ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Майзнер В.Ю. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время франчайзинг приобрел общее признание и стал особенно актуальным во всем мире. Много стран создали для развития франчайзинга выгодные условия и достигли значительного роста количества фирм, которые используют данную модель ведения бизнеса.

Привлекательность франчайзинга объясняется комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами взаимовыгодных системных связей, что, в свою очередь, позволяет сформировать однородную сеть с эффективным распределением капиталовложений; создать широкую систему сбыта товаров и услуг; усилить конкурентные преимущества членов сети по отношению к другим участникам аналогичного рынка; обеспечить возможность более быстрого выхода на рынок с минимальными рисками новых представителей системы. Функционирование сферы услуг по формату франчайзинга, является высокоэффективной формой организации коммерческой деятельности, имеет высокий уровень доходности и достаточно низкий уровень риска.

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (фр. franchise — льгота, привилегия), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франча́йзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Появление франчайзинга относят к началу 1800 годов, к так называемой системе “связанных домов”, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу работала фабрика «Singer» в Соединенных штатах Америки, специализирующаяся на производстве швейных машинок. Франшиза передавалась фирмам, осуществляющим сбыт и обслуживание швейных машин на определенной территории.

Стимулом к развитию франчайзинга послужило принятие законодательства, регулирующего товарные знаки.

Для прорыва на рынке с 1898 г. в своей практике стала активно использовать систему франчайзинга компания «GeneralMotors». Разработанный аптекарем в 1886г. рецепт и его продажа в 1900 привела к мощному толчку в развитии франчайзинга и система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой “CocaCola”. RexallDrugstores (аптеки) - 1902г., WesternAuto - 1909г., BenFranklin (магазины) - 1920г., A&W established “walkup” (пиво), HowardJohnson (мороженое) - 1938г. и другие компании вышли на рынок с использованием концепций франчайзинга и к 50-м годам XIX века в США насчитывалось около 100 компаний.

Сегодня франчайзинг получил развитие во-многих отраслях хозяйства.

Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике.

В России франчайзинг получил известность с приходом на рынок таких крупных компаний как «PizzaHut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola» и других хорошо известных в мире компаний. Однако, существующая система экономики и отсутствие правового регулирования этого направления не позволило развивать этот формат в России до 1996 года.

Как у каждого способа ведения бизнеса, у франчайзинга имеются свои положительные и отрицательные стороны. Начнем с преимуществ франчайзинга: Предпринимателю, приобретающему франшизу, оказывается всяческая помощь. Это и полезные советы, и поставки сырья и расходных деталей. Но всё это является только дополнением того, что предоставляется возможность пользоваться брендом, уже раскрученным на рынке. А значит, нет необходимости в использовании программ для маркетинга, необходимых на старте. Организация франчайзинга подразумевает проведение правообладателем франшизы тематических консультаций по ведению бизнеса. Он помогает налаживать связи с постоянными поставщиками. Даёт советы по организации маркетинга, хитростям обслуживания и многим другим моментам. А значит, предпринимателю не придётся заново заниматься изобретением велосипеда. Упрощается процедура получения кредитов. Выступление владельца франшизы в качестве гаранта, обеспечивающего пиар и продвижение бренда, существенно укрепляет позиции получателя кредита. Предпринимателю достаточно обладать определённым опытом работы и иметь знания в области менеджмента. Правда, без вложения денег тут не получится обойтись, но потрачены они будут на развитие своего дела. Высокий уровень достоверности финансовых прогнозов. Предприниматели, начинающие свой бизнес с нулевой отметки, вряд ли могут уверенно прогнозировать уровень доходов. А преимущества франчайзинга заключаются в том, что информации о налаженном бизнесе огромное количество, что позволяет достаточно точно прогнозировать перспективы. Нет необходимости затрачивать большое количество времени на изучение рынка. Ведь владельцем франчайзинга она предоставляется в собранном и систематизированном виде. Остаётся только воспользоваться ею.

Теперь перейдём к недостаткам франчайзинга Главным минусом франшизы является необходимость наличия начального капитала. Затраты включают в себя паушальный взнос, роялти, финансы для запуска бизнеса. «Молодые» франшизы чаще всего не требуют паушального взноса, только начальный капитал определенного размера для запуска бизнеса. Именно это пугает многих предпринимателей, заставляя их заниматься индивидуальной деятельностью. Так, например, в компании МТС сумма минимальных вложений составляла около 760 000 рублей для открытия одной точки обслуживания и продаж. Полная зависимость от бренда. Это означает, что в случае, когда франчайзер несёт убытки, потери будут и у франчайзи. И это очень неприятно. Необходимость выполнять взятые на себя обязательства. Имеется ввиду тот нюанс, что личным доходом предпринимателю придётся делиться с владельцем франшизы. Чаще всего эта ставка составляет менее 10% от выручки, что вполне приемлемо.

