Главным принципом целевой ориентации управленческих решений является единоначалие, который заключается в том, что власть, принятие решения, ответственность и потенциал контролирования процессов и отношений в организации предоставляются лишь одному должностному лицу.
Из этого следует, что руководитель - это облик ответственности, власти и права контроля. Отношения целевой ориентации управленческих решений во многих аспектах воспитывают иерархическую пирамиду организации.
Повествуя о проблемах организации, следует сказать о такой проблеме, как организация целевой ориентации управленческих решений.
Считая организацию способом управления, мнения социологов и специалистов по теории управления, начиная с М. Вебера сходятся. Её деятельность объединяют в первую очередь с подготовкой и исполнением управленческих решений.
Результативность управления во многом определена качеством таких решений. Заинтересованность социологов к данной проблеме определена тем, что в решениях сосредоточивается вся совокупность отношений, возникающих вследствие трудовой деятельности и управления организацией, через которые преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Характеризуя абсолютный цикл управленческой деятельности, заключающийся в целепологании, планировании, организации, координации, контроля и корректировки целей, без затруднений можно заметить, что он, в конечном счете, изображен в виде пары элементов управления: подготовки и исполнения управленческих решений [3].
Следовательно, решения являются первостепенным элементом управления и организации.
Второстепенную часть любой управленческой функции составляют: принятие решений и обмен информацией. Нужда принятия решений зарождается на каждой стадии процесса управления. Она объединена со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией.
Решение – это выбор альтернативы. Каждый человек сталкивается с необходимостью выбора ежедневно, на собственном опыте вырабатывая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров великое множество: выбор обуви из наличествующего гардероба, выбор напитка из представленного меню.
Перед каждым действием индивида или поступком коллектива стоит принятое решение. Решения являются универсальной фигурой поведения, как отдельно взятой личности, так и социальных групп. Эта универсальность разъясняется осмысленным и целеустремленным характером человеческой деятельности. Тем не менее, невзирая на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией значительно разнится от решений, принимаемых в личной жизни.
Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение не в рамках своих личных потребностей, а в целях решения проблем отдельно взятой организации. Последствия - личный выбор индивида влияет на его жизнь и может воздействовать на жизни близких ему людей. Менеджер, значительного ранга, предпочитает направленность действий не только лишь для себя, но и для организации в целом и её сотрудников, и его решения могут оказать значительное влияние на жизнь многих людей.
Целевая ориентация управленческого решения – это избрание альтернативы, реализованной руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации [1].
В процессе управления организациями встречается колоссальное количество всевозможных решений, имеющих различные характеристики. Также, имеются кое-какие общие признаки, дозволяющие это множество определённым образом классифицировать.
Цель – безукоризненное, мысленное предвосхищение следствия деятельности. В кибернетике цель обозначает либо желаемое состояние системы, либо достигнутое способом обратной связи.
Обстоятельства, в которых проистекает принятие решений, обуславливает присутствие цели. Если цель не определена, то не зарождается и необходимость принимать то или иной решение.
По определению, главным смыслом деятельности производственных систем выражается достижение в будущем цели, т. е. желаемого состояния.
Процесс принятия решения сконцентрирован на достижении цели предмета управления, который представляется в виде траектории движения предмета управления к достигаемой цели.
Цели, стоящие перед организацией как субъектом управления, во многом обусловливают отрасль деятельности. Перед федеральным учреждением – одни цели, перед заводом по производству оружия – другие, перед коммерческим банком – третьи, перед супермаркетом – четвертые, перед госпиталем – пятые и т. д. [1]
Да и всякий управленец, как независимая личность, имеет свои индивидуальные цели, которые устанавливаются: собственной системой ценностей, материальным положением, возрастом, средой, в которой он работает, средой, в которой он воспитывался, семейным положением, состоянием здоровья.
На организацию системы целей управленца воздействие оказывают, согласно распространенной терминологии нынешней психологии, и те игры, в которые он играет.
Безусловно, что цели управленца как члена организации, которому делегированы ею назначенные права и обязанности, установлены определенные задачи, даны определенные возможности, и цели управленца как личности не всегда всецело идентичны. Однако установление приоритетности целей зависит, в свою очередь, от системы ценностей и целей, которых держится управленец.
