ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Юмагужина Ю.В. 1, Сединкина И.И. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эксплуатация железных дорог — производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочногопроцесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех отраслей железнодорожного транспорта.Эксплуатационная работа включает в себя виды деятельности:Техническое нормирование – это разработка месячных норм поездной и грузовой работы для выполнения заданного объема грузовых и пассажирских перевозок, а также для планирования перевозок в последующие периоды.Оперативное планирование – это обеспечение эффективности работы, складывающейся в условиях оперативной обстановки.

Регулирование перевозочной работы – это обеспечение устойчивой работы всех подразделений и выполнение технических норм.Диспетчерское руководство движением поездов (выполняет ДНЦ – поездной диспетчер) – это обеспечение непрерывного контроля и управления движением поездов и маневровой работой.Управление работой локомотивного парка.

Учет и анализ эксплуатационной работы – это выявление узких мест в организации перевозочной работы, а также пути их устранения.Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.

Особенности эксплуатационной работы:

1.Осуществляется совместно различными подразделениями и компаниями перевозчиком, оператором, экспедиторскими, логистическими компаниями.

2.Производственный цикл начинается на одних железных дорогах, а продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта.

3.Локомотивы закреплены за определенными депо, куда, как правило, ивозвращаются. Но плечи работы локомотивов часто не совпадают с границами дорог.Существуют так называемые заезды локомотивов на другие дороги, что создает определенные проблемы с оценкой расходов, связанных с работой локомотивов и компенсацией этих расходов.Грузовые вагоны свободно обращаются по всей сети дорог, в связи с чем существует централизованное регулирование работы парка грузовых вагонов в масштабе всей сети. Это также сопряжено с определенными сложностями.

4.Вагоны обращаются по всей сети железных дорог. Этой особенностью обусловлено наличие в эксплуатационной работе железных дорог специфической области деятельности – регулирования вагонных парков.

5.На ряду железных дорог погрузка значительно превышает выгрузку,основное внимание уделяется организации грузовой работы и формированию поездов. План формирования поездов, определяет объем работы станций по формированию и расформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями.

Иначе можно сказать, что план формирования поездов – это план организации вагонопотоков в поезда и одновременно план распределения сортировочной работы между различными станциями (сортировочными, грузовыми, техническими и др.). На сети Российских железных дорог из всего множества станций 85 являются сетевыми по плану формирования.

План формирования разделяется на сетевой – для крупных (опорных) сортировочных станций сети, на которых в больших объемах перераспределяются вагонопотоки, и внутридорожный, который планирует организацию в поезда местных (внутридорожных) вагонопотоков.

6.На дорогах, где выгрузка превышает погрузку, большее место занимает организация выгрузки и возврата порожняка в пункты погрузки.

