Многие авторы рассматривают стратегическое позиционирование как элемент эффективного менеджмента предприятия. Стратегическое позиционирование предприятия является процессом определения выгодного положения организации на рынке, относительно конкурентов, эффективности в достижении своей миссии на основе планирования своей деятельности, с учетом особенностей отрасли, опирающейся на стратегическое мышление руководства.
Целью стратегического позиционирования является создание преимуществ, дающих возможность конкурировать и укрепляться на современном рынке.
Стратегическое позиционирование дает предприятию следующие преимущества:
выбор позиции во внешней среде рынка, которая позволит использовать сильные стороны;
возможность избежать угроз со стороны внешней среды;
выбор направления дальнейшего развития;
осуществление постоянного анализа выбранной позиции;
произведение корректировки, необходимой в связи с изменениями условий функционирования;
своевременная реакция на запросы потребителей;
достижение поставленных целей.
Стратегическое позиционирование, как и любая стратегия, начинается с маркетинговых исследований, которые направлены на оценку различных факторов внешней среды, имеющихся конкурентных позиций с выделением преимуществ, видимых недостатков и возможных резервов производственных предприятий.
Стратегия позиционирования включает три основные фазы:
Определение текущей позиции.
Выявление конкурентов, определение характеристик товара, изучение потребностей покупателей.
Выбор желаемой позиции.
Выбор целевого рынка (и как следствие потенциальных конкурентов), и определение конкурентных преимуществ.
Разработка стратегии для достижения желаемой позиции.
Стратегия будет зависеть от выбора целевого рынка и решения, которое примет организация, по поводу того, как наилучшим образом удовлетворить потребности потенциальных клиентов.
Предприятие, позиционирующее себя, должно постоянно анализировать деятельность конкурентов. Ведь преимущества и особенности, предлагаемые потребителям, оцениваются непосредственно в совокупности с предложением конкурентов. В противном случае, позиционирование перестанет быть эффективным.
Стоит отметить, что для наиболее эффективного стратегического позиционирования, в условиях нестабильного российского рынка, предприятие должно вовремя определить свое место на рынке, желаемое положение в перспективе, и выбрать стратегию, вследствие, которой оно сможет претендовать на выгодные позиции рынка.
Эффективное и качественно выстроенное позиционирование, успешно донесенное до целевых потребителей, дает возможность предприятию занять свою нишу на рынке и успешно в ней работать. Правильное стратегическое позиционирование предприятия является залогом рентабельности и конкурентоспособности.
Подводя итог, можно прийти к выводу, что стратегия позиционирования очень важна в деятельности любой организации. Она поможет предприятию получить желаемые выгоды и достичь поставленных целей.