ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ НА ПРИЛАВКАХ В МАГАЗИНАХ: КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ? - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ НА ПРИЛАВКАХ В МАГАЗИНАХ: КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?

Балашова К.П. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все мы прекрасно знаем, что просроченный товар на полках магазинов лежать не должен, но от подобного никто не застрахован. В магазинах продукты с истекающим сроком годности, как правило, ставят на видное место, а потом могут вовремя не убрать. Как магазины «маскируют» такой товар? Как покупателям бороться с этим? Есть ли смысл надеяться на закон, или лучше бороться самому?
  1. Срок годности.

Срок годности – это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п.4 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Также сроком годности можно считать конкретную дату, указанную производителем, после наступления которой товар считается просроченным.

Существуют следующие категории товаров, для употребления которых обязательно устанавливается срок годности: продукты питания; парфюмерно-косметические товары; медикаменты; предметы бытовой химии. Также это могут быть иные товары, которые способны причинить ущерб здоровью потребителя, окружающей среде или утратить свои потребительские свойства по окончании указанного промежутка времени.

Срок годности указывается в нескольких формах:

  • Дата и (или) время изготовления товара с обязательным указанием возможности его употребления с момента изготовления;

  • Дата окончания срока годности («годен до:»).

На упаковке товаров, имеющих длительный срок годности (например, несколько лет) написано только две цифры, обозначающие месяц и год производства продукта.

Все продукты питания подлежат обязательному указанию сроков годности.

  1. «Маскировка»

Желающие сэкономить продавцы, прибегают к всевозможным уловкам и ухищрениям, чтобы просроченный товар оставался на прилавках как можно дольше. К наиболее популярным обманам относятся:

  • «Подтирание», «замазывание» и т.д. указаний о сроках годности товара. Велика вероятность, что товар с нечитабельнойинформацией всё же купят.

  • «Переклеивание». Поверх действующей информации продавец наносит более «свежую» версию.

  • Фасовкапросроченной продукции. Добавив к 99 упаковкам просроченного товара 1 упаковку годного купотреблению, продавец указывает срок годности последнего.

  • Переработкапросроченной продукции. Свежемороженая рыба во многих торговых сетях по истечении сроков годности превращается, например, в копчёную. А так как продуктэтоновый, то и вся информация ставится заново.

  1. Как определить свежесть продукта?

Первое, на что необходимо обращать внимание, – неприятный или необычный запах. Он остается даже в случае глубокой заморозки.Иногда проверить свежесть мяса помогает дедовский способ. Нужно нажать на мясо пальцем, и, если останется ямка, значит оно несвежее. Но, к сожалению, такую проверку научились обходить при продаже курицы. В просроченные тушки, вместе с водой и раствором фреша, по словам экспертов, часто закачивают глицерин и желатин для сохранения формы.

Давайте рассмотрим это на примере. Так, общеизвестно, что для свежей рыбы присуще плотная чешуя, ярко-красный цвет жабр, упругое и сочное мясо и прозрачные и выпуклые глаза. Отсутствие одного из этих признаков говорит о том, что рыба начала портиться. У рыбы, лежащей на прилавке далеко не первый день, глаза станут мутными, жабры приобретут серый оттенок, а при надавливании на мясе будут оставаться вмятины. Сильно выраженный рыбный запах и липкая слизь на тушке означают, что рыба протухла.

  1. Алгоритм действий потребителя при покупке некачественного товара

Во-первых, стоит изучить закон. По закону "О защите прав потребителей" потребитель имеет право в случае обнаружения в товаре недостатков требовать замены товара этой же марки или возврата денег. Бывает, что товар не просрочен, но испорчен, и это тоже повод для его возврата или обмена, если его перед продажей, например, неправильно хранили.

Во-вторых, следует вернуть товар в магазин. В первую очередь, нужно принести просроченный продукт в магазин. Если у покупателя сохранился чек, то проблем возникнуть не должно, особенно если магазин дорожит репутацией. Если чек не сохранился, то вернуть продукт в магазин будет сложнее, однако эта возможность тоже предусмотрена законом.