В последнее время у зарубежных компаний отмечается повышение интереса к российскому рынку, с точки зрения запуска в нашей стране франчайзинговых предприятий. При этом развитие франчайзинга в России идет не столь быстро, как это потенциально возможно, поскольку существует ряд препятствий, из-за которых данный процесс затягивается.

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Экономические проблемы

К данным проблемам можно отнести: нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики; отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.

Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести: отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.

Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой

Социально-психологические проблемы франчайзинга

Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем

Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.

Эта система должна иметь два направления:

широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;

узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.

Несмотря на указанные выше проблемы, интерес к масштабированию бизнеса путем запуска партнерских сетей и желание купить франшизу у предпринимателей неуклонно растут.

Это связано с тем, что информации становится больше, она обсуждается на специализированных семинарах и встречах. В итоге, четко осознавая особенности франчайзинга, покупатель может сделать правильный выбор и работать в интересной для него сфере при поддержке известной компании. Размер инвестиций, так же как и срок их возврата, разнятся. Существуют крупные проекты, такие как франшиза с окупаемостью до года с высоким доходом.

Главное, осознавать степень ответственности франчайзи и работать эффективно. Наиболее часто встречаются успешные франшизы в сфере общественного питания, розничной торговли, а также в области красоты и здоровья.

Сейчас франчайзинг активно внедряется в регионах страны, где становится все больше таких объектов.

А вот, что говорит о развитие франчайзинга в России генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект», представитель Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области Юлия Богушевская.- «Если коротко: они огромны! Интерес предпринимательского сообщества к теме франчайзинга в России очень велик. Если нам (Российской ассоциации франчайзинга, федеральным ведомствам и негосударственным организациям, занимающимся развитием малого и среднего предпринимательства) удастся сделать рынок франшиз максимально цивилизованным, прозрачным и понятным, франчайзинг будет мощнейшим катализатором развития МСП. Снижение рисков при старте, удлинение жизненного цикла бизнеса, синергия творческого и делового потенциала всех партнеров франчайзинговой сети — все это непременно даст мощный рост среднего класса в нашей стране, а значит, и последующую стабилизацию экономической и социальной обстановки. Россия — интереснейший рынок для иностранных брендов, нашим франчайзерам тоже интересен выход за пределы страны, соответственно, неизбежен рост экономической интеграции. Я думаю, что цивилизация рынка франчайзинга, отсеивание непрофессионалов, законодательная поддержка — все это дело самого ближайшего будущего. Так что перспективы развития франчайзинга в России, по моему твердому убеждению, самые блестящие».

Таким образом, франчайзинг в России — явление достаточно новое и очень быстро развивающееся. В последнее время у зарубежных компаний отмечается повышение интереса к российскому рынку, с точки зрения запуска в нашей стране франчайзинговых предприятий. Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Список литературы

  1. Франчайзинг (Электронный ресурс) Режим доступа :http://omsk.work5.ru/gotovye-raboty/109183 Дата обращения (10.12.17)

  2. Контроль за деятельностью франшизы (Электронный ресурс) Режим доступа:http://bzzone.ru/biznes-blog/kontrol-sotrudnikov-pri-rabote-po-franshize-osnovnyie-metodyi.html Дата обращения (10.12.17)

  3. Преимущества и недостатки франшизы (Электронный ресурс) Режим доступа : https://promdevelop.ru/franchajzing/ Дата обращения (11.12.17)

  4. История франчайзинга (Электронный ресурс) Режим доступа : http://franchisetop.ru/istoriya-poyavleniya Дата обращения (11.12.17)

  5. Перспективы франчайзинга В России (Электронный ресурс) Режим доступа: http://b2b.schoolsms.ru/stati-o-franchayzinge/franchayzing-v-rossii-perspektivi-razvitiya.html Дата обращения (12.12.17)

  6. Франчайзинг по русски (Электронный ресурс) Режим доступа :http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/franchising-po-russki.html Дата обращения (12.12.17)

  7. Франчайзинг (Электронный ресурс) Режим доступа :http://www.rusfranch.ru/presscenter/newsraf/304/ Дата обращения (12.12.17)

Просмотров работы: 615