Так 27 июля 2010 года вступил в законную силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»2. Необходимость применения новых способов разрешения конфликтов, в частности и предпринимательских назрела давно: рассмотрение дела в судах требует больших затрат времени и финансовых средств. Судебный порядок практически всегда, за исключением особых случаев предполагает публичность - существо спора, суть взаимоотношений сторон становятся известными третьим лицам, что не всегда приветствуется предпринимателями, которые строят свое дело самостоятельно и независимо от всех. Не все предприниматели желают обращаться в арбитражный суд и из-за зависимости судов от публичной власти3.
На данный момент, несмотря на все разногласия по поводу использования медиации и ее законодательного закрепления, стоит сказать, что в условиях современного общества это необходимо. Существует огромная практика разрешения экономических споров в зарубежных странах, причем именно в странах с развитой свободной рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Там жизнь показала достаточно высокую эффективность приемов медиации. Так, например, в США, Великобритании и Австралии, для которых присуща англосаксонская система права, к медиации прибегают с начала 60-х годов. Во Франции, Бельгии, Германии медиация начинает особенно появляется в 70-80-е годы. Еще в 2001 году в США был принят Единообразный акт о медиации, в котором давалось дефиниция понятия медиация. Согласно данному акту медиация означает процесс, в котором посредник способствует общению и переговорам между сторонами с целью помочь урегулировать возникший спор посредством добровольного соглашения. В Англии и Уэльсе сегодня более половины споров рассматривают в порядке медиации, в восточных странах, например в Китае - до 70% людей, между которыми возникает спор, прибегают к помощи медиатора4.
Можно выделить следующие способы разрешения конфликтов между предпринимателями:
– судебный - арбитраж (третейское разбирательство);
– медиация (посредничество);
– переговоры.
Рассмотрим первый способ разрешения споров между сторонами, в частности предпринимателями – третейское разбирательство. Пока не смотря на развитие общественных отношений, на первом месте, как по количеству рассмотренных дел, так и по влиянию на экономическую жизнь, находится судебный порядок. Данный способ разрешения конфликтов до сих пор остается в ряду первых, так как обладает жесткой системой публично-правового обеспечения. Согласно ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» третейский суд представляет собой избранных в согласованном порядке сторонами единоличного арбитра (третейского судью) или коллегию арбитров, рассматривающих экономические споры5. Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие, так и для рассмотрения конкретного спора. Таким образом, стороны имеют дело с судом, который разрешает споры на основании действующего законодательства. Однако компетенция этого суда основана на воле стороны спора. К плюсам третейского разбирательства можно отнести то, что по своей сути оно лежит в правовом поле не публичного процессуального права, а права частного6. Сам способ разрешения конфликта, когда разрешение спора осуществляется лицом по выбору стороны, вытекает из такой черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, как диспозитивность.
В США решающую роль в развитии медиации сыграла крайне высокая стоимость услуг суда. Что важно, в России так же услуги суда нельзя назвать не дорогостоящими. В соответствии с АПК РФ выплата расходов чаще всего ложится на одну сторону.
Из чего делаем вывод, что чаще всего все расходы, которые понесла сторона в связи с участием в судебном споре, обращением в суд, подлежат возмещению проигравшей стороной, что не удовлетворяет интересы обеих сторон, участвующих в споре, что весьма важно для предпринимателей.
В свою очередь согласно п. 1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе. Помимо этого, согласно п. 2 той же статьи оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином7.
Из этого можно сделать вывод, что если прибегать к судебному разбирательству, то издержки будут существенно выше - это автоматически скажется на увеличении интереса предпринимателей к процессу медиации.
Конечно, еще более диспозитивен по своей сути последний из названных выше способов – разрешение спора путем проведения переговоров. Здесь стороны полностью свободны в выборе форм и приемов урегулирования спора, не связаны ни императивными, ни даже диспозитивными нормами права. Конечно, существуют определенные пределы для проведения таких переговоров, не должен нарушаться закон. С точки зрения частного права пределы действий сторон при проведении переговоров - общие начала гражданского законодательства, невозможность злоупотребления правом и т.д. Однако, как показала практика переговоры между субъектами, далеко не всегда эффективны. Предприниматели часто привыкли смотреть на отношения с иными субъектами исключительно, со своей стороны. Да и, вряд ли, возможно непредвзято оценить интересы другой стороны, объективно сопоставить со своими интересами. В данном случае как раз и появляется фигура медиатора, который поможет решить вопрос, максимально удовлетворив интересы обеих сторон и не нарушив закон. Суть медиации как способа разрешения предпринимательских споров в том, что две конфликтующие стороны могут при помощи профессионального посредника (медиатора) прийти к согласию, не прибегая к судебным разбирательствам8. По уровню диспозитивности медиация лежит где-то между обычными переговорами и третейским разбирательством.