Согласно статье 25 Закона "О защите прав потребителей", отсутствие у потребителя товарного, кассового чека или другого подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Так что, если в магазин вы ходили не в одиночку, это может помочь делу.

В-третьих, обратитесь Роспотребнадзор. Если в магазине принципиально отказываются заменить товар или вернуть деньги, нужно обязательно оставить запись об инциденте в книге жалоб и предложений, а далее – обращаться в Роспотребнадзор или в организацию по защите прав потребителей. Телефоны этих учреждений, как правило, размещаются в магазинах на информационных стендах.

Написать письмо в Роспотребнадзор с жалобой на магазин можно также на официальном сайте надзорного органа. Кстати, стоит сфотографировать испорченный товар и приложить эти фотографии к письму. Кроме того, на «горячей линии» Роспотребнадзора подскажут, что предпринять в конкретной ситуации, например, если потребитель не удовлетворен качеством купленного товара ил предоставленной услуги. Отдельно стоит рассмотреть вопрос о правильной подаче претензии. Претензии к качеству приобретенного товара, у которого истек срок годности, можно подать в магазин и в письменной форме. По информации Общества защиты прав потребителей Московской области, главное, чтобы из текста претензии было понятно: кто, от кого, почему и что требует.

Претензия (в заголовке пишем слово «претензия» или «заявление») должна состоять из шести обязательных частей:

- сведения о том, кому адресована претензия (указать ФИО директора магазина и его юридическое название), и от кого подается претензия (ФИО, контактный телефон, почтовый адрес для ответа на претензию);

– сведения о товаре: какой товар был приобретен (наименование), его стоимость, дата покупки (обычно указана в кассовом или товарном чеке, который желательно приложить к претензии), срок годности товара, указанный на упаковке;

- суть претензий к товару: в произвольной форме изложить свои претензии к товару (истек срок годности или продукт испорчен и непригоден для употребления);

– конкретные требования к продавцу: например, заменить некачественный товар или вернуть уплаченную за товар сумму, причем предъявляемые требования должны быть обоснованы законодательно (желательно указать номера статей Закона «О защите прав потребителей»); если вы требуете возместить убытки, к претензии необходимо приложить документы, подтверждающие размер причиненных убытков (чек, а если вы отравились просроченным продуктом - справку от врача и чек на лекарства);

- указать, какие документы прилагаются к претензии (копия товарного или кассового чека и т. п).

- в претензию также можно упомянуть о намерении обращения в Роспотребнадзор или в суд за защитой своих прав, если продавец откажется добровольно удовлетворить претензию.

– ФИО, подпись заявителя и дата.

Претензия должна быть подготовлена в двух экземплярах. Претензию можно вручить лично, приехав в магазин. Один экземпляр необходимо передать продавцу, администратору или другому уполномоченному лицу (принимать претензию лично руководитель юридического лица не обязан). На втором экземпляре необходимо получить отметку о принятии претензии: подпись лица, принявшего претензию, ее расшифровка (фамилия, имя, отчество, должность), дата принятия, печать или штамп юридического лица (или индивидуального предпринимателя). Наличие печати (штампа) на претензии необязательно – суды, в большинстве случаев, считают доказанным факт вручения претензии и без нее.

Претензию можно отправить почтой, причем обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения (в описи сделать запись – претензия с такими-то требованиями). Документы, полученные с почты (чек, опись вложения, уведомление о вручении) нужно сохранить - они будут являться доказательством того, что адресат вашу претензию получил.

Источники:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)

  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей"

  4. https://www.m24.ru/articles/bezopasnost/08082017/148502

  5. https://www.samara.kp.ru/daily/26541/3558546/

  6. https://riamo.ru/article/50439/chto-delat-esli-vam-prodali-prosrochennye-produkty.xl

Просмотров работы: 182