Вагоны от станции погрузки до станции выгрузки следуют в поездах различных категорий. Согласно плану формирования, различают поезда следующих категорий: отправительские маршруты, сквозные, участковые, сборные (включая вывозные и передаточные). Отправительские маршруты – погруженные и сформированные на одной или нескольких соседних станций поезда, проходящие без переработки не менее одной технической станции. Отправительские маршруты могут формироваться из вагонов, погруженных одним или несколькими грузоотправителями. В свою очередь отправительские маршруты различаются по назначению вагонов и по условиям обращения. По назначению вагонов различают отправительские маршруты: прямые – назначением на одну станцию выгрузки; распыления – назначением на несколько станций. По условиям обращения выделяют маршруты: кольцевые («вертушки») – вагоны после выгрузки возвращаются на станцию погрузки; технологические – обращаются по установленным ниткам графика. Сквозные поезда – формируемые на сортировочных, реже на участковых станциях и проходящие без переработки не менее одной технической станции. Обращаются между техническими (сортировочными) станциями. Участковые поезда – следующие без переформирования по одному участку, т.е. обращающиеся между соседними техническими станциями. Сборные поезда – следующие, как правило, по одному участку с целью развоза и сбора вагонов по станциям участка. Различают зонные сборные поезда с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые – следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки. В дополнение к сборным поездам могут назначаться диспетчерские локомотивы для доставки нескольких вагонов на промежуточные станции участка или отправления вагонов с этих станций. Вывозные поезда – следующие с технической станции до отдельных промежуточных (грузовых) станций участка или обратно с промежуточной (грузовой) до ближайшей технической. Передаточные поезда – следующие между станциями, входящими в один узел. Помимо категорий поездов, предусмотренных планом формирования, грузовые поезда классифицируются по: -дальности следования; -скорости движения; -числу групп в составе; -по состоянию вагонов, включаемых в поезда. По дальности следования различают поезда: дальние – обращаются в пределах двух и более участков (в основном сквозные); местные – обращаются в пределах одного участка или железнодорожного узла (участковые, сборные, вывозные, передаточные). По скорости движения выделяют: скорые грузовые поезда – имеющие по всему пути неизменяемую весовуюнорму и предназначенные для перевозки контейнеров, скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах; ускоренные грузовые поезда – следуемые с повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, живности, контейнеров. Отправление и пропуск осуществляется по расписаниям, установленным для этих поездов. По числу групп в составе формируют поезда: одногруппные – из вагонов, следующих на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования) или из одного рода порожних вагонов; групповые – из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения или разных родов вагонов. Большинство сквозных и участковых поездов относятся к категории одногруппных. Групповые поезда имеют наибольшее распространение во внутри дорожном обращении и в районах местной работы. В зависимости от включаемых в состав вагонов поезда формируются: груженые – состоящие из груженых вагонов; порожние – имеющие полный состав из порожних вагонов; комбинированные – из груженых и порожних вагонов.

7.Ряд дорог имеет значительный объем транзитных перевозок, для которых большое значение имеет обеспечение повышенной скорости продвижения поездов.Виды эксплуатационной работы железнодорожного транспорта:

•техническая эксплуатация

•коммерческая эксплуатация

Техническая эксплуатация - организация движения поездов, эксплуатация и проектирование железнодорожных станций и узлов, организация пассажирских перевозок.Коммерческая эксплуатация - организация грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.Определение границ полигонов управление перевозочным процессом .анализ факторов и условий перехода на полигонную систему управление эксплуатационной работой на сети железных дорого устанавливает основные критерии определение границ полигонов .