В то же время организация оценивает результативность выполнения управленцем поставленных перед ним задач и оказывает надлежащие управленческие воздействия. Отметим, что выбор цели, в особенности стратегической, – одно из наиболее существенных управленческих решений, принимаемых как организацией в целом, так и некоторым управленцем.
Определение цели включает: концентрированный опыт руководства организации; динамику модификации той области, в которой реализовывается деятельность; понимание главных факторов и механизмов, действующих в ней; систему ценностей тех, кто эти цели ставит.
Процесс разработки и материализации управленческих решений обязан ориентироваться на достижение сформированной в компании цели.
Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость безотносительных значений.
Цели могут приумножать или обессиливать друг друга. В одном случае отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат реализации воздействие оставшихся. Это свойство и называется суперзависимостью.
Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие:
одну цель решения имеют лишь примитивные задачи, и если целей решения задачи несколько, то между ними вероятны и противоречия;
от буквальности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения задач, и, чем корректнее выражена цель, тем точнее будет решена проблема;
если необходимо сохранить несколько целей, то определяется важнейшая, приоритетная цель, а по остальным формулируются ограничения;
если обнаружатся противоположные цели у разных подразделений, к «общему знаменателю» их надо приводить, исходя из приоритетных целей.
Цели и решения связаны между собой, имеют аналогичные и отличительные признаки:
1) признаки сходства: направленность на позитивные изменения объекта управления; ориентация на миссию организации; постановка и принятие на всех уровнях управления; ресурсное обеспечение; временные границы реализации; наличие фактора риска; ответственность за выбор целей и решений;
2) признаки отличий: множественность решений и однозначность целей; действенность в целях – ожидаемая, в решениях – реальная; потенциал корректировки решений слабее, чем целей; финансирование целей приблизительное, решений – реальное; избрание целей - творчество лица, принимающего решение, выбор решения допустим на компьютере;
3) признаки взаимосвязи: цель - первая стадия выработки решения; цель - «костяк» контроля за исполнением решения; цель без решения безрезультатна; решение есть устройство осуществления цели; цель назначает выбор решения. Простая цель имеет один тип решения, цель средней степени сложности - два или три варианта, сложные цели могут быть описаны множественными решениями.
Целевые типологии – это совокупность и обусловленный порядок процедур и операций, учрежденный на приоритете целей над ситуациями, они ориентируют решение на достижение цели, а не на ликвидацию возмущающих воздействий. Как процесс цель отражает принятую организацией стратегию развития. Как явление цель устанавливает окончательный итог. Разработка новейшего управленческого решения совершается по многооперационному алгоритму, в связи с чем руководитель вместе с тем воплощает в жизнь два вида деятельности:
а) технократическую, которая должна охватывать немалую часть времени, это выполнение оправдавших себя управленческих процедур;
б) творческую, которая может присутствовать на любой стадии и требует развития определенных качеств и умения решать проблемы созидательно.
Фундаментальный критерий для создания управленческих решений – это наличие непозволительной проблемы в планировании, организации, мотивировании, контроле, координационной деятельности эксперта по управлению.
Целевые технологии принято делить на следующие виды:
1) инициативно-целевая технология организована на выдаче поручений без указания средств и способов их выполнения. Руководитель обозначает конечную цель и сроки, не указывая механизма ее достижения. Эта технология дает простор для инициативы;
2) программно-целевая технология - это упреждающее управление; поручения выдвигаются с указанием средств, методов и времени их выполнения, цель достигается точно в сроки; база - современные знания, информационные технологии;
3) регламентная технология предусматривает строгий контроль приближения к цели, хотя точные сроки достижения цели трудно определить.
Таким образом, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность; состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация.
Список использованной литературыБаранов В.В. Процесс принятия управляющих решений, мотивированных интересами. – М.: Юити-Дана, 2017. – 295 с.
Дульзон А.А. Разработка управленческих решений: учебник. – Томск: Томского политехнического университета, 2012. – 295 с.
Цветаев В.М. Управление персоналом. Учебник для бакалавров. – СПб.: Знание, 2016. – 192 с.
Юкаева В. С. Управленческие решения: учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Знание, 2017. – 326 с.