В настоящее время правовая природа медиации активно изучается российскими учеными. Так О.Ю. Скворцов в докторской диссертации рассмотрел третейское разбирательство как способ саморегулирования в предпринимательской сфере9. О.Н. Максимович в кандидатской диссертации пишет, что «… одним из проявлений саморегулирования в гражданско-правовой сфере является формирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности постоянно действующих третейских судов, а также все чаще встречающееся применение такого способа разрешения конфликтов, как медиация»10. С таким подходом можно согласиться. Действительно, в медиации еще более четко, чем в случае с третейскими судами проявляются приемы саморегулирования. Конечно, саморегулирование бизнеса - сложная и малоизученная категория. Вряд ли возможно в настоящее время сформулировать целостные концепции саморегулирования - пока нет серьезной практики, нет комплексных научных исследований. Стороны в соответствии с договором не просто приходят к принятию решения по их спору определенному лицу в рамках определенной процедуры. Стороны при медиации, реализуя свою правосубъектность и действуя в своих интересах, самостоятельно приходят к разрешению конфликта11. Согласно ст. 3 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора12.
Медиатор играет второстепенную, но очень важную роль, он подталкивает стороны к поиску оптимальных путей урегулирования, объективно анализирует цели и интересы сторон13.
Разрешение споров посредством медиации предполагает создание организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Важное отличие медиации в том, что при разрешении спора на первый план выходит не строгое следование букве закона, а цель справедливого разрешения спора в соответствии с представлениями сторон о справедливости14.
Многие аналитики считают, что медиация возможна только при сравнительном равенстве сторон. Сторона, превосходящая соперника по каким-либо параметрам (финансовым, по возможности использования административных институтов и т.д.), не заинтересована в посредничестве. Однако это скорее экономические, а не правовые доводы. На практике вполне возможна ситуация, когда к медиации прибегают крупная корпорация и индивидуальный предприниматель.
Считаем, что классическими спорами, разрешение которых возможно с помощью медиатора как раз являются споры экономические.
Таким образом, подытожив все вышесказанное, можно сказать, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) позволит ввести цивилизованный порядок разрешения спора, сумеет ориентировать стороны на грамотные подходы. Помимо этого, на законодательном уровне решается вопрос об обеспечении исполнения решения, что немаловажно как для сторон спора, так и для медиатора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета - 27.07.2002. - № 137.
Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета, - 30.07.10. №5247 (168)
Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (последняя редакция) // - 31.12.2015. - № 297.
Елисеев Д.Б., Некрасов С.И. Медиация как метод и технология урегулирования социально - правовых конфликтов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 4. –С. 228.
Зайцева Л.И. Некоторые проблемы применения процедуры медиации в системе арбитражных судов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. -№ 15. – С. 43.Зыбина А.С. Возможности использования медиации при разрешении трудовых конфликтов в современном предпринимательстве // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2016. - № 35. – С. 118.
Калдина М. А. Медиация как инструмент корпоративного управления [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.nccg.ru/site. xp/049054048049124.html - свободный. – Загл. с экрана.
Коломытцева В.В. Этапы становления медиации в зарубежных странах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 2. –С. 269.
Максимович О.Н. Саморегулирование как элемент гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Автореф. канд. дисс. – Казань. – 2007. – С. 24.
Скворцов О.Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России. Автореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора юридических наук. – Санкт-Петербург. 2006. С. 39.
Сухова Н.В. Принципы процесса медиации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – № 3. – С. 155.Ширяева Ю.В. Медиация как важный фактор поддержки предпринимательства // Путеводитель российского бизнеса. -2013. - №8 (28). -С. 20.
Феоктистов А.В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. – 2014. - № 1. – С. 2.
1 Елисеев Д.Б., Некрасов С.И. Медиация как метод и технология урегулирования социально - правовых конфликтов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 4. –С. 228.
2 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета, - 30.07.10. №5247 (168)
3 Зайцева Л.И. Некоторые проблемы применения процедуры медиации в системе арбитражных судов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. -№ 15. – С. 43.
4 Коломытцева В.В. Этапы становления медиации в зарубежных странах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 2. –С. 269.
5 Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (последняя редакция) // - 31.12.2015. - № 297.
6 Скворцов О.Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России. Автореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора юридических наук. – Санкт-Петербург. 2006. С. 39.
7 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета - 27.07.2002. - № 137. Ст. 10.
8 Зыбина А.С. Возможности использования медиации при разрешении трудовых конфликтов в современном предпринимательстве // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2016. - № 35. – С. 118.
9 Скворцов О.Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России. Автореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора юридических наук. – Санкт-Петербург. 2006. С. 39.
10 Максимович О.Н. Саморегулирование как элемент гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Автореф. канд. дисс. – Казань. – 2007. – С. 24.
11 Сухова Н.В. Принципы процесса медиации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – № 3. – С. 155.
12 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета, - 30.07.10. №5247 (168). - Ст. 3.
13 Феоктистов А.В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. – 2014. - № 1. – С. 2.
14 Ширяева Ю.В. Медиация как важный фактор поддержки предпринимательства // Путеводитель российского бизнеса. -2013. - №8 (28). -С. 20.