Обеспечение технологической завершённости процесса перевозок по организации перевозок вагонов и поездопотоков в пределах полигонов.Создание оптимистической системы построение участков обращение локомотивов и участков работы локомотивных бригад в приделах полигонов управления перевозочным процессом .Оптимизация разработки и выполнения планов ремонтно-строительных работ на основных направлениях сети железных дорог посредством предоставления «окон»Большой продолжительности и закрытий перегонов по технологии «в створе»при обеспечении ремонтно –строительных работ путевыми машинами и самоходным подвижным составом .Обеспечение оптимальных условий для работы крупных грузовых районов и прилегающих к ним подходов.Создание на полигонах более благоприятных условий для организации местной работы с большим по величине вагонопотоком по сравнению с отдельными регионами дирекциями управления движения .Создание оптимальных условий для выполнения железнодорожным транспортом специальных функции, связанных с организацией пассажирских перевозок во всех видах сообщения.При расчетах по первому критерию учитывается Образование крупных выгрузочных районов экспортных грузов в местах расположения морских портов. Наличие в ряде случаев существенных междорожных связей по передачи груза потока. Совпадение направлений концентрируемого продвижения порожнего вагонопотока. Возможное изменение изменение маршрутов следования груженых и порожних поездов и вагонопотоков при пре перспективном разделение инфраструктур на преимущественно грузовые и пассажирские направления.Определение по второму критерию основывается на анализе размещения участков обращения локомотивов и участков работы локомотивных бригад, которые должна максимально размещаться в границах полигонов.Размещение УОЛ на каждом тяговом полигоне определяется с учетом включения в тяговые плечи линий одного или нескольких железных дорог.Возможное совпадение железных дорог, входящие в полигоны, образуемые по первому и второму критерию,но по одному из них требуется уточнение границ с другими полигонами.При решение переноса стыков между железными дорогами, являющимися смежными при образовании полигонов ,учитываются следующие положения. Перенос стыков , а значит и границ между железными дорогами и соответственно между подразделениями производственного и сбытого блока ОАО «РЖД». При переносе стыков и уточнение границ полигона предпочтение должно отдаваться совмещению стыков станций со станциями рода тока. При этом такая станция должна включать в полигон , с которого на смежный полигон отправляется значительный поездопоток. Таким поездопотоком может быть преимущественно груженный, особенно с организованным тяжеловесным движением .Для учета третьего критерия на сети железных дорог прежде всего определяются основные направления , на которых закрытия перегонов и «окна» уже предоставляются по технологии « в створе».В качестве «створовых» направлений определяют протяженные сетевые направления со значительными размерами поездопотока имеющие ограничения возможности для пропуска поездопотока по параллельным хода а период предоставления «окна» с длительным закрытием перегонов. При меньшей величине доли прямого влияния ОЛП определяется возможность расширения границ полигонов без нарушения требования по первому, второму и третьему критериям. При невозможности такого решения границы полигонов по варианту ИВ(3) сохраняется с разработкой технических решений по расширению зон влияния полигонных логистических центров на управлении планированием,погрузкой продвижением грузов за пределы границы границ их полигонов на основе использования данной информационно-управляющих систем и тесно скоординированного взаимодействия ОАО «РЖД». Полученный вариант полигонов определяется как ИВ(3,4).По пятому критерию рассматриваются следующие положения.Определяются численные значения изменения показателе объёмов местной работы по варианту ИВ(4) по сравнению с объемами с местной работы при границах дирекций управлением движения в пределах железной дороги.На последнем этапе выполняются оценка варианта ИВ2 по шестому критерию и формирование основного варианта границ полигонов. В качестве самостоятельного по шестому критерию, например, может быть определен полигон Московской железной дороги , в пределах которого осуществляется более 60% сетевого отправления пассажиров. При несовпадающих границах на региональном уровне для принятия оперативных и технологических решений неизбежно потребуются дополнительные соглашения между подразделениями производственного и сбытового блока, а также участие в таких решения всемирного уровня управления.

Основные принципы организации движения поездов.

В основе организации движения лежат следующие важнейшие принципы:

1. Организация вагонопотоков в специализированные поезда на основе общесетевого плана формирования, который устанавливает назначения формируемых каждой станцией поездов, т.е. станции расформирования или выгрузки, до которых эти поезда должны следовать и категорию поездов. От того, как организованы вагонопотоки, зависит объём работы сортировочных станций, их технология и показатели использования технических средств транспорта. Оптимальный вариант плана формирования должен обеспечивать: - концентрацию переработки вагонопотоков на крупных сортировочных станциях; - использование экономически выгодных железнодорожных направлений для пропуска поездов; - ускорение оборота вагонов; - сокращение объёма маневровой работы на станциях; -и как следствие - уменьшение затрат на перевозки.

2. Организация работы станций - приём, отправление, пропуск поездов, расформирование - формирование составов, погрузка и выгрузка грузов, посадка и высадка пассажиров - на основе детально разработанного технологического процесса, который устанавливает порядок выполнения отдельных операций с поездами и вагонами, их продолжительность и исполнителей.

3. Организация движения поездов по графику, обеспечивающая рациональное использование пропускной способности линий, согласованность в работе территориальных подразделений и служб транспорта. График определяет не только движение поездов, но и работу станций, депо и других подразделений. График и план формирования устанавливают в новую норму и длину составов. График обеспечивает следование поездов с высокими скоростями, соблюдение установленной продолжительности работы локомотивных бригад.

