2

11,0

0,3

>0,05

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

  1. у детей ЭГ показатель частоты дыхания (ЧД) превышает норму на 1,2 дыхательных движения за минуту, а в КГ - на 1,6;

  2. у испытуемых ЭГ показатели пробы Штанге (максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе) отстают от физиологической нормы на 5 секунд, у КГ - на 5,6 секунд;

  3. в ЭГ показатели пробы Генчи (максимальной задержки дыхания на выдохе) отстают от физиологической нормы на 3,8 секунды, в КГ - на 4 секунды.

  4. сравнение результатов тестирования ЭГ и КГ между собой с использованием t-критерия Стьюдента, показало, что различия показателей дыхания в группах статистически не значимы (р>0,05).

В ходе формирующего педагогического эксперимента дети КГ занимались по базовой программе физической культуры, в процесс физического воспитания детей ЭГ был дополнительно внедрен специальный комплекс упражнений по ритмической гимнастике.

В результате проведенного исследования на этапе формирующего эксперимента получены следующие результаты (табл.2).

Таблица 2

Показатели морфофункциональных возможностей дыхательной системы детей 10 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в конце эксперимента

Тесты по оценке деятельности дыхательной системы

Статистические показатели (M)

t

 

ЭГ

КГ

Частота дыхательных движений (раз/мин)

19,4

20,6

2,6

0,05

Проба Генчи (с)

11,8

11,6

0,4

>0,05

Сравнив и проанализировав результаты тестов, полученные в конце эксперимента, можно сделать следующие выводы:

  1. показатель частоты дыхания в ЭГ близок к норме (меньше на 0,6 дыхательных движения за минуту), а в КГ превышает норму на 0,6 раз/мин. При этом различия между ЧД у детей ЭГ и КГ статистически достоверны (t =2,6, р0,05);

  2. показатели максимальной задержки дыхания на выдохе отстают от физиологической нормы: в ЭГ на 3,2 секунды, в КГ на 3,4 секунды и при этом различия в показателях Пробы Генчи у испытуемых ЭГ и КГ также статистически не достоверны (t =0,4, р>0,05).

Результаты нашего исследования позволяют сделать следующее заключение: внедрение в процесс физического воспитания специально разработанного комплекса упражнений по ритмической гимнастике не оказало эффективного влияния на улучшение показателей дыхания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБОУ СОШ №27 г. Мурманска. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза не нашла подтверждения.

Список литературы

  1. Абрамишвили, Г.А. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей [Текст] : / Г.А. Абрамошвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9.

  2. Здравоохранение в России. 2015. [Текст]: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. – 174 с.

  3. Максимова, С.Ю. Оценка функциональных возможностей дыхательной системы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Тест] : / С.Ю. Максимова // «CETERIS PARIBUS». – 2016. - № 3. – С.72-74.

  4. Трухан, Д.И. Болезни органов дыхания [Текст] : / Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – М.: СпецЛит, 2013. – 176 с.

Просмотров работы: 149