В настоящее время одной из составляющих конкурентоспособности компании является качество менеджмента. Руководители, считают свою компанию стабильной, если, четко налажена организация управления, которая в свою очередь соответствует мировым стандартам. Ответы на все вопросы находятся на поверхности, стоит лишь посмотреть, как действует и какими инструментами пользуются зарубежные и крупные российские компании. В качестве объекта исследования автором была выбрана транспортная пригородная железнодорожная компания, функционирующая в границах Новосибирской области - ОАО «Экспресс-Пригород»[5].
Важнейшим условием применения процессного подхода является идентификация бизнес-процессов. М.Хаммер и Дж. Чампи говорили, что любое изменения в бизнесе требует инновационного подхода к самому управлению на общей базе бизнес-процессов, целью которых является максимальное удовлетворение потребителей, в данном случае пассажиров ОАО «Экспресс-пригород Суть процессного подхода состоит в том, чтобы клиенту (пассажиру), можно было предоставить продукт или услугу в по оптимальной цене при сохранении качества. При этом основной задачей перевозчика становится совершенствование внутренних процессов за счет устранения лишних операций[2].
Поэтому процессный подход рассматривается, как эффективным инструмент менеджмента ОАО «Экспресс-пригорода», отвечающий современным условиям и изменениям внешней среды.
При реализации подхода на реальном предприятии, руководители сталкивают с огромным количеством барьеров и проблем. Тут должна присутствовать четкость и ясность задач, учет опыта применения процессного подхода у лидеров в данной области или в компаниях со сходными функциями, а также рекомендации экспертов по менеджменту.
Рисунок 1 – Система менеджмента качества, основанного на процессном подходе
Чтобы избежать, лишних затрат и сокращения персонала, нужно рассмотреть в чем может заключаться проблемы внедрения процессного подхода ( рис. 1) Прежде всего это:
Разногласия менеджера с руководством, на счет подхода как идеологии;
Отсутствие желания и возможности вносить серьезные изменения в структуру управления (например в ОАО «Экспресс-пригород»);
Неумение организовать управление процессами, нехватка квалификации персонала и ресурсов которые необходимы, для оптимизации процессов.
Решение первого этапа – идентификации бизнес-процессов может быть реализована с помощью модели «Дерево функций», которая описывает функции выполняемые компанией, и встраивает их в иерархию. Бизнес-процессы (БП), которые происходят в рамках деятельности ОАО «Экспресс -пригород», можно разделить на 4 основные группы, в каждой группе есть свои опознавательные элементы:
основные БП, ориентированные на оказание услуг, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода;
вспомогательные БП, предназначенные для обеспечения выполнения основных БП и поддержания их специфических черт;
бизнес-процессы управления, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого БП и бизнес-системы в целом.
бизнес-процессы развития — это процессы совершенствования предоставляемых услуг, технологий, модификации оборудования.
После разделения БП на 4 группы, необходимо выполнить их оценку с помощью ключевых факторов успеха (КФУ) (классический подход). КФУ должны отвечать следующим требованиям:
являться самыми важными целями предприятия;
являться тем, что должно сделать предприятие, чтобы выполнить свою миссию;
как правило, начинаться со слов «мы должны» или «нам необходимо»;
представлять комбинацию тактических и стратегических факторов.
После того, как определены КФУ, необходимо осознать, что каждый фактор является необходимым условием для достижения миссии предприятия, а все факторы вместе становятся достаточными для ее достижения[3].
Миссия ОАО «Экспресс-пригород»: «Улучшение транспортного обслуживания жителей Новосибирской области, гарантия безопасных и комфортных перевозок пассажиров в пригородном сообщении»
Рисунок 2 – Ключевые факторы успеха ОАО «Экспресс - пригород»
Автором были сформулированы КФУ для выбранного объекта исследования - ОАО «Экспресс-пригород»:
выполнение функции по перевозке пассажиров, сохраняя высокий уровень безопасности и надежности;
использование инновационно-технологической инфраструктуры;
Развитие туристических направлений;
Использование разветвленной сети пассажирских участков, отлаженной системы технического обслуживания, экипировки и подготовки вагонов к перевозкам пассажиров.
Использование развитой сети дистрибуции транспортных продуктов, включающих прямые и косвенные каналы продаж, в том числе и инновационные электронные каналы;
Осуществление деятельности под архитектурой бренда РЖД, который обладает устойчивой и узнаваемой репутацией надежного перевозчика пассажиров [1].
Выбранные автором факторы успеха могут быть скорректированы и расширены на основании опроса экспертов в данной области и проведения интервью со специалистами компании «РЖД», ОАО «Экспресс-пригород», а также проведения анкетирования среди клиентов компании. В дальнейшем сопоставив идентифицированные бизнес процессы с выбранными КФУ можно выделить наиболее значимые БП, а также БП, которые особо нуждаются в совершенствовании.
Выделяя на данном этапе стандартные бизнес-процессы для выбранного объекта (таблица 1) и сопоставляя их с КФУ. Можно предположить, что приоритетными являются:
Перевозка пассажиров в пригородном сообщении.
Контроль качества предоставляемых услуг.
Стратегическое планирование.
Разработка механизма оптимизации именно выбранных бизнес процессов, позволит получить наилучший результат с точки зрения конкурентоспособности транспортной компании.
Таблица 1 - Матрица взаимосвязи бизнес-процессов и ключевых факторов успеха АО «ФПК»
Ключевые факторы успеха |
Важность (кол-во КФУ) |
||||||||||||||||
КФУ 1 |
КФУ 2 |
КФУ 3 |
КФУ 4 |
КФУ 5 |
КФУ 6 |
||||||||||||
Б И З Н Е С - П Р О Ц Е С С Ы |
БП 1 |
Перевозка людей в пригородном сообщении |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
||||||||||
БП 2 |
Контроль качества предоставляемых услуг |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
|||||||||||
БП 3 |
Анализ рынка конкурентов |
+ |
+ |
2 |
|||||||||||||
БП 4 |
Расширение новых направлений оказываемых услуг |
+ |
1 |
||||||||||||||
БП 5 |
Продажа билетов, сервисное обслуживание пассажиров в пути |
+ |
+ |
+ |
3 |
||||||||||||
БП 6 |
Подготовка вагонов в рейс, формирование и экипировка |
+ |
+ |
+ |
3 |
||||||||||||
БП 7 |
Управление финансами |
+ |
+ |
2 |
|||||||||||||
БП 8 |
Управление маркетингом |
+ |
+ |
2 |
|||||||||||||
БП 9 |
Управление персоналом |
+ |
1 |
||||||||||||||
БП 10 |
Стратегическое планирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
|||||||||||
БП 11 |
Развитие компетенций по инвестиционному планированию, НИОКР |
+ |
+ |
2 |
Следует отметить, что все ресурсные вложения в оптимизацию менеджмента качества следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции, это связано с тем, что деятельность по повышению и обеспечению качества продукции в рамках системы качества носит предпринимательский и инновационный характер.
Список литературы:
1 Гончарова Д.А. Общая характеристика ОАО «Экспресс-пригород» и анализ конкурентного положения компании на рынке транспортных услуг // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. – 2016.- Ч.1 (265). - С. 108-109.
2 Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. — СПб.: Издательство С.-Петер- бургского университета, 1997. — 332 с.
3 Репин В.В.Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2012. – 156 с.
4 Официальный сайт компании ОАО «Экспресс-Пригород» [Электронный ресурс] – URL: http://www.express-prigorod.ru/about/company (дата обращения: 17.12.2017).