4. Техническое нормирование, т.е. расчёт объёма погрузки и выгрузки, размеров движения на участках, передачи груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями, потребных парков подвижного состава и других показателей в зависимости от плана перевозок и оперативных задач.

5. Оперативное планирование эксплуатационной работой цель которого - обеспечить выполнение планов перевозок, графика движения и технических норм в условиях текучих суток и смен.

6. Диспетчерское руководство выполнением заданий по перевозкам и технических норм. В процессе движения поезда переходят с одних дорог на другие, а внутри дорог проходят по разным отделениям и участкам. За ними необходимо следить, чтобы не было заторов и перебоев, чтобы соблюдался график движения. Этим и занимается диспетчерский аппарат. Каждый диспетчер низшего подразделения подчиняется диспетчеру высшего; например, станционный отделенческому (поездному), последний дорожному. Диспетчеру подчинены работники всех служб связанные с движением поездов ( дежурные по станции, машинисты, осмотрщики вагонов и др.).

7. обеспечение безопасности движения поездов на основе Правил технической эксплуатациижелезных дорог ( ПТЭ), инструкции по движению поездов и маневровой работе (ИДП) и Инструкции по сигнализации (ИСИ).

Требования к организации перевозочного процесса.

К железным дорогам предъявляются следующие требования: - Обеспечить комплексное развитие всех отраслей железнодорожного транспорта базе достижений научно-технического прогресса и экономической реформы для полного удовлетворения потребностей экономике и населения страны в перевозках. - Обеспечить нормативный уровень надёжности технических средств транспорта и перевозного процесса, безопасность движения и сохранность груза. - Соблюдение сроков доставки грузов и высокий уровень удобств для пассажиров с целью привлечения клиентов. - Обеспечить требования охраны окружающей среды. Для совершенствования взаимодействия железнодорожного транспорта с предприятиями промышленности и сельского хозяйства к клиентуре - грузоотправителям и грузополучателям предъявляются следующие требования - Специализировать и кооперировать производство с учётом договорных объёмов перевозок рационализации грузопотоков. - Готовить грузы к перевозкам с учётом механизации транспортныхпроцессов. - Повышать ритмичность отправление грузов по половинам суток, дням недели, декадам, месяцам. - Прикреплять поставщиков к потребителям исходя из экологически обоснованных транспортных затрат. -Повышать маршрутизацию отправления грузов.- Обеспечивать сохранность подвижного состава, максимально использовать грузоподъёмность и вместимость вагонов. К отраслям, осуществляющим поставку подвижного состава, предъявляются требования: - Создавать новые и модернизировать существующие модели подвижного состава с улучшенными эксплуатационными качествами, повышенной надёжности. - Создавать подвижной состав в соответствии с типом перевозимых грузов. - Повышать уровень комфортабельности в кабинах машинистов, в пассажирских вагонах. -отраслям, осуществляющим поставку подвижного состава, предъявляются требования:. В системе управления эксплуатационной работой должны внедрятся прогрессивные принципы: - разработка научно обоснованных технологических процессов сортировочных, участков, грузовых и пассажирских станциях, депо, ПТО с использованием моделирования на ЭВМ и математических методов; при этом должно обеспечиваться ускорение продвижения вагона - и поездопотоков, минимальные простои на станциях (в ожидании выполнения операций); - график движения, обеспечивающий регулярность пропуска поездопотоков,разные скорости продвижения грузовых поездов.

Список использованной литературы

1.https://scicenter.online/ekonomika-otrasli-scicenter/201-suschnost-soderjaniekspluatatsionnoy-45962.htm

2.https://studfiles.net/preview/4547469/page:10/

3.Левин Д.Ю. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте: технология и управление работой станций и узлов : учеб. пособие / Д.Ю. Левин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 384 с.

4.Организация производства на транспорте: учебное пособие / Р.Н.Минько - М.: ИНФРА-М, 2015. - 160 с.

Просмотров работы: 2156