Право на ведение предпринимательской и иной законной экономической деятельности относится к важнейшим конституционным правам граждан (ст. 34 Конституции РФ) и входит в состав гражданской правоспособности (ст. 18 ГК РФ).
Сегодня предпринимательство несовершеннолетних субъектов вызывает целый ряд вопросов, это связано с пробелами в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы возраста с момента достижения которого разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, а так же вопросы регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время законодательством четко не установлен возраст, с которого разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Рассматривая вопрос о возрастном цензе для лиц, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, можно столкнуться с различными точками зрения.
В учебной литературе этот вопрос решается неоднозначно. Многие авторы сходятся во мнении, что в законодательстве следует определить возраст 16 лет для начала осуществления предпринимательской деятельности[1, с. 65]. Некоторые авторы, в частности Г. В. Богданова, напротив, полагают, что существующее положение, дающее возможность заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет, вполне приемлемо, так как именно с этого возраста лицо становится деликтоспособным, появляется возможность самостоятельного заключения ряда сделок.
Наиболее верным решением является согласиться с теми авторами, которые полагают, что законодательство позволяет гражданам осуществлять предпринимательскую деятельность с 14 лет. Это следует из ст. 26 ГК РФ и ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) [2].
Следующий спорный вопрос, по которому отсутствует единство мнений - можно ли рассматривать разрешение законных представителей на ведение их подопечными несовершеннолетними предпринимательской деятельности как согласие на совершение ими всех сделок, связанных с такой деятельностью, или же законные представители должны давать согласие на совершение каждой сделки в отдельности. Так, К. Б. Ярошенко, А. В. Илюхин, А. В. Мицык полагают, что из п. 1 ст. 26 ГК РФ следует, что попечители должны давать согласие на совершение каждой сделки несовершеннолетнего индивидуального предпринимателя [3, с. 35].
Рассматривая данный вопрос, также стоит отметить, что некоторыми авторами предлагается законодательно закрепить субсидиарную ответственность законных представителей (подобно субсидиарной ответственности за причинение вреда) за нарушение договорных обязательств их подопечными-предпринимателями.
Правильной представляется позиция, согласно которой предпринимательскую деятельность должны осуществлять только те несовершеннолетние граждане, которые уже обладают полной дееспособностью. Это позволило бы разрешить все вышеуказанные проблемы.
Говоря о приобретении несовершеннолетним гражданином статуса полностью дееспособного лица нужно отметить, что согласно действующему законодательству эта возможность ставится в зависимость от его гражданско-правового состояния и характера осуществляемой им деятельности. В настоящий момент гражданское законодательство устанавливает два основных способа приобретения несовершеннолетним гражданином полной дееспособности: вступление в брак и эмансипация [4, с.367].
В действующем законодательстве РФ уравнен возраст приобретения полной дееспособности и брачный возраст, составляющий 18 лет. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 13 СК РФ, гражданин вправе вступить в брак до достижения им брачного возраста. Правовым последствием данного обстоятельства является приобретение несовершеннолетним полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Причем даже в случае последующего расторжения брака до достижения возраста 18 лет полная дееспособность гражданина сохраняется. При регистрации несовершеннолетнего, состоящего в браке, в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган, согласно пп. «з» п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации, должна быть представлена копия свидетельства о заключении брака [5, с. 298].
Приобретение несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет, статуса полностью дееспособного лица допускается также в рамках института эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Принципиальным отличием данного института от института брака является зависимость приобретения несовершеннолетним статуса полностью дееспособного лица от характера его деятельности. Так, согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен органом опеки и попечительства полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия своих законных представителей осуществляет предпринимательскую деятельность. Если в отношении первого условия неопределенности в правоприменительной практике быть не должно, то второе условие порождает вполне ожидаемые проблемы.
По смыслу ст. 27 ГК РФ, факт предпринимательской деятельности предшествует инициации процедуры признания несовершеннолетнего полностью дееспособным. Согласно ст. 21 ГК РФ осуществление предпринимательской деятельности гражданином допускается только после его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Несовершеннолетний в этом случае, если исходить из требований законодательства (пп. «з» ст. 22.1. Закона о регистрации), должен зарегистрироваться в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, представив нотариально удостоверенное согласие обоих родителей (законных представителей). Только потом у него возникает право обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о признании его полностью дееспособным, поскольку факт регистрации сам по себе не влечет для этого несовершеннолетнего последствий, вытекающих из эмансипации.
Несовершеннолетний, приобретший статус индивидуального предпринимателя, по своему гражданско-правовому положению остается частично дееспособным лицом. Однако в этом случае в отношении сделок, совершаемых несовершеннолетним в его предпринимательской деятельности, вплоть до признания его полностью дееспособным или до достижения им совершеннолетия будут применяться все те ограничения, которые, согласно ГК РФ, касаются несовершеннолетних от 14 до 18 лет. В частности, все сделки, не подпадающие под ч. 2 ст. 26 ГК РФ, он должен будет совершать при предварительном письменном согласии или при последующем письменном одобрении своих законных представителей. Такая ситуация не только значительно осложняет ведение коммерческой деятельности, но и несет дополнительные риски для потенциальных контрагентов несовершеннолетнего. Ведь при отсутствии письменного одобрения со стороны законных представителей заключенной несовершеннолетним сделки она, согласно ст. 175 ГК РФ, может быть признана судом недействительной.
Кроме того, несовершеннолетний, согласно п. 4 ст. 26 ГК РФ, может быть по решению суда ограничен или даже лишен права распоряжения своим имуществом или доходами, в том числе от предпринимательской деятельности. Данное положение вещей явно не согласуется с самим смыслом предпринимательской деятельности, которая, согласно норме того же закона (ст. 2 ГК РФ), носит инициативный и самостоятельный характер.
В связи с этим представляется, что в ст. 27 ГК РФ следует внести изменения, указав в качестве основания эмансипации не факт осуществления предпринимательской деятельности, а лишь намерение ее осуществления.
Подводя итоги статьи, можно сказать, что вопрос предпринимательской деятельности несовершеннолетних является достаточно проблемным в настоящее время и требует внесении необходимых изменений в законодательство.
Список литературы
Букшина С. В. Правосубъектность несовершеннолетних: необходимость реформирования гражданского законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 5. С. 64-68.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3431.
Мицык А. В. Индивидуальный предприниматель в нотариальной практике // Нотариус. 2015. № 6. С. 34-37.
Гражданское процессуальное право России: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. / под ред. С. Ф. Афанасьева. М.: Юрайт, 2016. Т. 1. 444 с.
Гражданский процесс: учебник для бакалавров / отв. ред. В. В. Блажеев, Е. Е. Уксусова. М: Проспект, 2015. — 736 с.